Комментарий
27 Мая 2009 0:00

Выпускной-вступительный

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков
<p class="text">26 мая выпускники общеобразовательных школ начали сдавать экзамены по формуле «два в одном». Один — это ЕГЭ, который одновременно и выпускной, и вступительный. Отныне любой выпускник, набравший высокие баллы по соответствующим предметам, имеет право быть зачисленным в любой вуз страны. Наконец-то сбылась мечта Ломоносова, и «российская земля» (т.е. система высшего образования) теперь будет беспрепятственно рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».</p>

<p class="text">К тому же, теперь куда ни глянь — всем выгода. Школам — потому что у школьников появляется сильнейшая мотивация учиться всерьез. Родителям — потому что не нужно нанимать репетиторов и искать «ходы» в приемные комиссии вузов, в которые они нацелили своих чад. Вузы избавляются от затратной и коррупциогенной процедуры вступительных экзаменов. И — однако.</p>

<p class="text">История внедрения Единого Государственного Экзамена полна интриг, скандалов и публичных протестных акций. Вопрос о том, кто и почему выступал и продолжает выступать против ЕГЭ, требует специального исследования (не исключено, что и расследования). А вот вопрос о том, отчего обсуждение общественно-значимого и государственно-важного дела практически изначально пошло в формате истерики и паникерства, имеет, по-моему, простой и ясный ответ. Отчего? От — нашего невежества.</p>

<p class="text">Пушкинское сетование на то, что «мы ленивы и нелюбопытны» продолжает оставаться актуальным практически и через 200 лет. И в случае с ЕГЭ это очевидно до безобразия. Вместо того чтобы дать себе труд вникнуть в достоинства и недостатки новой экзаменационной процедуры, мы сходу клеймим ее, превращая чуть ли не в аналог трехбуквенного ругательства. А труд-то невеликий!</p>

<p class="text">Посчитаем. ЕГЭ является обязательным только по двух предметам: по русскому языку и математике. Усвоение обоих легко определяется формализованными процедурами, так что сомневаться в объективности полученных оценок нет никаких оснований.</p>

<p class="text">Далее к ним на выбор прибавляются еще 9, из которых 6 — это физика, химия, биология, география, иностранный язык, а также информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКМ), где проверка знаний также не составляет никакой проблемы.</p>

<p class="text">Где действительно существует проблема, так это в предметах гуманитарно-социального цикла — литературе, истории и обществознании. Вокруг них и по их поводу в основном и кипят общественные страсти, подогретые недавним возмущением президента Медведева образчиком КИМов по истории.</p>

<p class="text">И вот в этом кипении страстей фундаментальная проблема — ЧТО ПРЕПОДАЕТСЯ в качестве Госстандарта по этим предметам — заменяется проблемой вторичной и, в общем-то, решаемой — КАК ПРОВЕРЯТЬ, то, что преподается. А в этой подмене и кроется тот самый «дьявол», который именно что «в деталях».</p>

<p class="text">У каждого из этих трех предметов — своя специфика. Не возьмусь судить о литературе и истории, но, имея опыт создания учебников обществознания для старшей школы, скажу вот что. До тех пор, пока обществознание будет преподаваться как «ассорти» из социологии, политологии, экономики, этики, социальной психологии, права, философии и прочих «социальных наук», ничего кроме зазубривания якобы «научных» определений на уроках такого обществознания не будет. И тогда не надо жаловаться на КИМы — они в данном случае вполне адекватны тому, что призваны контролировать.</p>

<p class="text">Поэтому реально продуктивная общественная дискуссия здесь возможна и даже необходима о том, что преподавать под названием предмет «обществознание» в государственной общеобразовательной школе? И уже потом — о том, как контролировать и измерять полученные знания. Убежден, что вменяемые КИМы здесь возможны, если обществознание из «ассорти» превратится в реальную школьную дисциплину со своим реально существующим предметом. Таким, например, как глобальный мир в XXI веке.</p>

<p class="text">Так что же, отменить ЕГЭ по дисциплинам социально-гуманитарного цикла до окончания публичных дискуссий? И что взамен? Прежние вступительные экзамены со всеми общеизвестными «прелестями»? Ни в коем случае! Экзамен по формуле «два в одном» — правое и благое дело. А публичная дискуссия о Госстандарте по литературе, истории и обществознанию — своим чередом. Не одно вместо другого, а — и то, и другое.</p>
14 Ноября 2016 Общество  Детям чиновников запретят учебу за рубежом В Думу внесен законопроект о запрете на обучение детей чиновников за границей. Документ подготовил коммунист Валерий Рашкин. По мнению экспертов, эта инициатива нежизнеспособна и не преследует иных целей помимо пиара КПРФ. 31 Августа 2016 Общество  Россияне сократили траты на сборы к школе В 2016 году россияне на четверть сократили траты на подготовку школьников к началу учебного года. Расходы на подготовку детей к школе составили 14,8 тысячи рублей. Это на 26% меньше, чем в 2015-м, когда родители тратили в среднем 20 тысяч. 20 Августа 2016 Главное  Премьер пообещал стабильность учителям Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с зарплатой учителей выглядит «благопристойно». Однако основным вопросом по-прежнему остается то, как не допустить нового снижения уровня зарплат.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".