Статья
3 Ноября 2010 12:12

Якунин призвал закрыть вакханалию с Химкинским лесом

<p>Президент РЖД Владимир Якунин считает, что для строительства трассы «Москва - Санкт-Петербург» через Химкинский лес есть все необходимые документы, и прокладка трассы должна быть продолжена.<br />
<br />
«Вакханалию с автомобильной дорогой надо закрывать. Законным образом проведены все согласования, проведены все встречи с народом, и после этого возникает не просто обращение к президенту или премьеру с просьбой разобраться, а блокируется работа по подписанным контрактам», - сказал Владимир Якунин в интервью газете «Ведомости».<br />
<br />
«Воздействие человека на природу неизбежно. Мы хотим ездить по той дороге, которая существует между Москвой и Санкт-Петербургом с риском для жизни? Или мы хотим, чтобы возникла новая современная магистраль?», - добавил он.<br />
<br />
Как сообщалось ранее, в конце августа президент РФ Дмитрий Медведев принял решение приостановить реализацию постановления правительства о строительстве автодороги через Химкинский лес до проведения новых общественных и экспертных обсуждений этого вопроса. <br />
<br />
Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.<br />
<br />
В середине сентября Общественная палата Российской Федерации провела слушания «Химкинский лес - проблемы и решения», собрав максимум различных мнений по этому вопросу. Секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов высказал удовлетворенность тем, как прошли обсуждения. «Я как-то удовлетворен. Мы, с одной стороны, никому не заткнули горло, а с другой - избежали информационной войны, подобной той, которая началась в СССР 25 лет назад в связи с Чернобылем», - сказал Евгений Велихов журналистам по итогам мероприятия.<br />
<br />
По мнению секретаря ОП РФ, на слушаниях все было достаточно сбалансировано. В дискуссии приняли участие как представители правительства, общественных организаций, так и простые жители Химок. Тем самым, собраны и обобщены различные значимые мнения по данному вопросу, т.е. задача слушаний выполнена, несмотря на  то, что каких-то конкретных решений принято не было. Как отметил Евгений Велихов, ОП РФ может принять конкретную резолюцию по этому вопросу. «Но для этого нужно запустить соответствующую процедуру», - подчеркнул он. Сейчас же, полярные мнения как жителей, так и экологов и строителей убедили членов Общественной палаты, что нужна дальнейшая работа специалистов.<br />
<br />
Так например, министр транспорта РФ Игорь Левитин не видит причин отказываться от проекта строительства трассы Москва-Петербург через Химкинский лес. «Процедура выбора трассы осуществлена в полном соответствии с действующим законодательством. Никаких документов, кроме тех, которые мы получили, согласно закону, не нужно. Проект был утвержден в соответствии с действующим Градостроительным кодексом. То есть все было сделано в соответствии с законом», - отметил Игорь Левитин.<br />
<br />
Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов со своей стороны подчеркнул, что предлагаемый Росавтодором вариант прокладки трассы представляется «наиболее приемлемым». «Сегодняшнее обсуждение посвящено вопросу о том, как сделать лучше российским гражданам. Главная идея - найти баланс между интересами инфраструктурного проекта и защиты окружающей среды.  Предлагаемый Росавтодором вариант видится наиболее приемлемым», - отметил Игорь Майданов. Вместе с тем, замминистра природных ресурсов отметил необходимость «думать о компенсационных мероприятиях».<br />
<br />
Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин, которому предоставили первое слово в ходе слушаний, сообщил, что изначально рассматривались шесть вариантов прокладки трассы, и в итоге целесообразным был признан проект через Химкинский лес. «Этот проект минимизирует все экологические последствия, наиболее экономически эффективен и удобен по срокам строительства», - отметил Анатолий Чабунин.<br />
<br />
«Вариант, который мы предлагаем, наиболее экономически и экологически выгоден, не требует массового переселения жителей, не содержит необоснованно усложненных технических решений. Варианты, предлагаемые нашими оппонентами, предусматривают снос большого количества жилых, в том числе, и многоквартирных домов», - подчеркнул глава Росавтодора. При этом, основным последствием изменения маршрута станет задержка начала эксплуатации дороги минимум на 7 лет, не говоря уже о снижении инвестиционной привлекательности дороги.<br />
<br />
По данным Росавтодора, пропускная способность Ленинградского шоссе превышена уже в четыре раза, при этом объемы грузовых перевозок постоянно увеличиваются. Строительство нового участка позволит разгрузить Ленинградское шоссе, подчеркивает Анатолий Чабунин.<br />
<br />
