Комментарий
20 Мая 2011 1:35

Заговор против литературы

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Май – месяц литературных премий и суперпремий. Так, 29 мая станет известно имя единственного лауреата «Супернацбеста» (и счастливого обладателя чека на сто тысяч долларов) – так определит лучшую книгу десятилетия по своей версии литературная премия «Национальный бестселлер», учрежденная одиннадцать лет назад. А 17 мая назвали очередного лауреата «Международного Букера» - им оказался (и получил шестьдесят тысяч евро) 77-летний американский прозаик Филип Рот.<br />
<br />
Я - один из основателей и главный идеолог «Нацбеста». Не чужд мне на сей раз и «Международный Букер»: я перевел на русский несколько романов свежеиспеченного лауреата, в том числе и знаменитый «Заговор против Америки» - грандиозное альтернативно-историческое повествование о приходе нацистов к власти в США. Да и мое собственное имя фигурирует в двух майских премиальных шорт-листах, правда, куда менее престижных. Хотя в разговоре о премиях я все равно люблю цитировать царского генерала Муравьева (однофамильца казненного декабриста): я не из тех Муравьевых, которых вешают, я из тех, которые вешают сами!<br />
<br />
Меж тем, премиальное дело и в нашей стране, и в мире пребывает в глубоком кризисе. Удручают, а то и возмущают не только имена иных лауреатов и названия их произведений, но и общая литературная политика. Напомню, например, что тот же «Международный Букер» учрежден как своего рода утешительный приз тем писателям, кого, как того же Рота, из года в год скандально обносят Нобелевской премией. Удручает бродячий цирк – ситуация, в которой одни и те же книги более-менее примелькавшихся писателей в полуавтоматическом режиме перекочевывают из одного шорт-листа в другой до тех пор, пока каждой из них хоть что-нибудь не обломится. Удручает унылая предсказуемость и, вместе с тем, очевидная алогичность большинства результатов.<br />
<br />
Однако, хуже всего другое: повсеместное, увы, распространение в литературной среде той этически-поведенческой практики, которую еще в позапрошлом столетии издевательски назвали «правом на бесчестье». И которую – прямо в нынешнем мае – молодой писатель Владимир Лорченков, всеми наградами года возмутительно обойденный, столь же издевательски переформулировал как «Брали, берем и брать будем». И буквально в те же дни заговорили о «цене вопроса» по включению произвольно выбранной книги в лонг-лист одной полугосударственной премии. И такую цену назвали: сорок тысяч долларов. Хотя, честно говоря, зная литературные нравы, я бы скорее предположил, что речь идет о сорока тысячах рублей.<br />
<br />
Ну, коррупция - она, положим, и в Африке коррупция. Однако, рассуждая о коррупции, мы подчас упускаем из виду ее вполне традиционную разновидность, имя которой - кумовство. Меж тем, в литературных делах (и в особенности в делах премиальных) всевозрастающую роль играет именно кумовство. Подкрепленное и преумноженное вышеупомянутым правом на бесчестье.<br />
<br />
В апреле мне, увы, довелось столкнуться со следующей ситуацией (которую затем весь май обсуждали в печати и в ЖЖ): трое членов Большого жюри «Нацбеста», связанные приятельскими (скажем так) и деловыми узами с одним из номинантов премии, дружно проголосовали за роман этого далеко не мальчика, но вполне себе литературного пахана как за лучшее произведение, участвующее в конкурсе.<br />
<br />
Хуже того! Все трое сделали вид, будто это был честный и осмысленный выбор из нескольких якобы рассмотренных каждым из них возможностей. То есть, по сути дела, они провели притворный конкурс или, если угодно, устроили фальшивые торги.<br />
<br />
В советское время была популярна юмористическая телепередача «Кабачок 13 стульев». И одна из тамошних шуток гласила: «Почему это на наших ежегодных конкурсах красоты неизменно побеждает пан директор?» Вот и на притворном конкурсе, устроенном тремя членами жюри (двумя мужчинами средних лет и одной сравнительно молодой дамой), победил пан пахан! Любопытнее всего была однако реакция двоих из этой тройки (третий смолчал) на неизбежно воспоследовавшее разоблачение тройного сеанса черной магии. Этой реакцией стала обида.<br />
<br />
Причем, обида отнюдь не на то, что их заподозрили и изобличили в постыдном поведении. Отнюдь нет! Обида на то, что их сугубо мафиозное кумовство почему-то назвали постыдным. А чего, интересно, от нас ждали? – искренне удивилась барышня. – Конечно, мы проголосовали за своего! Ну, не за чужого дядю же нам было голосовать? А нам вот его роман как раз и нравится – всем троим. Романы других писателей тоже ничего себе, но наш пахан, тут уж ничего не попишешь, сущий Бальзак!<br />
<br />
Да ведь и впрямь ничего не попишешь. И, главное, ничего не объяснишь. Это у них такой литературный капитализм - .первоначальное накопление аморального капитала. И литературный социал-дарвинизм. И – тут уж никуда не денешься – литературный сервилизм. Литературная поза покорности. И хорошо если только литературная.<br />
<br />
И вот у нас кризис премиального процесса – в стране и в мире. И вот у нас кумовство – как традиционная разновидность коррупции. И вот у нас право на бесчестье – всё с большим и большим бесстыдством демонстрируемое. И этакий литературный каганат, он же, кстати, и паханат. По сути дела это – перефразируя Филипа Рота – заговор против литературы.<br />
<br />
Там, у него в романе, свободолюбивые американцы нацистский режим, в конце концов, все-таки отвергли. И свергли. Но, честно говоря, как раз эта часть романа «Заговор против Америки» кажется во всей своей альтернативности чисто сказочной: американский фюрер садится за штурвал истребителя и бесследно растворяется в воздухе.<br />
<br />
А вот литературное кумовство, увы, никуда не денется и нигде не растворится. Против него, помноженного на право на бесчестье, еще сражаться и сражаться – в неравном бою и в безнадежной борьбе.</p>
<p><strong><em>Виктор Топоров</em></strong><em>, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".