Статья
9107 14 сентября 2009 0:01

Ярославская конференция

В Ярославле прошла Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», на пленарном заседании которой выступил президент России Дмитрий Медведев.

Глава государства отметил, что конференция проходит в Ярославле, где еще Ярослав Мудрый старался утвердить методы права, создав свод законов "Русская правда".  "На гербе Ярославля изображен медведь, который символизирует, с одной стороны, силу, а с другой стороны и предусмотрительность. Думаю, что эти два качества являются не лишними для формирования справедливого, сбалансированного, устойчивого миропорядка, создания достойной жизни миллионов людей", - отметил президент России Дмитрий Медведев, выступая на конференции.

Говоря о том, каким должно быть современное государство, Дмитрий Медведев подчеркнул, что оно должно быть прежде всего демократическим. «Для меня, не знаю, все ли со мной согласятся, современное государство – это прежде всего демократическое государство», – сказал президент России. Таки образом, по мнению президента,   государство не только не становится источником угроз для соседних стран, но и будет достаточно сильным и при необходимости сможет помочь другим странам в трудной ситуации.

Он сфорулировал также главный вопрос конференции: «Каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную безопасность и устойчивое развитие?». Президент напомнил, что дал свой вариант ответа на этот вопрос на прошлой неделе в ряде публикаций в российских СМИ: «Хочу еще раз подчеркнуть: институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно не насильственным путем, не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением. В основе этих методов должны быть толерантность и культура диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства, а также интересов различных обществ и различных государств», пишет деловая газета Взгляд.

По словам главы государства, «современные политические системы должны быть открытыми, гибкими и достаточно сложными, чтобы они соответствовали нынешнему времени, характеру и скорости непрерывных современных процессов, должны защищать права человека и суверенитет нации, поддерживать структуры гражданского общества». Президент убежден: «Именно этими самыми общими, фундаментальными принципами следует руководствоваться при выработке стандартов демократической политики».

Более активное обсуждение вопросов демократии председатель правления Института правления Игорь Юргенс, который выступил ранее на открытии мероприятия, связывает избранием Дмитрия Медведева на пост президента РФ. "С избранием на пост президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева степень общественного обсуждения вопросов демократии в нашей стране поднялась на более высокую ступень. Это очевидный факт", - заявил И.Юргенс, выступая на конференции.

По его словам, "период стабилизации, который был логичен в истории страны, наверное, в какой-то степени исчерпал себя в этой политической части, и инициативы, с которыми выступил президент с приходом к власти, были направлены на совершенствование российской модели демократии".

"Это вылилось в прямое обращение президента к нации с целым рядом вопросов и утверждений", - сказал И.Юргенс. По его мнению, "многие были не готовы услышать или были удивлены". "(Президентом) была дана довольно резкая оценка того, что происходит в стране и довольное смелое утверждение по поводу того, что будет происходить", - добавил глава правления Института современного развития.

И.Юргенс полагает, что "развитие внешнеполитического позиционирования России в последний год было, как минимум, противоречивым: оно началось с кавказской войны, продолжилось украинским кризисом, но затем был визит президента США Барака Обамы в Москву, была речь вице-президента США Джо Байдена". "В этом смысле, с одной стороны, РФ говорит о неизменности участия в мировой семье ведущих держав, а, с другой, несколько странно себя позиционирует в процессе вступления в ВТО, направила в Португалию, как страну-депозитарий, письмо о том, что Россия больше не является стороной по Договору об Энергетической хартии", - сказал И.Юргенс. Он заметил, что "это противоречиво".

"Где эта синергия сигналов дальнейшей демократизации и участия в мировой жизни, а где разночтения - ответ на этот вопрос мы будем искать", - заключил И.Юргенс.

Вице-премьер, глава аппарата правительства РФ Сергей Собянин заявил о необходимости развития конкуренции в социальной среде, в том числе между государственными и частными учреждениями. "Социальная среда, несмотря на свою забюрокраченность, должна быть конкурентна. Конкуренция должна идти как между государственными учреждениями, так и частными. Сегодня это одна из главных проблем действующей российской социальной системы", - заявил С.Собянин, выступая на одной из секции конференции, посвященной  социальной отвестственности государства.

