Статья
16 Апреля 2009 9:46

Зачем РФ "орионский" корабль

<p>Накануне Дня космонавтики Роскосмос обнародовал более или менее конкретный проект, который намерен осуществить в ближайшем будущем в области пилотируемого освоения космоса. Это – шестиместный космический корабль, который должен прийти на смену уже более сорока лет находящемуся в эксплуатации «Союзу».<br>
<br>
Американская газета New York Timеs в статье от 8 апреля назвала этот корабль «орионским». «Орион» – название нового пилотируемого корабля США, который должен совершить свой первый полет в 2014–2015 годах. Намек более чем прозрачен: в свое время сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был назван на Западе «конкордским», а космический челнок «Буран» – «шаттлским».<br>
<br>
Основанием для этих довольно обидных прозвищ стало не только то, что отечественные конструкторы позаимствовали внешние формы: Ту – у «Конкорда», а «Буран» – у «шаттла», хотя справедливости ради нужно отметить, что при разработке советских машин их создатели использовали собственные инженерные решения. Западные острословы в шутливой форме отразили очевидный факт: проектируя эту технику, СССР решал не национальные задачи в области науки и техники, а слепо стремился к достижению целей, провозглашенных Европой и Америкой. Это и стало одной из главных причин нежизнеспособности обоих советских проектов.<br>
<br>
Новый российский корабль, как и «Орион», рассчитан на шесть человек и, подобно своему американскому собрату, обладает ограниченной способностью к многократному использованию – до 10 раз. Без «Ориона» США вообще не будут иметь доступа в космос, ибо их «шаттлы» спишут в конце 2010 года. Преемник челноков станет также ключевым элементом возрождаемой американской лунной пилотируемой программы.<br>
<br>
Но зачем аналогичный корабль создают в России? С ролью средства доставки людей и грузов на МКС, а также спасательной шлюпки для ее экипажа успешно справляются трехместные «Союзы». Более того, новый российский корабль будет в лучшем случае готов под занавес эксплуатации международного комплекса, то есть к 2018–2020 годам. Никаких проектов – преемников МКС, которые потребовали бы пилотируемого корабля большей вместимости, у Роскосмоса нет.<br>
<br>
Правда, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов однозначно дал понять: Россия и после 2020 года будет концентрировать свою деятельность на околоземной орбите. Чтобы оценить «инновационность» данных намерений, достаточно вспомнить, что к этому времени полету первой советской орбитальной станции исполнится полвека, а Китай – страна, на сорок с лишним лет позже России отправившая своего представителя в космос, уже в следующем году планирует вывести на околоземную орбиту собственный пилотируемый комплекс.<br>
<br>
Видимо, амбициозность подобных замыслов Роскосмоса и дала основание вашингтонскому Центру стратегических и международных исследований назвать именно Китай, а не Россию главным соперником США в космосе. Более того, по мнению того же центра, чрезмерная «зацикленность» НАСА на создании «Ориона», по сути, основанного на старых аполлоновских технологиях, привела к тому, что агентство перестало выполнять свои функции локомотива инновационного развития США. Но при этом «Орион» – ступень к осуществлению новой программы, стоящей на качественно более высоком уровне, чем МКС. Подобной программы у Роскосмоса нет и в помине.<br>
<br>
Перспектива «мертворождения» преемника «Союза» весьма реальна. Ведь острой необходимости в нем, как у американцев в «Орионе», нет. Отсюда – высокая вероятность недофинансирования и разного рода проектно-конструкторских и производственных задержек. К тому же вряд ли российское правительство одобрит строительство очередного, девятого по счету (с учетом МКС), околоземного комплекса.<br>
<br>
Это означает, что российский шестиместник окажется не у дел. Его наиболее вероятным применением станет либо обслуживание лунной программы США, причем на вспомогательных ролях и по демпинговым ценам, ибо Америка рассчитывает в осуществлении данной программы исключительно на собственные силы, либо «вывоз» на околоземную орбиту представителей стран, не имеющих своих пилотируемых транспортных систем.<br>
<br>
Новый корабль нужен России, но лишь как один из элементов принципиально нового широкомасштабного инновационного проекта. В противном случае работы по его созданию лишены иного смысла, кроме как окончательно превратить Россию в космического извозчика для любых стран, готовых оплатить его услуги. <br>
</p>
28 Июля 2016 Экономика  Минфин урежет космос Министерство финансов России предлагает сократить финансирование Федеральной космической программы (ФКП) в 2017-2019 годах на 15%, а объем средств на программу ГЛОНАСС – на 30%, сообщают СМИ со ссылкой на письмо первого замминистра финансов Татьяну Нестеренко. 10 Мая 2016 Главное
США определили своих врагов в космосе
 США определили своих врагов в космосе Соединенные Штаты опасаются наращивания потенциала России и Китая в космосе. Представители Минобороны США полагают, что космические программы Москвы и Пекина могут представлять угрозу для страны.
4 Мая 2016 Главное
Связь с  запущенным с Восточного спутником  нарушена
 Связь с запущенным с Восточного спутником нарушена Со спутником, который был запущен с космодрома Восточный, не удалось установить стабильную связь. От аппарата поступают обрывки морзянки. Точная причина сбоя пока не установлена. Это не первая накладка первого запуска с Восточного.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".