Статья
3660 20 мая 2009 0:02

Юридическая грамотность


На обсуждение в рамках "правительственного часа" в Госдуме вынесены вопросы повышения уровня юридической грамотности граждан и преодоления правового нигилизма. Выступить с докладом приглашен глава Минюста Александр Коновалов, чтобы рассказать о мерах, которые предпринимает правительство  этой сфере..

О необходимости преодоления правового нигилизма в стране говорил президент Дмитрий Медведев в своем первом послании к Федеральному Собранию.

Глава государства подчеркнул значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда, а также для избавления от коррупции и правового нигилизма. "Он появился в России не вчера и уходит своими корнями в наше давнее прошлое. Пятнадцать лет – слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо и то, что этой проблемой – проблемой пренебрежения к праву – мы ещё системно и глубоко не занимались", - отметил президент.

Президент России считает необходимым вводить в школах уроки по изучению законов и практики их применения.  «Уверен, что привить правовую культуру можно только, начиная этим заниматься с самого раннего возраста, изучая законы, изучая правовую практику практически со школьных лет. Это, конечно, дело педагогов - подумать о том, как лучше здесь действовать. Но тем не менее эти решения принять надо», - об этом Дмитрий Медведев сказал в своем видеоблоге, размещенном на кремлевском сайте.


Комментарии экспертов

Постановка такого вопроса в Федеральном собрании, в нижней палате – вещь совершенно своевременная. Сама установка на строительство правового государства, которая существует достаточно давно, должна реализовываться с двух сторон. С одной стороны, это правовое государство должно быть обеспечено соответствующим пакетом законов, обеспечивающих выполнение всех конституционных норм и выполнение каких-то стратегических направлений развития страны. С другой стороны, сами граждане должны владеть хотя бы минимальной технологией работы с законами.

Правовой нигилизм, о котором говорил президент Медведев в своём ежегодном послании, в основном как раз проистекает из того, что граждане абсолютно лишены некой традиции владения правовой культурой. Очень долгое пребывание в обществе, в котором высшим законом была воля партии, а основным принципом был не закон, а революционная целесообразность, отучило многих, и не привила многим это традиционное для европейцев и американцев понимание того, что основой всякой жизнедеятельности является тот или иной закон.

К сожалению, нам за эти прошедшие 18 лет строительства новой государственности очень минимально удалось продвинуться в этом направлении. По-прежнему это правовое невежество является массово распространенным. И срочные меры в этом направлении, начиная с самых нижних этажей (скажем, со школьного уровня и дальше работы со всем населением) – вся это работа должна каким-то образом организовано и целесообразно вестись.

Поэтому мне представляется, что сама постановка этой проблемы в качестве государственной на высшем уровне в Федеральном собрании своевременна, и хочется надеяться, что даст какие-то реальные плоды в виде неких инициатив, которые привели бы к реальному улучшению положения дел. Очевидно, что проблема назрела, и прочная и стабильная российская государственность не может существовать при традиционном нигилистическом и невежественном отношении граждан к собственным законам.

Проблема юридической грамотности имеет большое количество измерений. В том числе речь идёт о том, что у нас крайне слабо развиты культура, институты и практика правового решения различных социальных конфликтов и защиты прав. При этом достаточно сильно осложнён доступ и процедура дотупа к юридическим услугам, простота и скорость доступа к судебному разрешению конфликтов и т.д.

Такое отсутствие культуры и неразвитость институтов и процедур являются, помимо всего прочего, очень питательной средой и для проблем коррупции. В таких услових возникает соответствующий рынок услуг чиновников, чтобы решать вопросы. Возникают какие-то зазоры в отношении правоохранительных органов с гражданами по поводу того, чтобы в неформальном порядке решать какие-то вещи.

То, что сами правовые процедуры недоступны и неразвиты, лишний раз подпитывает культуру неформального решения вопросов в обществе. Проще где-то заплатить денег или что-то сделать каким-то другим неформальным путём, чем искать правовые формы решения вопросов и т.д.

Речь идёт, в первую очередь, о том, чтобы юридические услуги и судебная система были более прозрачны, доступны, понятны, и в результате это всё способствовало бы снижению правового нигилизма и повышению легитимности этих институтов в глазах общества.

