Статья
556 3 ноября 2010 12:12

Якунин призвал закрыть вакханалию с Химкинским лесом

Президент РЖД Владимир Якунин считает, что для строительства трассы «Москва - Санкт-Петербург» через Химкинский лес есть все необходимые документы, и прокладка трассы должна быть продолжена.

«Вакханалию с автомобильной дорогой надо закрывать. Законным образом проведены все согласования, проведены все встречи с народом, и после этого возникает не просто обращение к президенту или премьеру с просьбой разобраться, а блокируется работа по подписанным контрактам», - сказал Владимир Якунин в интервью газете «Ведомости».

«Воздействие человека на природу неизбежно. Мы хотим ездить по той дороге, которая существует между Москвой и Санкт-Петербургом с риском для жизни? Или мы хотим, чтобы возникла новая современная магистраль?», - добавил он.

Как сообщалось ранее, в конце августа президент РФ Дмитрий Медведев принял решение приостановить реализацию постановления правительства о строительстве автодороги через Химкинский лес до проведения новых общественных и экспертных обсуждений этого вопроса.

Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.

В середине сентября Общественная палата Российской Федерации провела слушания «Химкинский лес - проблемы и решения», собрав максимум различных мнений по этому вопросу. Секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов высказал удовлетворенность тем, как прошли обсуждения. «Я как-то удовлетворен. Мы, с одной стороны, никому не заткнули горло, а с другой - избежали информационной войны, подобной той, которая началась в СССР 25 лет назад в связи с Чернобылем», - сказал Евгений Велихов журналистам по итогам мероприятия.

По мнению секретаря ОП РФ, на слушаниях все было достаточно сбалансировано. В дискуссии приняли участие как представители правительства, общественных организаций, так и простые жители Химок. Тем самым, собраны и обобщены различные значимые мнения по данному вопросу, т.е. задача слушаний выполнена, несмотря на  то, что каких-то конкретных решений принято не было. Как отметил Евгений Велихов, ОП РФ может принять конкретную резолюцию по этому вопросу. «Но для этого нужно запустить соответствующую процедуру», - подчеркнул он. Сейчас же, полярные мнения как жителей, так и экологов и строителей убедили членов Общественной палаты, что нужна дальнейшая работа специалистов.

Так например, министр транспорта РФ Игорь Левитин не видит причин отказываться от проекта строительства трассы Москва-Петербург через Химкинский лес. «Процедура выбора трассы осуществлена в полном соответствии с действующим законодательством. Никаких документов, кроме тех, которые мы получили, согласно закону, не нужно. Проект был утвержден в соответствии с действующим Градостроительным кодексом. То есть все было сделано в соответствии с законом», - отметил Игорь Левитин.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов со своей стороны подчеркнул, что предлагаемый Росавтодором вариант прокладки трассы представляется «наиболее приемлемым». «Сегодняшнее обсуждение посвящено вопросу о том, как сделать лучше российским гражданам. Главная идея - найти баланс между интересами инфраструктурного проекта и защиты окружающей среды.  Предлагаемый Росавтодором вариант видится наиболее приемлемым», - отметил Игорь Майданов. Вместе с тем, замминистра природных ресурсов отметил необходимость «думать о компенсационных мероприятиях».

Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин, которому предоставили первое слово в ходе слушаний, сообщил, что изначально рассматривались шесть вариантов прокладки трассы, и в итоге целесообразным был признан проект через Химкинский лес. «Этот проект минимизирует все экологические последствия, наиболее экономически эффективен и удобен по срокам строительства», - отметил Анатолий Чабунин.

«Вариант, который мы предлагаем, наиболее экономически и экологически выгоден, не требует массового переселения жителей, не содержит необоснованно усложненных технических решений. Варианты, предлагаемые нашими оппонентами, предусматривают снос большого количества жилых, в том числе, и многоквартирных домов», - подчеркнул глава Росавтодора. При этом, основным последствием изменения маршрута станет задержка начала эксплуатации дороги минимум на 7 лет, не говоря уже о снижении инвестиционной привлекательности дороги.

По данным Росавтодора, пропускная способность Ленинградского шоссе превышена уже в четыре раза, при этом объемы грузовых перевозок постоянно увеличиваются. Строительство нового участка позволит разгрузить Ленинградское шоссе, подчеркивает Анатолий Чабунин.

