Комментарий
2 Января 2015 10:42

Задача — политическая ревизия страны

Глеб Павловский политолог, журналистГлеб Павловский

Глеб Павловский
политолог, журналистГлеб Павловский
Экономические трудности, спад производства и волатильность на финансовом рынке заставят власть менять свое поведение, по-новому выстраивать внутреннюю политику, апробировать новые методы.

Как будет меняться внутренняя политика — сбудутся ли прогнозы экспертов относительно того, что в новом году возможна выработка консолидированной позиции власти и оппозиции, — на этот счет у экспертов нет единого мнения. Однако они сходятся во мнении, что нас ждет год больших перемен.

Подробно — в материале «Равнение на кризис»

С просьбой рассказать о своих ожиданиях и прогнозах на новый 2015 год редакция АК обратилась к политологу и журналисту, директору «Фонда эффективной политики» Глебу Павловскому. 

— Какое событие 2014 года вы считаете наиболее важным?

— Главным событием года был так называемый «рублевый кризис», который на самом деле продемонстрировал, что в стране имеет место «управленческий кризис». 
Во время кризиса 2008 года Путин сам возглавлял правительство. И он вел себя совсем не так, как нынешний премьер.

В эти дни мы увидели, что у нас практически нет правительства. Точнее, правительство работает в странном режиме, когда им стараются управлять то сверху, то сбоку. Кажется, на пресс-конференции президент рассказал, что лично звонил в банки и прояснял ситуацию. Но этим должен заниматься не президент и даже не премьер-министр, а министр финансов. 
Если такая ситуация повторится, то следующий кризис неминуем, и ждать его не так уж долго.

Главное, что правительство должно работать — не важно, в новом или старом составе.
Во время кризиса 2008 года Путин сам возглавлял правительство. И он вел себя совсем не так, как нынешний премьер.
Это вовсе не означает, что необходимы ротации в правительстве. Просто оно должно работать.
 
— Будет ли меняться взаимодействие власти и оппозиции?

— Проблема в том, что в стране действительно существует оппозиционный настрой, но нет оппозиции. Те лидеры, которые существуют, не отвечают тем запросам, которые есть в обществе. И при этом увеличивается оппозиционный настрой внутри властных структур. Напомню, что во время активности белоленточного движения активны были те же справедливороссы.

— Будут ли в этом контексте появляться новые фигуры?

— Есть мнение, что все фигуры на политической доске уже задействованы. Но это не так.
Есть люди, есть лидеры, есть даже целые группы, и немаленькие, людей, которые способны действовать, и сейчас тоже действуют. Только у них нет политической сцены. А вместо этого мы видим на подмостках «Останкино» выступления совсем уж выдохшейся команды говорящих голов чуть ли не конца прошлого века.
Нет проблемы с нехваткой людей, есть проблема с системой

Нет проблемы с нехваткой людей, есть проблема с системой, проблема того, что я называю «обратной цензурой», то есть когда система самой себе мешает видеть то, что в ней есть. Она фильтрует информацию — не то, что идет на «выход», а то, что идет «на вход». И в итоге наиболее отфильтрованной оказывается информация, поступающая к руководству. То есть меньше всех о стране сегодня знает ее руководитель. Такой парадокс. Но это печальный парадокс и очень опасный. Поэтому и «Останкино» у нас превратилось в какой-то степени в некую новую вертикаль власти, которая сама придумывает политику, явно не совпадающую сейчас с политикой Кремля. Это делается по каким-то эстетическим, видимо, соображениям или потому, что ничего другого там придумать не могут.

Это создает проблемы, усиливает кризис управляемости. «Останкино», фактически центральное телевидение, сегодня закрыто от лидерского потенциала — в экономике, политике и даже науке и культуре. Телевидение сегодня бесконечно обслуживает пенсионеров и нелидерские команды, и, чтобы привлечь интерес, вынужденно придумывает какие-то особо кровожадные фокусы. Это печальная ситуация, и, боюсь, она будет мешать в следующем году осознанию страной своего стратегического положения и поиску выхода.

— Возможен ли новый общественный договор с властью?

— Невозможен договор, для которого нет одной стороны. Общество сегодня не представлено в политике вообще. Определенные силы общества как-то представлены в Государственной Думе, но они уже никак не отражают сегодняшней реальной структуры интересов, мотиваций и других сил России. Поэтому для такого договора, даже понимаемого неформально, нет сегодня второй договаривающейся стороны — это раз. А во-вторых, не хватает и первой стороны, поскольку власть не консолидирована.

Я имею в виду не идеологически, как зачем-то говорят, — идеологическая консолидация не нужна, нужна консолидация по способности руководить. Если отсутствует предложение со стороны власти и нет обсуждения, дебатов среди реальных сил общества, то как может выработаться новый договор?! Вот в этом проблема. Да, старый договор разрушился и продолжает разрушаться, я бы даже сказал, это разрушение перешло на уровень деградации по некоторым направлениям. И это дополнительная опасность на будущее, потому что деградация затрагивает образование и науку, а это вещи невосполнимые. 

Поэтому мы можем всё что угодно придумывать сейчас в виде нового договора, но его некому обсуждать и некому создавать. Сегодня надо ставить вопрос о создании предварительной возможности нового прочного договора, то есть о создании сильной исполнительной власти, автономной от политической власти Кремля, с одной стороны, и создании реального представительства всех сил страны, в том числе и массовых социальных групп, которые у нас называют «бюджетниками», и считают, что что-то знают о них. Все они не представлены. Мы — страна не представленных. Наша задача — это политическая ревизия страны, проводимая, с одной стороны, восстановленной исполнительной властью, а с другой стороны, медиа, которые перестанут узурпировать власть и вернут себе функцию общественного института».
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".