Он с сожалением отметил, что до создания конкурентной среды в социальной сфере России еще далеко. "Но это - тот вектор, по которому мы должны работать", - подчеркнул он. По словам С.Собянина, в противном случае "мы будем обречены на отсутствие должного качества в этой сфере". Вице-премьер подчеркнул, что у россиян не должно быть иллюзий о бесплатности предоставляемых государством социальных услуг.

"Конечно, мы должны быть честными перед людьми, открытыми в проведении государственной социальной политики. Мы никого не должны обманывать: ничего в государстве, никакие услуги никогда не даются бесплатно", - сказал С.Собянин.

Он пояснил, что так называемые "бесплатные услуги" оказываются государством "за счет изъятия ресурсов у конкретных людей, конкретных предприятий". Эти средства перераспределяются государством и направляются на решение социальных задач. Поэтому, по словам представителя правительства, на государстве лежит большая ответственность за максимально эффективное расходование этих средств.

"Необходимо советоваться с обществом о том, как это лучше сделать, в каких пропорциях. От того, насколько честным и профессиональным будет этот диалог, зависит развитие социальной политики", - сказал С.Собянин. Он отметил, что "сегодня социальная политика - это, безусловно, фактор стабильности". "Но еще более важно то, что она должна быть фактором развития государства и общества", - подчеркнул вице-премьер.

Как подчеркнул вице-премьер, государство должно изымать столько ресурсов, сколько необходимо "для проведения социальной политики и улучшения человеческого капитала", чтобы впоследствии этот человеческий капитал дал отдачу и смог привести к развитию самого общества.  По его словам, динамика развития человеческого капитала должна быть таковой, "чтобы граждане государства были конкурентоспособны не только внутри государства, но и вовне".

Вице-премьер напомнил, что сегодня правительство ставит задачи проведения реформ в сфере науки, образования и здравоохранения. Как отметил С.Собянин, необходимо сделать так, чтобы ресурсы, которые изымаются, - это около 30% от валового национального продукта - расходовались эффективно. В частности, он отметил важность того, чтобы государство правильно определило адресность оказываемой населению поддержки.

О том, что демократия в современном государстве неразрывно связана с верховенством права говорили на секции по многообразию демократического опыта.  Свобода должна быть ограничена законами, а власть не может существовать без авторитарных методов, считает председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

"Я не призываю к тому, чтобы откатиться от свободы, речь идет о том, как соединить эту свободу с властью и законом, чтобы мы шли и отличали хорошее от плохого, наращивая преобразования. По-прежнему мы говорим, что для России актуальны либеральные меры и сильная власть",- сказал Валерий Зорькин.

"Есть отличия между "свободой от" и "свободой для". Максимизация так называемой "свободы" вообще, абстрактной свободы, которой не существует, приведет в нашей действительности к воцарению "свободы от": богатства от ответственности перед бедными, клана от ответственности перед нацией, сильных от ответственности перед слабыми. Не будет свободы реальной, которая возможна в современных условиях. Свобода - квинтэссенция права: право есть математика свободы", - сказал он.

По словам председателя Конституционного суда РФ, "мы находимся на таком этапе, когда нужно сегодня, вчера и завтра утвердить элементарную законность суровыми демократическими методами". "Для этого нужен независимый суд, но порой складывается впечатление, что в институтах видят самоцель",- сказал В.Зорькин.

Он отметил, что "мы видим несовершенства не хуже критиков, но, видя их, мы должны последовательно исправлять, а не делать ошибки одну за другой". "Это не значит, что нашим идеалом должна быть несвобода, к чему многие теперь призывают. Нашим идеалом должна быть свобода истинная - свобода для - как средство возвышения человека, обеспечения его новых возможностей самосовершенствования и роста, как счастья быть свободным не от России, а для нее", - отметил В.Зорькин.

"Мы боимся сказать, что какие-то авторитарные черты есть в нашем государстве. Нет, нет, нет, у нас демократия, это все изобретения наших идеологов на Западе. Но если мы говорим о действующей власти - это что, власть, свобода, закон, общая цель. А власть вообще может быть без элементарных авторитарных методов? Дозу я имею в виду, не авторитаризм как автократия, а авторитарные методы, которые порой "выплывают" на сцену в большей степени, чем нужно", - сказал он.

