Сказано
797 11 ноября 2009 0:01

Юрий Чайка, генеральный прокурор Российской Федерации

Правительство РФ до 1 марта 2010 года должно будет подготовить предложения по преобразованию госкорпораций, работающих в конкурентной среде, в иные организационно-правовые формы. Например, в акционерные общества. Об этом заявил помощник президента - начальник контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым.

«Предложения сводятся к следующему: мы полагаем необходимым поручить правительству представить предложения по преобразованию работающих госкорпораций в конкурентной среде в иные организационно-правовые формы, в частности в акционерные общества», - сказал Константин Чуйченко.
  
«Там, где нет конкуренции, правительство должно определить временной период, и этот временной период должен определяться той конкретной задачей, которая стоит перед конкретной государственной корпорацией», - сказал помощник президента.

Константин Чуйченко считает необходимым внести изменения в законодательство, касающееся деятельности госкорпораций, и приблизить статус работников госкорпораций к статусу госслужащих. «Мы предлагаем поручить правительству подготовить изменения в действующее законодательство, которые будут направлены на обеспечение прозрачности деятельности (госкорпораций), а также на обеспечение полноценного контроля со стороны государства за их деятельностью», - сказал он.

По его словам, предложения сводятся к тому, что необходимо «поручить правительству подготовить предложения о внесении изменений в части регулирования деятельности госкорпораций, в отношении распространения на них законодательства по размещению заказов для государственных нужд». «Кроме того, мы полагаем необходимым определить правовой статус работников госкорпораций, распространив на них определенные ограничения, с которыми сталкиваются государственные служащие», - сказал Чуйченко.

Помощник президента уточнил, что поскольку менеджмент госкорпораций «выполняет государственные задачи, их статус должен быть приближен к статусу госслужащих».

Чуйченко также отметил, что в госкорпорациях «необходимо создать механизм по урегулированию конфликта интересов, аналогичный государственной службе». По его словам, «необходимо ввести такие правовые институты, как сделки с заинтересованностью и крупные сделки». Несмотря на то, что выявлены значительные нарушения, пояснил помощник президента, некоторые из них не подпадают под действие законодательства, поскольку «отсутствует институт сделок с заинтересованностью». Он также отметил, что имеют место случаи передачи компетенции, «когда крупнейшие сделки передаются от наблюдательных советов на рассмотрение правления».

«То есть, степень прозрачности меньше, чем у акционерных обществ, а по сути своей сделки, которые совершаются, - это обычные коммерческие сделки», - сказал президент. «Да, совершенно верно», - ответил Чуйченко.

Правительство РФ должно подготовить положение о представителях государства в наблюдательных советах госкорпораций. «Предлагается поручить правительству подготовить положение о представителях государства в наблюдательных советах госкорпораций, которые в свою очередь регулировали бы порядок их деятельности, а также их отчетность перед государством», - сказал Константин Чуйченко. По его мнению, «необходимо обеспечить подконтрольность деятельности остающихся госкорпораций, прежде всего Счетной палате, а также перед иными счетно-контрольными органами».

По его словам, срок для исполнения этих поручений - до 1 марта 2010 года. «Мы исходим из того, что срок, необходимый для выполнения поручения, - это 1 марта 2010 года, это, по нашему мнению, является достаточным», - сказал Чуйченко.

В свою очередь генпрокурор Юрий Чайка на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым рассказал об итогах проведенной совместно с контрольным управлением президента проверки госкорпораций. «Проверкой установлены факты невыполнения функций и задач и несоответствия деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании», - сказал Чайка.

По его словам, установлены также факты «нецелевого и неэффективного использования госкорпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством». «Выявлены нарушения законодательства при реализации госкорпорациями функций, предусмотренных федеральным законом об их создании», - сказал генпрокурор.

В частности, он сообщил, что госкорпорация «Нанотехнологии» из переведенных ей 130 миллиардов рублей в ноябре 2007 года на 1 июля 2009 года освоено всего 10 миллиардов. «Из них 5 миллиардов - на обеспечение своей текущей деятельности», - добавил Юрий Чайка. Генпрокурор напомнил, что деньги были переведены для реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. «В результате, подавляющая часть выделенных государством средств не используется по целевому назначению, а размещается на банковских депозитах как временно свободные средства», - сказал генпрокурор. «С момента создания корпорации наблюдательным советом одобрены 36 проектов в сфере нанотехнологий из более чем 1200 поступивших, а финансируется только восемь», - отметил Чайка. «И те восемь носят локальный характер», - добавил он.

«Аналогичные факты установлены в деятельности госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой», «Ростехнологии», - заявил Ю.Чайка.

