Закон о ФСБ прошел второе чтение
Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект, касающийся расширения полномочий Федеральной службы безопасности.
Соответствующие поправки внесены в закон «О ФСБ», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Ожидается, что третье чтение законопроекта состоится на последнем заседании весенней сессии Госдумы 16 июля.
Инициатором изменений в действующее законодательство о ФСБ выступило само это ведомство, которое считает, что должно иметь на вооружении действенный механизм для профилактики преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера.
Ранее замдиректора ФСБ России Юрий Горбунов, излагая суть законопроекта, заверил депутатов, что введение в законодательство института мер профилактики не ущемит права граждан и не нацелено против оппозиции.
«Это исключительно профилактическая мера, направленная на то, чтобы предостеречь человека от возможности совершения более тяжкого проступка в будущем», - сказал он.
В ходе работы над законопроектом депутаты внесли в текст документа поправку, в соответствии с которой официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, которое объявляется органами ФСБ физическим лицам, является «обязательным для исполнения».
Одновременно в законопроект внесено уточнение, предполагающее возможность для граждан обжаловать в судебном порядке вынесенное предостережение.
Кроме того, скорректировано положение документа, описывающее механизм вынесения официального предостережения. Оно теперь звучит следующим образом: «Не позднее, чем через пять дней со дня принятия указанного решения, официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу)».
Законопроект дополнен примечанием, которое касается санкций за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов ФСБ, равно как и за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Оговорено, что такого рода правонарушение «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. рублей».
Суть примечания состоит в том, что данное положение не распространяется на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с федеральным законом «О ФСБ».
Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев считает, что с принятием данного закона у ФСБ появится дополнительная возможность предотвращать преступления террористов.
«В первой редакции этот законопроект вызвал большое количество споров, сомнений, подозрений. Мы серьезно поработали с этим документом вместе с комитетом по конституционному законодательству», - сказал он журналистам в пятницу.
Глава комитета обратил внимание на то, что было получено более 70 отзывов, документ прошел все необходимые процедуры согласования. «В ходе состоявшихся и обсуждений удалось устранить те моменты, которые вызывали сомнение и негативно воспринимались», - подчеркнул Васильев.
Говоря о поправках, внесенных депутатами в текст законопроекта, он заметил, что из документа исключено определение «специальная профилактика», «которое раздражало людей». «Исключены положения об опубликовании текстов представлений и официальных предостережений в СМИ», - добавил руководитель комитета.
Он считает важным, что в законе не будет нормы о «вызове лица в органы безопасности для объявления официального предостережения». «Предостережение и приглашение на профилактическую беседу будет либо направляться с уведомлением, либо вручаться», - пояснил Васильев.
Не менее важно, полагает он, что исключены также положения об ответственности за невыполнение требований официального предостережения. «И если гражданин не захочет явиться на профилактическую беседу, к нему не будут применяться никакие меры», - подчеркнул Васильев.
По его мнению, законопроект «отвечает сегодня самым гуманным, самым высоким требованиям правового государства».
Ко второму чтению в текст законопроекта была внесена поправка, в соответствии с которой официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, которое объявляется органами ФСБ физическим лицам, является «обязательным для исполнения». Одновременно в законопроект внесено уточнение, предполагающее возможность для граждан обжаловать в судебном порядке вынесенное предостережение.
Кроме того, скорректировано положение документа, описывающее механизм вынесения официального предостережения. Оно теперь звучит следующим образом: «Не позднее, чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу)».
Законопроект дополнен примечанием, которое касается санкций за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов ФСБ, равно как и воспрепятствованию исполнению им служебных обязанностей. В законопроекте оговорено, что такого рода правонарушения «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. рублей».
Суть примечания состоит в том, что данное положение не распространяется на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с федеральным законом о ФСБ.