Статья
11 Июня 2009 12:34

Япония снова хочет Курилы

<p>Как сообщает деловая газета «Взгляд», ключевая нижняя палата парламента Японии в четверг одобрила законопроект с призывом о скорейшем возвращении «северных территорий», под которым здесь подразумеваются четыре российских южнокурильских острова - Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи.</p>
<p>Голосование состоялось на пленарном заседании палаты и было, как сообщили его инициаторы, «единогласным».</p>
<p>Законопроект, дополняющий и усиливающий все ныне действующие на этот счет подобные акты, был направлен для утверждения в верхнюю палату высшего законодательного органа страны. Как отмечают в связи с этим в японских политических кругах, «весьма вероятно, что этот документ приобретет юридическую силу уже в течение текущей парламентской сессии, которая завершается 28 июля». Законопроект, по замыслу сторонников его принятия в правительственных и оппозиционных кругах, «призван содействовать скорейшему возвращению принадлежащих Японии четырех островов» и активизации общенационального движения с этой целью, сообщает ИТАР-ТАСС.</p>
<p><b><p>Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:</p></b><p>Ограничивающим фактором российско-японских отношений остаётся проблема политического взаимодействия по вопросу Курильских островов. И неслучайно японская сторона хотела бы увидеть какое-то продвижение по этому вопросу. Здесь не в последнюю очередь обнадёживает Медведев, потому что он сказал, что мы хотели бы каким-то образом урегулировать данный вопрос в ближайшее время. Но я думаю, что односторонняя сдача этих островов, которые рассматриваются Японией как незаконно оккупированные нами, не предусмотрена.<br>
<br>
Другое дело, что, может быть, речь пойдёт о расширении двустороннего экономического взаимодействия при их осваивании и развитии. Наверное, такая модель была бы оптимальной для нас. С одной стороны, она позволила бы сохранить наш политический контроль над ними (они являются частью России), а, с другой стороны, предоставила бы компаниям возможность для инвестирования своих средств, к чему они так стремятся. В конечном итоге, это привело бы к экономическому взаимодействую на несколько ином уровне. Сегодня, если мы говорим об основных сегментах партнёрства в этой области, то речь идёт, наверное, о развитии нашего энергетического экспорта. Импорт условно представлен высокотехнологичной продукцией, автомобилестроением,  машиностроением. То есть у нас несколько дисбалансированная модель. Если бы прошло расширение экономического партнёрства в рамках островов, то здесь какая-то часть японских промышленно-производственных мощностей была бы перенесена на нашу территорию на Дальнем Востоке. Это стратегически важно для этого региона, который сегодня ограничен и в своих людских ресурсах, и в политическом отношении, так как идёт убыль населения.<br>
<br>
Стремление увязать тему островов с экономикой со стороны Токио, которое выступает в формате «мягкого шантажа», ограничено экономическим кризисом. В условиях существующих внутриэкономических проблем Японии, им всё-таки выгоднее развивать с нами отношения в экономике. Но стремление привязать эту тему к политическому вопросу играет против них, что, в общем-то, не позволяет сохранять какое-то серьёзное поле для манёвра.<br>
<br>
Таков сегодня общий фон российско-японских отношений. В жёстком формате он укореняется именно в экономической плоскости. В отношении политики и военного сегмента взаимодействия у нас возможностей для диалога меньше, чем, скажем, с Южной Кореей, потому что южнокорейское руководство сегодня демонстрирует в том числе желание покупать наши вооружения. У Японии такого стремления нет.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".