Юридические вузы реформируют
В скором времени в России будет проведена кардинальная реформа системы высшего юридического образования. Такое заявление сделал сегодня глава Счетной палаты РФ и сопредседатель Ассоциации юристов России (АЮР) Сергей Степашин.
С.Степашин сказал: «Проблема качества подготовки юридических кадров, решение задачи ликвидации правового нигилизма в стране настоятельно диктуют необходимость принятия кардинальных мер по реформированию системы высшего юридического образования в РФ».
По словам главы Счетной палаты, «задача построения подлинно правового государства тесно связана с необходимостью ликвидации правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры в современном российском обществе».
Сопредседатель АЮР подчеркнул: «Важнейшую роль в повышении правовой культуры играет юридическое образование, в том числе высшее, поскольку от качества знаний и профессиональных умений юридических кадров зависит состояние дел во всех сферах - от законодательства и правоохранительной деятельности до правового воспитания молодежи и оказания консультационных услуг населению».
Как отметил С.Степашин, по поручению президента РФ, Ассоциация при содействии правительства РФ намерена «разработать и внедрить в практику механизм общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров», сообщает агентство Интерфакс.
Кроме того, сказал С.Степашин, до 1 января 2010 года планируется совместно с органами исполнительной и судебной власти, общественными объединениями работодателей организовать разработку и общественное обсуждение государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».
Одновременно предстоит совершенствовать процедуру лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных вузов.
Ранее, 27 мая, напомнил глава АЮР, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России.
Указ предусматривает, в частности, повышение качества программ высшего профессионального образования, усиление контроля деятельности высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры.
Правительству РФ поручено оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров; также правительству поручено до 1 января 2010 г. с привлечением федеральных органов исполнительной власти, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, Генпрокуратуры, общественных объединений обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных госстандартов высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».
Эти стандарты должны предусматривать увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.
Кроме того, правительство должно совместно с Ассоциацией юристов России представить предложения по совершенствованию процедур лицензирования и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юристов.
Касаясь нынешнего состояния юробразования, С.Степашин отметил огромный разрыв между количеством вузов и их качеством: «Если в Советском Союзе юридические кадры готовили всего-навсего 52 вуза, то сейчас в России услуги в сфере юридического образования предоставляют свыше 1200 организаций, большинство из которых являются непрофильными».
С.Степашин сказал: «Исходя из этого, мы предлагаем в качестве своеобразной «дорожной карты» решения проблемы пять основных шагов, среди которых признать нецелесообразным обучение юристов в непрофильных вузах и прекратить в ближайшие год-два прием абитуриентов на юридические отделения и факультеты таких вузов».
С.Степашин добавил, что «эта мера не коснется тех, кто уже учится, они все получат образование, соответствующее диплому».
В качестве мер по улучшению юридического образования С.Степашин также предлагает разработать соответствующие критерии и утвердить перечень профильных государственных и негосударственных вузов по подготовке кадров в области юриспруденции, а также отменить отсрочку от призыва на военную службу для юридических факультетов непрофильных вузов.
Глава счетной палаты предлагает допускать к преподаванию юридических дисциплин в вузах только тех преподавателей, кто имеет профильное высшее образование в виде ученой степени в области права.
Председатель Счетной палаты считает необходимым ввести систему аттестации юридических вузов и создать реестр юридических вузов в России, внесение в который будет означать официальное признание дипломов данного вуза на территории страны.
«В этой части я считаю необходимым предложить Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Ассоциацией юристов России подготовить соответствующий нормативный правовой акт, в котором усовершенствовать систему лицензирования и аккредитации юридических вузов, а также предусмотреть осуществление санкций за нарушение условий аккредитации и, возможно, установить квотирование выпуска юристов», - отметил С.Степашин. По его мнению, в России можно вернуться к системе госзаказа.
«Может быть, при подготовке специалистов надо вернуться к системе государственного заказа, в частности к целевому набору и выделению квот для молодых специалистов из ведущих юридических вузов. Также необходимо разработать новые федеральные стандарты высшего образования в области юриспруденции. В этой работе должны участвовать как юридическая ответственность, так и крупнейшие работодатели всех форм собственности», - заявил сопредседатель Ассоциации юристов России.
С.Степашин убежден, что «необходимо принципиально изменить постановку задач - в обучении делать ставку не только на расширение формального объема новых знаний, но и на самого человека, на его личностные качества и способности, чтобы он научился быть эффективным и мог самостоятельно адаптироваться к новым юридическим реалиям и запросам рынка труда».