Как отметил В.Зорькин, "может получиться так, что воспользовавшись свободами в абстрактном смысле, противник превратит авторитарную власть в тоталитарную и лишит общество даже тех свобод, которые представляла ему авторитарная власть".

"Когда мы говорим о демократии, мы говорим о демократическом государстве, но чтобы быть демократическим, нужно государство, и государство в своих параметрах идет закономерным путем, если этого хочет народ и хочет, прежде всего, элита, для того, чтобы преобразования были по определенному вектору. Но вектор выстраивается не для того, чтобы отгородиться. Отгородиться нельзя от мира, сделав это, Россия будет на задворках и погибнет как таковая",- сказал председатель Конституционного суда.

"Не об отгораживании идет речь, не о том, чтобы отбросить Америку. Речь идет о том, чтобы найти подлинное чувство самосознания российского народа. Власть для этого должна быть в таком формате, чтобы, понимая задачи, она шла правильным путем",- сказал он.

Ярославская конференция охватила широкий спектр проблем, которые актуальны для государства - от проблем государственного строительства, поиска моделей демократии до международного сотрудничества и проблем борьбы с терроризмом. Высокий статус конференции подтвердило участие президента Дмитрия Медведева, главы администрации президента Владислава Суркова, депутатов Государственной Думы. На конференцию приехали главы правительств Испании и Франции Хуан Луис Родригес Сапатеро и Франсуа Вийон, с которыми Дмитрий Медведвев провел отдельные встречи. Среди гостей на ярославском форуме был и экс-премьер-министр Италии Романо Проди.

Организаторами конференции выступили Институт общественного проектирования, Институт современного развития и Ярославский госуниверситет имени Павла Демидова.

Тематика форума во многом отражает его название  - «Современное государство и глобальная безопасность". Лейтмотивом выступлений была мысль о том, что сегодня мир становится все более единым. Становятся прозрачными границы, стираются культурные различия,  средства связи и транспорта обеспечивают быстрый обмен информацией и свободу перемещения,  роль международных организаций в мироустройстве занимает не последнее место, при этом государство остается наиболее эффективным механизмом, который в состоянии обеспечить безопасность граждан.

Каким должно быть государство в посткризисную эпоху – об этом нужно говорить уже сегодня.Участники, а среди них в основном признанные интеллектуалы, провели мозговой штурм существующих проблем во внутренней и внешней политике государств. Не исключено, что сделанные выводы смогут повлиять внутреннюю политику в России.

Ярославская конференция обещает стать ежегодной площадкой для международных дискуссий.

Комментарии экспертов

Главная претензия, которая есть у людей к государству, ко всем государственным институтам, ко всем госчиновникам и к партийным деятелям (они тоже ассоциируются с государством): они работают не на народ, не на страну, а на себя, то есть мало думают о людях, а много думают о себе и прежде всего о собственном кармане, о собственных родственниках, детях и т.д.

При всей нелюбви людей к КПСС, к советской управленческой элите - когда мы спрашиваем и по многим параметрам пытаемся их сравнить с теми, что сейчас, то получается, что те были замшелые, малообразованные, консервативные, твердолобые, против гласности. Но есть одно качество, которое у них никто отнять не может, и которое в глазах большинства людей перевешивает все остальные негативные: они думали прежде всего не о себе, а о стране. А вот у нас всё наоборот: образованные, часто владеют языками, очень энергичные, амбициозные, не сидят на месте, открыты новым веяниям. Но только вот это всё не на страну, а на себя..

Президент и премьер как бы выводятся за рамки, потому что это уже такие полусакральные фигуры.  Тем более, что за них действительно все проголосовали, и проголосовали не 50,5%, а огромные большинством.

Сегодня основным вопросом в мире становится поиск разными странами своих моделей выхода из кризиса. Стратегии выхода были и на повестке последнего заседания «большой восьмерки», и это один из ключевых  моментов, который будет влиять на глобальную безопасность. Важнейшим вопросом при этом становится соотношение экономической эффективности и социальной ответственности,  национального эгоизма и международного сотрудничества.

