Статья
1677
19 августа 2016 18:15
Зачем Порошенко военное положение
В четверг на фоне обострения ситуации в Донбассе президент Украины Петр Порошенко допустил возможность введения военного положения и проведения мобилизации.Это происходит уже не в первый раз. Украинские власти рассматривали сценарии применения закона «О правовом режиме военного положения» в трудные моменты 2014 и 2015 годов. Порошенко тогда говорил, что военное положение будет немедленно введено в случае полномасштабной «атаки противника».
С военной точки зрения в Киеве опасались, что объявление военного положения позволит России меньше сдерживать ДНР и ЛНР в ходе конфликта или даже сыграет роль формального casus belli. Однако до сих пор в вопросе о военном положении у украинских властей на первом плане всегда были не военные, а политические соображения.
Статья 19 закона прямо запрещает на период действия военного положения проведение «выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления». В 2014 году Порошенко требовалось как можно быстрее провести досрочные парламентские выборы, чтобы по возможности очистить Верховную Раду от бывших регионалов и сформировать новое пропрезидентское большинство. В 2015 году Киев был занят уже местными выборами, чтобы завершить процедуру обновления власти на низовом уровне. Поэтому военное положение быстро ушло из политической повестки.
Есть все основания предполагать, что в последних заявлениях украинского президента политическая составляющая вновь доминирует над военной. Две главные проблемы, с которыми придется иметь дело Порошенко до конца текущего года и в течение следующего года, - это, во-первых, попытки бывших союзников воспользоваться очередным ростом коммунальных тарифов и ожидаемым кризисом неплатежей для организации кризиса политического, инициировать отставку правительства и досрочные выборы в Верховную Раду. А во-вторых, тупик в Минских соглашениях, срок выполнения которых истекает в конце года, в том числе по причине невыполнения Киевом своих обязательств в политической части. Можно предположить, что если ситуация в Донбассе успокоится в течение ближайших двух месяцев, по итогам года к Киеву наверняка возникнут резонные вопросы со стороны Парижа и Берлина относительно реального объема приложенных им усилий по выполнению Минска-2.
Как было сказано выше, закон о чрезвычайном положении написан так, что любые досрочные выборы становятся невозможными вплоть до отмены президентского указа. В условиях военного положения запрещено вносить изменения в Конституцию, проводить выборы президента, Верховной Рады, выборы органов местного самоуправления и местные референдумы, проводить забастовки, массовые собрания и акции. Невозможна и отставка правительства, а также нельзя ограничить полномочия парламента и президента. При этом закон разрешает главе государства объявить военное положение как на части территории Украины, так и по всей стране.
Таким образом, режим военного положения дает президенту возможность легально продлевать свои полномочия, полномочия кабинета министров и полномочия Верховной Рады. Но, пожалуй, самое главное - он дает ему формальное право в одностороннем порядке временно приостановить выполнение Украиной Минских соглашений, то есть принимать поправки в Конституцию о предоставлении Донбассу особого статуса и проводить выборы в неконтролируемых Киеву районах по украинскому законодательству. Закон таков, что даже введение военного положения на не длительный срок и только в Донбассе негативно повлияет на планирование сроков решения политических вопросов в рамках минского процесса.
Заявление Порошенко пока следует рассматривать скорее как сигнал о намерениях действовать по такому сценарию в случае наличия достаточных политических оснований чрезвычайного характера. Либо при угрозе политического кризиса внутри страны, чтобы избежать рисков досрочных выборов. Либо если он поймет, что Запад будет готов поддержать его обвинения в сторону России в ответственности за обострение конфликта и снять вопросы к Киеву относительно невыполнения им своих обязательств в рамках Минска-2. Последнее, в частности, может объяснять, почему украинский президент заинтересован в поддержании эскалации в Донбассе. Однако можно быть уверенными, что введение военного положения, пусть и не на всей территории Украины, будет интерпретировано в Москве как формальный выход из Минских соглашений, что, в свою очередь, лишь усугубит ситуацию на юго-востоке страны.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»
Все материалы автора
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
____________
Читайте также:
- От угроз войны – в филармонию
- Порошенко нужно учиться говорить с Путиным
- Почему Украине не нужен Донбасс
КомментарийКомментарий
политологАлексей Чеснаков
31 марта 2024
Анонс
Несостоявшиеся выборы президента Украины
31 марта на Украине должны были пройти президентские
выборы.
22 марта 2024
Новости
Иностранные войска на Украине: эксперты о конфликте «на истощение»
Количество иностранных наемников и военных
на Украине может быть больше, чем публикуется в СМИ и других источниках, отмечают эксперты американских аналитических центров. Также, по их словам, особенность украинского конфликта заключается в том, что он превратился в конфликт «на истощение».