Как отметил глава Росавтодора, «изменение варианта прохождения трассы возможно, но предлагаемый нами вариант наиболее приемлем». «На экологию нами будет потрачено более 3 млрд рублей. Это целый комплекс мероприятий, в том числе, и дополнительная посадка деревьев, а так же мероприятия по защите от шума. При разработке проекта мы использовали все нормативные акты. В результате работы по проекту было утверждено более 30 документов, отражающих социальные и экологические воздействия», - отметил он.<br />
<br />
Мнение москвичей и жителей Подмосковья по поводу трассы озвучила директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук.  По результатам опросов, только 27% москвичей и жителей Подмосковья предлагают менять маршрут прохождения трассы Москва – Санкт-Петербург.  Как отметила представитель ВЦИОМ, «мы провели опросы общественного мнения и серию фокус-групп для того, чтобы посмотреть на эту проблему более глубоко». «Некоторых ситуации на дорогах доводят до слез, пробки вызывают стресс и раздражение. Большинство жителей Москвы и Московской области проводят в них по 1-2 часа несколько раз в неделю», - подчеркнула Каменчук.<br />
<br />
«Как правило, и водители, и население убеждены, что необходимо срочно решать эту проблему. Две трети жителей Москвы и области считают, что существующая трасса не справляется с нагрузкой, что проблема Ленинградского шоссе нуждается в срочном решении», - отметила директор по коммуникациям ВЦИОМ.<br />
<br />
«Две трети опрошенных считает, что необходимо строительство новых дорог. Только треть опрошенных согласны с прокладкой дорог через жилые массивы. В области таких 18%. Качество построенных дорог - лидирующий вариант в ответе на вопрос о том, что наиболее важно при строительстве дорог», - рассказала Ольга Каменчук.<br />
<br />
Резюмируя данные соцопросов, представитель ВЦИОМ отметила, что «две трети москвичей и жителей Московской области поддерживают действия защитников Химкинского леса, но только 27% из них предлагают менять маршрут прохождения трассы».<br />
<br />
Выступая на слушаниях, член Общественной палаты РФ, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Захаров подчеркнул, что при выборе варианта строительства дороги «обязательно надо учесть мнение экспертов».<br />
<br />
Захаров выделил три аспекта проблемы - транспортную напряжённость, социальную напряжённость и охрану природы. Касаясь охраны окружающей среды, член ОП РФ подчеркнул, что «экологический ущерб должен быть минимальным». «Мне казалось, что после того, что произошло этим летом [лесные пожары], мы круто развернёмся в решении экологических проблем. Мы обязательно должны минимизировать экологический ущерб и думать о том, что действительно происходит», - сказал он.<br />
<br />
Вместе с тем, отметил Владимир Захаров, важно учитывать и общественное мнение. «Мы всё время говорим о том, как нам важно общественное мнение. Но как только мы его слышим, всё это приобретает какой-то драматический характер, и непонятно, зачем мы вызывали это общественное мнение и что мы теперь с ним хотим делать», - заявил он, обратив внимание на «социальную напряжённость, которая пока сохраняется в данном вопросе».<br />
<br />
Владимир Захаров предложил провести государственную экологическую экспертизу проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. «На последнем Госсовете было указание президента рассмотреть возможность возращения обязательной государственно-экологической экспертизы. Поэтому моё предложение – провести государственную экологическую экспертизу, где рассмотреть все варианты прокладки трассы Москва - Санкт-Петербург, включая самый простой, и оценить по крайней мере три аспекта качества нашей жизни: транспортная напряжённость, социальная напряжённость и охрана природы», - сказал он.<br />
<br />
Другой член Общественной платы Владислав Гриб отметил, что ОП РФ проделала очень большую работу по данному вопросу. «Мы были в Химкинском лесу и встречались как со сторонниками, так и с противниками строительства дороги. Со всеми социальными группами был очень интересный, серьёзный диалог», - отметил он. Гриб подчеркнул, что в вопросе прокладки трассы через Химкинский лес необходимо «провести серьёзную экспертную оценку, рассмотреть все варианты и найти баланс».<br />
<br />
В мероприятии приняли участие также заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский, члены Общественной палаты РФ, Вячеслав Глазычев, представители министерств и ведомств, исполнительной власти Москвы и Московской области, активисты движения защитников Химкинского леса, представители общественных объединений города Химки, представители Гринпис России, российского отделения Всемирного фонда дикой природы, других экологических организаций, и другие эксперты.<br />
<br />
Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.<br />
<br />
26 августа президент России Дмитрий Медведев по инициативе партии «Единая Россия» подписал поручение о приостановлении строительства скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".