В центре антикризисной повестки остаются вопросы регулирования финансовых рынков. В последние полгода кризис «тушили» деньгами,  но что делать дальше, как санировать всю эту систему финансового капитализма, который, в общем-то и привел к таким довольно серьезным диспропорциям в экономике?

Если мы говорим о стратегии выхода из кризиса в России, то здесь вопрос социальной ответственности, и даже я бы сказал, социальной справедливости, оказывается ключевым. Ситуация на выходе из кризиса и после него имеет очень большое значение именно с точки зрения социальной легитимности и социальной справедливости предпринимаемых мер.

Если проводить аналогии с предыдущими периодами, то в центре внимания оказывается  модернизационная повестка. Возникают вопросы, почему у нас такие проблемы с уровнем доверия в обществе,  с уровнем легитимности бизнеса и частной собственности, что в свою очередь, порождает чрезмерный административный, коррупционный восторг государства, а часто даже и силовых структур, по отношению к бизнесу. Здесь налицо целый клубок противоречий. Почему мы сегодня говорим о том, что так тяжело запускаются  модернизационные процессы и необходимая для них социальная среда? Все это имеет свои корни. Они кроются и в том, как мы выходили из экономического и социального кризиса, разобранного состояния в период после распада СССР и в период первоначальных рыночных реформ.

Проведенная приватизация и социальные диспропорции, которые сформировались, воспринимаются обществом очень болезненно с точки зрения социальной справедливости.

И сейчас  целый ряд знаковых событий, решений и ситуаций сразу же начинают переходить в общественном сознании в категории социальной справедливости антикризисной политики, а значит и социальной легитимности её результатов.

Пикалевский прецедент, например, воспринимается как результат предыдущей приватизации с разрывом производственных цепочек и комплексов. Если мы говорим об АвтоВАЗе, то возникает проблема государственной поддержки корпораций – принимают ли предприятия на себя обязательства по модернизации и перестройке производства или это будет похоже на поддержку банковской системы ради нее самой, а не ради восстановления кредитования реального сектора экономики.

Если рассматривать бюджетную политику на следующий год, то уже сейчас сталкиваются различные социальные интересы. В условиях дефицита ресурсов  государству приходится делать выбор. Например, пенсии в следующем году будут повышены на 40 процентов, но при этом зарплаты бюджетникам индексироваться не будут – это  тяжелый выбор. Вообще в условиях кризиса проблемы не решаются в категориях между хорошим и плохим, а они решаются в  категориях между плохим и очень плохим, или плохим и не очень хорошим.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно обсуждать эти проблемы с обществом. Например, принять, что приоритеты поддержки старшего поколения являются безусловными, и должны быть исполнены независимо ни от чего, а другим категориям придется несколько затянуть пояса. Это предмет широкой общественной дискуссии и политического обсуждения. У общества должны быть и рациональные, и моральные ответы на такие вопросы, и они должны быть очевидны, чтобы потом, уже в рамках стратегии выхода из кризиса и на выходе из кризиса, мы не получили бы ситуацию социального непонимания и социальной нелегитимности.

Подводя итог, можно сказать, что любой кризис имеет свою цену. Эту цену всегда кто-то должен заплатить. В той или иной пропорции, наверное, платят все: кто-то  - больше, кто-то - меньше. Вопрос о том, какую цену общество готово заплатить за выход из кризиса, и  кто должен, может быть, заплатить больше, а чьи интересы не подлежат никакому ущемлению - это фундаментальные базовые вопросы дискуссии по поводу кризиса и выхода из него. Она должна происходить обязательно, и все ответы тоже надо давать в обязательном порядке, в том числе и политически. В противном случае, когда не возникает консенсуса по поводу вопросов социальной справедливости, на выходе могут получиться проблемы, связанные с восприятием тех или иных решений. Потом это очень негативно влияет на экономическое развитие и политической развитие в стране, которое мы можем наблюдать на примере первоночальных рыночных реформ.