Президент России Дмитрий Медведев намерен в предстоящем послании Федеральному Собранию объявить о своем решении о дальнейшем развитии госкорпораций, исходя из доклада, который подготовили генпрокурор Юрий Чайка и помощник президента, начальник контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко. Медведев на встрече с Чуйченко назвал «вполне разумными» высказанные им предложения по госкорпорациям. «Я, естественно, их еще раз изучу», - добавил президент. «Что касается отношения к тому, как нам развивать соответствующий правовой институт, то я определюсь и сформулирую свое окончательное видение в послании президента Федеральному собранию», - сказал Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов

Прежде всего, нужно отдельно отметить аппаратную составляющую решений. Дело в том, что Шувалов в последнее время очень сильно укрепляет свои позиции. Помимо аппаратного марш-броска, который он совершил в прошлом году, возглавив ключевую профильную комиссию по устойчивому экономическому развитию, Шувалов продолжает набирать очень серьёзные аппаратные очки. А учитывая, что автопром является социально значимой и одной из ключевых производственных отраслей – на ней завязаны и металлургия, и комплектующие, и агрегаты, и тяжёлое машиностроение (я уже не говорю о серьёзной имиджевой составляющей данного вопроса) – понятно, что существование комиссии – это очень серьёзное укрепление аппаратных позиций Шувалова. Фактически, он последние месяцы занимался тем, что согласовывал план спасения «АвтоВАЗа».

Напомню, что Шувалов уже несколько раз был в Самаре и менял саму структуру и особенности сделки. Решения, подготовленные командой Шувалова, будут обсуждаться в ближайшие 10 дней и вынесены 20 ноября в качестве предварительной стратегии развития. Плюс ко всему, там же будет утверждена предварительная инвестиционная программа «АвтоВАЗа» на следующий год . Исходя из предварительных данных, следует отметить, что правительство начинает менять свой подход к автопроизводителям, что, несомненно, является плюсом для российской экономической политики.

Если раньше кабинет министров в основном напрямую заливал деньгами те или иные компании, то практика этого лета показала неэффективность данного подхода. Следует отметить, что по такому пути прошли все страны, начиная от Германии, которая напрямую помогала «Опелю», или США, которые напрямую помогали General Motors. В конечном счёте правительства пришли к тому, что необходимо придумывать другие схемы поддержки автопроизводителей.

Основной риск этой схемы заключался в том, что вливание денежных средств в основном тратилось либо на погашение кредитов, задолженностей, либо на издержки компании. При этом никаких технологических прорывов или увеличения спроса от этого не происходило. В контексте вышесказанного, правительство попыталось максимально исключить денежный фактор («живые деньги») из отношений и попытаться поддержать смежные направления, что и было представлено перед премьер-министром РФ в рамках предварительного плана реструктуризации «АвтоВАЗа». 

Он предполагает, что основная часть денежных средств «АвтоВАЗу» будет выделена в форме облигаций. Значительная часть денежных средств будет направлена на погашение задолженностей «АвтоВАЗа». Это будет реализовано следующим образом: облигации автогиганта банки-кредиторы смогут обменять на облигации государства. Таким образом, денежный элемент из отношений с компаниями исключается, как и обещалось ранее. 

Второй  момент. Правительство начинает поддерживать не «АвтоВАЗ» напрямую, а отрасли  или смежные сферы, которые с  ним связаны. С последующего года запускается программа утилизации автомобилей, которая должна поддержать спрос на продукцию автогиганта. Во-вторых, правительство даёт альтернативные ниши для освобождающихся работников «АвтоВАЗа», то есть решает вопрос социального напряжение в регионе, обеспечения бывших сотрудников предприятия. 

Кроме того, судя по всему, будут выноситься с баланса «АвтоВАЗа» социальные объекты, которые в принципе ни одна компания в мире никогда на себя не берёт. Речь идёт об объектах социальной инфраструктуры – скорее всего, они будут вынесены из региона, что является логичным: компания не может конкурировать наравне с GM и при этом, например, обеспечивать из этих же самых доходов содержание школы или больницы, условно говоря. В принципе, это правильное решение по разделению ответственности.

Таким образом, «АвтоВАЗ» сумеет сконцентрироваться на своей основной деятельности и  повышать её эффективность, а правительство  гарантирует ему поддержку в  смежных направлениях, то есть снимет с него социальные обязательства, поможет ему с обеспечением спроса и поддержит по линии технологического перевооружения. 

Напомню, что на комиссии также обсуждалось увеличение финансирования или другой формы поддержки со стороны иностранного акционера. Речь идёт о «Рено». Таким  образом, правительство начинает непосредственно различные формы поддержки компании, но при этом уходит от стратегии прямого финансирования. Это общемировая практика. По такому пути пошло правительство Германии, которое запустило программу утилизации автомобилей одной из первых – это позволило достичь феноменальных результатов по росту рынка и по росту производства автомобилей на фоне падающего рынка в ЕС. Кроме того, аналогичным путём сейчас идут Италия, Франция, США. То есть, в принципе, это общий тренд. 

Это сразу говорит о том, что меняется сама антикризисная политика. Вместо того, чтобы резко гасить пожары на внутреннем рынке за счёт дешёвых денежных средств, правительство переходит к более осторожной, более сбалансированной и более эффективной политики поддержки спроса и поддержки рабочей силы. Шувалов сформулировал основные меры в данном направлении.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".