Как отметил глава Росавтодора, «изменение варианта прохождения трассы возможно, но предлагаемый нами вариант наиболее приемлем». «На экологию нами будет потрачено более 3 млрд рублей. Это целый комплекс мероприятий, в том числе, и дополнительная посадка деревьев, а так же мероприятия по защите от шума. При разработке проекта мы использовали все нормативные акты. В результате работы по проекту было утверждено более 30 документов, отражающих социальные и экологические воздействия», - отметил он.

Мнение москвичей и жителей Подмосковья по поводу трассы озвучила директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук.  По результатам опросов, только 27% москвичей и жителей Подмосковья предлагают менять маршрут прохождения трассы Москва – Санкт-Петербург.  Как отметила представитель ВЦИОМ, «мы провели опросы общественного мнения и серию фокус-групп для того, чтобы посмотреть на эту проблему более глубоко». «Некоторых ситуации на дорогах доводят до слез, пробки вызывают стресс и раздражение. Большинство жителей Москвы и Московской области проводят в них по 1-2 часа несколько раз в неделю», - подчеркнула Каменчук.

«Как правило, и водители, и население убеждены, что необходимо срочно решать эту проблему. Две трети жителей Москвы и области считают, что существующая трасса не справляется с нагрузкой, что проблема Ленинградского шоссе нуждается в срочном решении», - отметила директор по коммуникациям ВЦИОМ.

«Две трети опрошенных считает, что необходимо строительство новых дорог. Только треть опрошенных согласны с прокладкой дорог через жилые массивы. В области таких 18%. Качество построенных дорог - лидирующий вариант в ответе на вопрос о том, что наиболее важно при строительстве дорог», - рассказала Ольга Каменчук.

Резюмируя данные соцопросов, представитель ВЦИОМ отметила, что «две трети москвичей и жителей Московской области поддерживают действия защитников Химкинского леса, но только 27% из них предлагают менять маршрут прохождения трассы».

Выступая на слушаниях, член Общественной палаты РФ, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Захаров подчеркнул, что при выборе варианта строительства дороги «обязательно надо учесть мнение экспертов».

Захаров выделил три аспекта проблемы - транспортную напряжённость, социальную напряжённость и охрану природы. Касаясь охраны окружающей среды, член ОП РФ подчеркнул, что «экологический ущерб должен быть минимальным». «Мне казалось, что после того, что произошло этим летом [лесные пожары], мы круто развернёмся в решении экологических проблем. Мы обязательно должны минимизировать экологический ущерб и думать о том, что действительно происходит», - сказал он.

Вместе с тем, отметил Владимир Захаров, важно учитывать и общественное мнение. «Мы всё время говорим о том, как нам важно общественное мнение. Но как только мы его слышим, всё это приобретает какой-то драматический характер, и непонятно, зачем мы вызывали это общественное мнение и что мы теперь с ним хотим делать», - заявил он, обратив внимание на «социальную напряжённость, которая пока сохраняется в данном вопросе».

Владимир Захаров предложил провести государственную экологическую экспертизу проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. «На последнем Госсовете было указание президента рассмотреть возможность возращения обязательной государственно-экологической экспертизы. Поэтому моё предложение – провести государственную экологическую экспертизу, где рассмотреть все варианты прокладки трассы Москва - Санкт-Петербург, включая самый простой, и оценить по крайней мере три аспекта качества нашей жизни: транспортная напряжённость, социальная напряжённость и охрана природы», - сказал он.

Другой член Общественной платы Владислав Гриб отметил, что ОП РФ проделала очень большую работу по данному вопросу. «Мы были в Химкинском лесу и встречались как со сторонниками, так и с противниками строительства дороги. Со всеми социальными группами был очень интересный, серьёзный диалог», - отметил он. Гриб подчеркнул, что в вопросе прокладки трассы через Химкинский лес необходимо «провести серьёзную экспертную оценку, рассмотреть все варианты и найти баланс».

В мероприятии приняли участие также заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский, члены Общественной палаты РФ, Вячеслав Глазычев, представители министерств и ведомств, исполнительной власти Москвы и Московской области, активисты движения защитников Химкинского леса, представители общественных объединений города Химки, представители Гринпис России, российского отделения Всемирного фонда дикой природы, других экологических организаций, и другие эксперты.

Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.

26 августа президент России Дмитрий Медведев по инициативе партии «Единая Россия» подписал поручение о приостановлении строительства скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".