Рост глобализации приводит к ситуации, когда уже почти невозможно отгородиться от тех рисков, которые возникают в безответственных государствах. Внутренняя социальная политика становится фактором, который определяет безопасность мира в целом. Не находящие решения внутригосударственные проблемы и социальные противоречия выплескиваются наружу. Нелегальная эмиграция, ксенофобия вплоть до терроризма - с этими проблемами сталкиваются страны, которым подобные социальные проблемы были не знакомы.

Таким образом, неблагоприятная социальная обстановка зачастую становится фактором угрозы для других стран. Спрятаться в этом глобализованном мире не удается. На конференции в Ярославле мы обсуждаем эту тему, отграничивая ее от проблемы безопасности в традиционном понимании - безопасности военной, в области ядерных технологий и т.д.

Сегодня государство возвращается к пониманию того, что оно как институт, занимает, по-видимому, то место, которое и должно занимать. Это важнейший институт, обеспечивающий функционирование всей мировой политической и экономической системы.

Ярославская инициатива – это первая за довольно много лет международная, крупная инициатива европейского масштаба, исходящая не из Москвы, а от провинциального города Ярославля. Ярославль – одна из культурных столиц России, и Ярослав Мудрый, в честь которого назван город – один из творцов российской государственности.

Задача конференции – это мониторинг будущего после кризиса: какими выходят из кризиса современные государства, каковы демократические стандарты современной государственности и каково многообразие демократических моделей, демократического опыта.

Россия выходит на мировую сцену, и она должна включаться в международные споры, учиться говорить на современном политическом языке. Эпоха безыдейного государственного строительства заканчивается. Собственно говоря, эта международная площадка – это площадка дебатов о том, как будет строиться новый послекризисный мир, каковы будут процедуры создания новых международных институтов, о которых столько говорил президент Медведев, и каково будущее российской демократической модели, основы которой заложены президентом или премьером Путиным.

Собственно говоря, в этой конференции участвовуют как известные, крупные международные политики (в частности, премьер-министра Испании Сапатеро и ряд других действующих европейских политиков), так и люди, которые на Западе имеют статус public intellectuals, то есть это люди, которые не просто комментируют свершившиеся факты, а интеллектуалы, которые формируют повестку дня, выступают с новыми концепциями и в каком-то смысле  влияют своими концепциями на разработку реальной политики. К ним относится и Фарид Закария, книга которого «Постамериканский мир» была издана Русским институтом, издательством «Европа» - этот институт участвует в организации круглого стола по многообразию демократического опыта.

Как известно, основные организаторы – это администрация Ярославля, Институт общественного проектирования и Институт современного развития. Участие президента придаёт очень важный характер ответственности этих дебатов, высокий уровень дебатов. Но это не дипломатическое мероприятие, это мероприятие скорее интеллектуальное. В частности, очень важно участие в нём государственной молодёжи, то есть молодых государственных служащих, студентов, молодых политиков, бизнесменов, администраторов, которые могут формировать язык современной государственности и формировать повестку дня в России.
 

Ни одна страна столько не размышляла о демократиии, как Россия. С 1984 года, когда чувствовалось, что коммунистический строй слабеет, наша страна (элита и ученые - в первую очередь) стала размышлять о демократическом пути развития.

Россия является той страной, где даже многобразие демократического опыта других стран, возможно, не так важно, как свой собственный опыт. Я склоняюсь к тому, что демократия должна решать конкретные задачи применительно к конкретному обществу. Меня демократия интересует применительно к повышению эффективности развития общества. 

Хотелось бы разобраться, зачем нужна демократия, можно ли обеспечить развитие общества без демократии. Демократия решает одни и те же задачи одним и тем же способом, или эти способы меняются? Как эволюционирует демократия по мере развития общества? Может ли демократия повысить эффективность управления экономикой, качество управления и макроэкономического регулирования?

Является ли демократия механизмом формирования новых элит?

В последнее время есть упреки, что динамизм изменений (в том числе институциональных) замедлился, но демократично ли критиковать власть, которая настолько сильно поддерживается населением.

Многое, на мой взгляд упирается в культуру – и культуру общежития, и дорожного движения. Наделение правами, когда культура пребывает на низком уровне, может оказаться губительным. Тому есть масса примеров.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".