Статья
1987 14 августа 2017 18:02

Законы для технологий: нужны ли они?

Заместитель министра экономического развития Савва Шипов в интервью «Российской газете» рассказал о планах информатизации государственного сектора, повышении эффективности оказания госуслуг и необходимости разработки законодательной базы для новых технологий. По словам чиновника, на выполнение последней задачи у ведомства осталось пять лет, дальше технологии догнать уже будет невозможно.

Сейчас власть активно работает над концепцией развития цифровой экономики, которая предполагает внесение изменений и в законы. По словам Шипова, главной проблемой является тот факт, что в законодательстве не описаны некоторые технологии, из-за чего и возникают сложности: «например, искусственный интеллект, управляющий беспилотным автомобилем. Если из-за сбоя в программе возникнет авария, кто за нее будет отвечать? Или другой пример. Персональные данные у нас описаны, а вот данные, которые генерируются во время использования вами телефона и планшета, нет», — сообщает Шипов. Но опасность заключается в том, что ни чиновники, ни депутаты в большинстве своем не разбираются в современных технологиях. А дефицит знаний вкупе с избытком энтузиазма может иметь самые негативные последствия для отрасли.

Какие нормы есть сейчас?

Основным законом, регламентирующим сферу информационных технологий в России, является Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который был принят еще в 2006 году.

Помимо этого, в России действует несколько других важных законов, регламентирующих государственный информационный сектор:

- 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 г. N 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти»;

- 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которые регламентирует проведение электронных госзакупок.

На сайте Роскомнадзора можно ознакомиться с полным перечнем актов, которых не так уж и мало.

Основной 149-ФЗ несколько раз изменялся и дополнялся, но сейчас в нем фигурирует всего лишь 20 основных понятий. Очевидно, что сами технологии за 11 лет ушли далеко вперед.
ФЗ-149 описывает только базовые понятия: доменное имя, сетевой адрес, провайдер хостинга, в 2013 года добавили определение единой системы идентификации и аутентификации, а в 2015 — поисковой системы. Нет определения больших данных, блокчейна, криптовалют, искусственного интеллекта, машинного обучения, нейросетей, но нужно ли для этих технологий создавать отдельное описание или даже законы?

Это довольно сложный вопрос, на который у разных участников процесса, найдутся свои ответы. Например, бизнесу невыгодно какое-либо вмешательство государства в сферу технологий. Все идеи по нормативному описанию и созданию государственного оператора больших данных встречаются как попытки захвата сферы и введения государственной монополии.

Очевидно, что не все технологии требуют нормативного описания, так как не каждая из них провоцирует возникновение каких-либо отношений, а значит и потенциальных споров между людьми.

Кроме того, существующее законодательство способно регулировать некоторые сферы. Например, закон о персональных данных уже сейчас защищает пользователей от аналитиков больших данных, которые не имеют права работать с персональными данными граждан.

Мировой опыт

Россия не является первооткрывательницей концепции цифровой экономики, поэтому в разработке нормативного поля можно воспользоваться опытом других стран.

Например, в 2017 году в Великобритании был обновлен закон о цифровой экономике, первая редакция которого была принята еще в 2010 году. В новой версии были описаны боты, описан статус работников, занятых в технологических сферах. Более четко описан порядок работы поисковых систем с выдачей ресурсов, содержащих пиратский контент. Законопроект даже вводил понятие о минимальной скорости загрузки контента, но от идеи в итоге отказались. По спектру видно, что закон регулирует самые разные сферы: от цифровой занятости, до технологических аспектов работы сети.

Министерство торговли США еще в 2015 году опубликовало основные принципы развития цифровой экономики, включающие в себя обеспечение бесплатного и открытого Интернета, безопасность и конфиденциальность в сети, повышение качества интернет соединения, развитие новых технологий и защита интеллектуальной собственности.

Европейская комиссия занимается анализом развития цифровой экономики и общества, ежегодно публикуется доклад о достижениях «The Digital Economy and Society Index». Индекс основывается на пяти показателях: качество интернет соединения, человеческий капитал, использование интернета гражданами, проникновение цифровых технологий в бизнес, электронное государство и госуслуги. Наилучшие показатели у Дании, Финляндии и Швеции.

То есть уже сейчас известны области, влияющие на развитие цифровой экономики, а также есть опыт нормативной работы в этой сфере, поэтому задача по разработке нового законодательства в России не представляется невыполнимой. Вопрос в другом, нужно ли вообще госрегулирование IT-сферы, и если да, то в каком объеме?

Может ли право угнаться за технологиями?

В интервью Савва Шипов заявил, что у государства осталось всего пять лет, чтобы написать законы о цифровой экономике: «Фактически нам нужно будет создать новое цифровое законодательство. Все эти задачи поэтапно нужно решить не позднее чем в ближайшие пять лет. Это максимальное время, которое у нас есть. Потом догнать будет практически невозможно».

Законы почти всегда не успевают за развитием общества. Особенно сильно это чувствуется в динамичных сферах. Интернет в России появился в 90х, но закон об информационных технологиях был принят только в 2006. За те пять лет, что власть будет разрабатывать законы для цифровой экономики, технологии сделают еще два шага вперед. Поэтому нужно привыкнуть к состоянию погони.

Регулирование и ограничение

Сейчас важно в спешке не допустить ошибок и разночтений. Технологическая сфера является довольно сложной для депутатов, поэтому при принятии законов необходимо привлечение профильных специалистов.

Иначе можно получить определение больших данных как это было в недавно принятой стратегии развития информационного общества: «обработка больших объемов данных — совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время», что, конечно, является не вполне удачным определением, которое показывает уровень владения темой авторов документа.

Кроме того, перегибы в госрегулировании могут только навредить сфере, снизив темпы ее роста. Именно поэтому российский IT-компании предпринимают меры по перехвату инициативы в вопросах обсуждения технологических вопросов, чтобы государство занималось регулированием без ограничения.

Поэтому главную задачу нужно формулировать по-другому. Нужно не успеть разработать законы за пять лет, а не навредить IT-сфере и цифровому сектору экономики за это время.

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".