Статья
2539 14 октября 2015 9:40

Закон Миронова: пиар без смысла

Лидер фракции «Справедливой России» в Государственной Думе Сергей Миронов внес на рассмотрение палаты проект конституционного закона «О Федеральном Собрании РФ». Как написано в пояснительной записке, закон о парламенте не принят до сих пор, в то время как есть конституционные законы о «Конституционном суде», «О Верховном суде», «О правительстве».

К плюсам законопроекта Миронов относит то, что его принятие позволит выровнять статус Федерального Собрания в сравнении с другими высшими органами власти, окажет положительное влияние на статус выборов в Государственную Думу в 2016 году и установит правовую основу деятельности парламентской оппозиции.

Прогнозируемо, шансы на прохождение данного законопроекта довольно низки. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, фракция «Справедливая Россия» вряд ли автоматически получит одобрение других фракций, в первую очередь «Единой России», так как данным шагом она нарушает имеющийся консенсус относительно конституционных законов. Они должны вноситься консолидированно, после длительного совместного обсуждения, так, чтобы не было впечатления, что одна фракция хочет получить все лавры или что она пренебрегла мнением других фракций. О нарушении принципа консолидированного внесения уже заявил представитель правящей партии.

Во-вторых, законопроект предлагается на обсуждение в условиях уже фактически начавшейся избирательной кампании – что отмечает и сам Миронов. При подобном раскладе ни одна из партий, участвующих в выборах, не будет заинтересована в том, чтобы давать козыри в руки своим соперникам. Хотя, в общем-то, не понятно, о каком «положительном влиянии» на выборы, о котором говорится в пояснительной записке, может идти речь? Население в целом равнодушно к поднимаемой проблеме. По степени важности статус Федерального Собрания находится на одном из последних мест в общественном сознании, особенно с учетом того отрицательного имиджа, который существует вокруг депутатов.

Если Миронов имеет в виду, что закон поможет получить депутатам дополнительные полномочия и тем самым подстегнуть интерес к результатам выборов, то он также ошибается. Любое мало-мальски серьезное изменение баланса во взаимоотношениях ветвей власти требует предварительного согласия всех участников политического процесса. Если закон вносится односторонне, не на основе консенсуса, то его неизбежно отвергнут либо отправят на доработку. Пока ясно выраженного желания Кремля расширить полномочия парламента и тем более по-иному интерпретировать его статус в политической системе не прозвучало и потому выборы 2016-го пройдут на прежних условиях – то есть при прежних полномочиях депутатов.

В-третьих, само внесение подобного законопроекта нарушает неформальные договоренности и с администрацией президента, и с правительством. До сих пор отношения с Государственной Думой и с Советом Федерации со стороны исполнительной власти совсем не омрачались отсутствием специального закона. Вполне было достаточно и самой Конституции, и ряда других законов. Так что проблему Миронов ищет на пустом месте, там, где ее не существует. Российская политическая и государственная система находятся в режиме постоянных изменений, идет поиск оптимальных управленческих и институциональных решений, отвечающим потребностям момента. Поэтому выборы в Государственную Думу почти всякий раз проводятся по новым правилам. Внесение же и принятие сейчас конституционного закона о ФС способно заморозить этот процесс. Оно лишит президента необходимой гибкости в отношении преобразований парламентских институтов.
***  
 Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".