С другой стороны, юридическая грамотность – это тоже очень важный вопрос, поскольку люди часто не знают не только как защищать свои права, но и какие у них есть права. Во-первых, это требует какой-то культуры и привычки читать законы и их исполнять, по крайней мере - их знать. Во-вторых, это требует того, что юридические нормы, юридическая практика должны быть достаточно просты и понятны для того, чтобы граждане могли сами отстаивать свои права. Плюс должна быть достаточно развита система общедоступных юридических услуг, в том числе бесплатных юридических услуг для малообеспеченных и одновременно наименее защищённых слоёв населения. Здесь тоже довольно большой комплекс вопросов.

То, что это сейчас становится более актуальным, в том числе в связи с защитой экономических, социальных прав, особенно в условиях экономического кризиса, только повышает необходимость и востребованность обсуждения всех этих вопросов.

Дмитрий Медведев сделал борьбу с правовым нигилизмом одним из основных тезисов своей предвыборной кампании и собственно своей работы на посту президента России. На самом деле это очень серьёзный вопрос, поскольку от уровня правовой культуры зависит слишком многое, чтобы это можно было игнорировать. Нужно понимать, что и вопросы поведения на дороге, за рулём и пешехода, и вопросы поддержки общего культурного уровня, вопросы голосования – в общем, огромное количество проблем, ключевых для нормального, цивилизованного государства заложены именно в том, насколько гражданин представляет себе свои права, способы их отстаивания и где кончаются его права и начинаются права другого человека. Мы привыкли считать, что, говоря о правовом нигилизме, мы говорим исключительно о преступности в правоохранительной системе. На самом деле этот вопрос гораздо шире.

Что касается того, как с этим можно бороться. Весь цивилизованный мир борется с этим путём правового просвещения в самых разных формах. В основном, эту борьбу ведут неправительственные организации. На самом деле ни для кого не секрет, что в США и Европе минюсты этих стран раздают гранты (за государственные деньги, абсолютно легально), на которые они нанимают неправительственные организации на основе тендеров и поручают им придумать и внедрить самые разные формы, которые, начиная со школы (если не с детского сада) и заканчивая взрослым состоянием, объясняли бы гражданину его права, формы и методы их отстаивания, чтобы хотя бы на уровне общего развития человек представлял себе свою роль относительно себя, своих коллег и государства.

На самом деле это очень важная тематика. Я думаю, что никакого другого пути изобрести здесь невозможно, потому что, как показывает даже наша история, одному государству в его нынешнем виде с этим не справиться. Да и не нужно с этим справляться государству. На самом деле работа неправительственных организаций в задействовании здесь общественности, прессы, телевидения, кино. Посмотрите, сколько много фильмов снимается за рубежом, так или иначе подталкивающих граждан к размышлению о том, насколько важна борьба за свои права легальными, правовыми методами и насколько опасны какие-либо нарушения этих прав, их бесконтрольное пользование или их преувеличение.

Мне кажется немного странным в этой тематике, что каких-то широких обсуждений неправительственными организациями мне, например, не видно. Между тем, ещё раз хочу повторить, что буквально только что мы вернулись из командировки в США, и нам рассказали, что от всей рабочей силы США сегмент рынка НПО занимает 13%. У нас до этого уровня даже малый и средний бизнес не дотягивает. У них 13% граждан профессионально работают в этом секторе, этот сектор имеет принципиальное значение.

Я думаю, что нам не стоит изобретать велосипед. У нас очень много неправительственных организаций в регионах, готовых к этой работе. И у нас, что мне особенно важно подчеркнуть, много студенческой молодёжи со старших курсов юридических вузов (мы со многими работаем), которая тоже с интересом готова включиться в эту работу по созданию каких-то объясняющих брошюр, по созданию мини-фильмов. Или например Московской юридической академии, студенты которой регулярно консультируют школьников и читают лекции в школах в самых разных классах, рассказывая о правовом поле, начиная от конституции и заканчивая правами детей, взрослых и самыми различными формами права.

Я думаю, что лучший способ – официально делегировать эту функцию неправительственным организациям. Если бы это удалось, у государства было бы очень серьёзное подспорье, и, соответственно, спросить тогда можно было бы не только с чиновников, но и с нас всех, насколько мы готовы к цивилизованной жизни.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".