Статья
13 Сентября 2011 19:13

Як-42 мог разбиться из-за ручника

Самолет Як-42, разбившийся 7 сентября под Ярославлем, начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом, сообщил источник, знакомый с ходом расследования обстоятельств трагедии.

Это устройство – аналог ручного тормоза в автомобиле – используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе, и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично, пишет «Московский комсомолец».

Кроме того, источник сообщил, что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).

Не исключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен, мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП – самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По данным «МК», официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже «разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено». Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.

Тем не менее наш источник предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, «комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться». Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.

Александр Брод, член Общественной палаты РФ:

В авиации сейчас очень много проблем: от технического состояния воздушных судов и вплоть до подготовки летного состава. Все они совсем не новые и хорошо известны и чиновникам, и тем, кто ежедневно управляет транспортными судами.

Никто в Минтрансе так и не ответил за тот бардак, который творится на транспорте. Практически еженедельно в одном или нескольких регионах России происходят катастрофы с самолетами, вертолетами, автотранспортом, водными судами. Однако, никто не заявил о своей отставке, а расследования, как правило, проводят те, кто должен нести ответственность за допущенные нарушения. Мне кажется, Общественный Совет Минтранса должен занять сейчас самую жесткую позицию.

Пока, увы, нет никаких причин думать, что катастрофа, подобная трагедии под Ярославлем, не повторится.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".