Комментарий
21 Марта 2009 1:12

Ярмарка тщеславия

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p class="text">Прошедшая на неделе ярмарка «Книги России», по общему мнению, провалилась. Что это, неудача одного конкретного мероприятия, не больно-то популярного и в куда более благополучные времена, очередная примета общего кризиса или сигнал об исчерпанности самого института книжных ярмарок?</p>

<p class="text">С выводами спешить не будем. ММКВЯ в сентябре, Non-fiction в самом конце ноября и набирающий силу июньский книжный фестиваль во дворе ЦДХ куда более показательны — и к обобщениям имеет смысл перейти только после их проведения (а может быть, и отмены). Ну, и, конечно, традиционная Франкфуртская ярмарка в октябре — она-то, разумеется, состоится, — но вот насколько представительным окажется на ней издательский десант из России?</p>

<p class="text">Именно представительным, а не многочисленным, потому что чем мельче издательство, тем отчаянней стремится оно заявить о себе, тем непропорциональнее (до несуразности) его безнадежно не «отбиваемый» ярмарочный бюджет.</p>

<p class="text">Впрочем, по нынешним ценам участие в московских ярмарках обходится иногороднему издательству ненамного дешевле коллективной поездки во Франкфурт. Да и столичным издательствам ярмарочные расходы, начиная с аренды стенда, влетают в копеечку.</p>

<p class="text">И решаются на такое, как правило, две категории издателей: те, кому деньги девать некуда (то есть, прежде всего, так называемые издательства-монстры: АСТ, ОЛМА, ЭКСМО), и решающие шикануть (чаще всего — шикануть напоследок) заведомые маргиналы.</p>

<p class="text">Которые, в свою очередь, подразделяются на две категории: с одной стороны, это некоммерческие или полукоммерческие издательства, представляющие собой PR-ресурс собственных владельцев, служащие только (или по преимуществу) целям имиджевой рекламы и, соответственно, принципиально и безнадежно убыточные; а с другой, всевозможные «экзотические цветы», выращиваемые, как правило, «на коленке» и тоже находящиеся в вечном прогаре.</p>

<p class="text">Именно так и обстояло дело на ярмарке «Книги России». Средне-большие, средние и успешно работающие малые издательства ее в основном проигнорировали. Их владельцев и менеджеров интересует сейчас (как, впрочем, и всегда, но сейчас особенно остро) снижение себестоимости книги — и в типографии, и на прилавке, — а значит, все необязательные расходы идут побоку.</p>

<p class="text">Парадокс в том, что снижение цены на прилавке обеспечивается, прежде всего, налаживанием прямых контактов с продавцом (минуя посредника), а считается, что такие контакты проще всего завязывать как раз на книжных ярмарках. Однако, судя по всему, эта система пробуксовывает, побочные расходы оказываются несопоставимо высоки, а значит, овчинка не стоит выделки.</p>

<p class="text">Остается тщеславие — оно-то и гонит на ярмарку ее немногочисленных участников. Побудительный мотив, конечно, тоже серьезный, но по нынешним временам явно недостаточный.</p>

<p class="text">Тщеславие — и позаимствованный у американцев принцип keep smile.</p>

<p class="text">Который по-русски называется: делать хорошую мину при плохой игре.</p>

<p class="text">Несколько лет назад владелец издательства, в котором я тогда работал главным редактором, объявил мне о том, что острая нехватка денег не позволяет ему включить меня в состав группы, едущей во Франкфурт на очередную ярмарку.</p>

<p class="text">Вот и хорошо, сказал я, мне и самому не хочется. Но учтите: мое отсутствие во Франкфурте будет истолковано наблюдателями одним из двух способов: либо, что дела у издательства совсем плохи, либо, что я из него ухожу (меж тем, как ни то, ни другое не соответствовало действительности). В любом случае это будет потеря лица, а значит, и снижение общей капитализации издательства.</p>

<p class="text">«Ну, что ж поделать — денег-то и впрямь нет!» — вздохнул издатель.</p>

<p class="text">Правы мы были, разумеется, оба.</p>

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".