Статья
15 Августа 2014 13:33

Яндекс проштрафился

<p><strong>Комиссия ФАС России пришла к выводу, что ООО <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Яндекс<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span> в своей поисковой системе, в блоке, помеченном «реклама», распространяло рекламу азартной игры в покер, фактически предоставляя гражданам Российской Федерации свободный доступ к участию в размещенных на Интернет-сайтах азартных играх, что прямо запрещено законодательством Российской Федерации.</strong></p>
<p>Об этом сообщается на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы России. <br />
<br />
По мнению ФАС, нарушения, допущенные компанией <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Яндекс<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span> подпадают под часть 7 статьи 38 федерального закона «О рекламе», согласно которой <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частью 2 статьи 27 Закона<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span>. </p>
<p><span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>ООО «Яндекс» - как рекламораспространителю ненадлежащей рекламы азартных игр — выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения и в отношении него готовится к возбуждению дело об административном правонарушении для определения размера штрафа<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span>, - говорится в сообщении.</p>
<p>В июле по представлению ФАС штраф в размере 200 тысяч рублей был наложен на российский филиал компании Google за распространение в одноименной поисковой системе рекламы лекарств без предупреждений о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. <br />
<br />
Рекламу лекарственных препаратов <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Кагоцел<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span>, <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Иммунал<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span> и <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Иммунал плюс С<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span>, спрей <span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">«</span>Генферон Лайт<span style="color: rgb(35, 35, 35); font-family: Arial; font-size: 13px;">»</span> комиссия ФАС России признала нарушающей требования пункта 15 часть 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в ней отсутствуют установленные законом предупреждения.</p>
<p>По итогам 2013-го года общая сумма штрафов за различные нарушения требований федерального закона «О рекламе» составила более 153 миллионов рублей.</p>
Комментарии экспертов
<p>У Яндекса существует служба, которая занимается проверкой размещаемых рекламных объявлений на соответствие с действующим законодательством. Важно понимать, что контекстная реклама, которая появляется на Яндексе в ответ на запрос определенного рода, размещается методом самообслуживания. А потому неправильно говорить, что Яндекс кого-то или что-то рекламировал. На самом деле, кто-то рекламировал сам себя через автоматизированную систему размещения объявлений, написав свое объявление и оплатив его размещение по ключевым словам, в частности, «покер».<br />
<br />
Случилось так, что юридическая служба Яндекса, которая проверяет содержание рекламы на соответствие законодательству, не увидела в этой рекламе нарушений. Очевидно, так. Любой человек, который размещает рекламу в системе «Яндекес-директ», более или менее знает, что любое, даже самое невинное объявление, даже новостной заголовок в  СМИ, проходят такую проверку. Вот эта проверка и не остановила какие-то объявления, по поводу которых ФАС предъявляет претензии.</p>
<p>Очень может быть, что в данном конкретном случае неправа Федеральная антимонопольная служба, и ее претензии лишены оснований. На самом деле, существуют определенного рода запреты в России, например, на организацию азартных игр и предоставление соответствующих услуг, но не существует запрета на обсуждение игры под названием «Покер». У нас не запрещены учебники покера, разрешено произносить в Интернете слово «покер». Да, запрещена деятельность по организации азартных игр. В данном случае со стопроцентной уверенностью могу сказать, что такой деятельностью Яндекс и не занимался никогда.<br />
 <br />
Так что тут надо предметно разбираться, куда эта реклама вела, - вела ли она на сайты, где происходит запрещенная в Российской Федерации деятельность типа игр покер на деньги, или она вела на ресурс, который никакое законодательство не нарушает.</p>
<p>В любом случае, даже если она вела на ресурсы, где в покер играют, совершенно это не означает автоматически, что Яндекс также несет отвественность за незаконную деятельность своего рекламодателя. Все-таки есть разграничения ответственности рекламоносителя по федеральному закону «О рекламе».</p>
<p>Кроме того, может быть, мы вообще обсуждаем штраф на какую-нибудь смешную сумму, скорее всего, пятьдесят тысяч рублей. Штраф в любом случае окажется небольшим. Но суть вопроса в том, что ФАС утверждает, что нашел у Яндекса нарушение, однако никак это не обосновал.<br />
<br />
При этом я исключаю, что в свете непростых отношений власти и Интернета на Яндекс посыплется шквал штрафов.  Когда мы говорим о вещах понятным образом отрегулированных законом, такого произойти не может.<br />
<br />
Если бы мы говорили, например, о каком-нибудь законе, запрещающем ставить под сомнение федеративное устройство Российской Федерации, или законе о пропаганде гомосексуализма или подростковых самоубийств и т.д., тогда шквал штарфов возможен. Когда речь об абстракциях, по которым выносятся решения нелепые, абсурдные, спорные, тогда простор для злоупотреблений бесконечен. А когда, действительно, ФАС надзирает за тем, чтобы в России не рекламировался покер, это довольно-таки узкое поле деятельности. Это как раз тот случай, который нельзя размножить бесконечно. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".