Статья
13 Ноября 2015 10:21

Заместители губернатора по политике – вызовы и возможности

Назначение заместителем губернатора Нижегородской области по вопросам внутренней политики Романа Антонова обращает внимание на людей, занимающих эту должность. Кто они? Какую роль выполняют в сложном региональном раскладе? Ведь накануне старта избирательной кампании по выборам в Государственную Думу необходимо ясно понимать значение каждого чиновника, ответственного за ее проведение.

Выделение заместителей губернаторов, отвечающих за политические вопросы, произошло в начале двухтысячных. До того времени их функции обычно выполняли руководители аппарата администрации, либо кто-то из чиновников, работавших в аппарате. Но с усложнением информационного поля, появлением новых политических технологий появилась потребность сосредоточения такого рода деликатной работы в одних руках, но при этом с достаточно высоким статусом, чтобы этот человек мог напрямую контактировать с губернатором, решать вопросы в Москве, быть достаточно авторитетным для региональной элиты.

Обычно на эту должность назначаются либо лично хорошо знакомые и преданные люди, либо профессионалы, имеющий большой опыт политической работы. Нередко ими становятся приглашенные из-за пределов региона политтехнологи или чиновники, для которых эта должность является повышением и очередной ступенькой в карьере. Таким образом знать субъект РФ вовсе не обязательно. Главное – пользоваться доверием губернатора и иметь соответствующие навыки и склад характера.

Скажем, предшественник Антонова – Сергей Потапов, хотя и родом из региона, но с семнадцати лет проживал в Москве. Однако, когда губернатором в 2005 году был назначен Валерий Шанцев, то он вспомнил про своего коллегу (они одновременно были первыми секретарями райкомов в Москве при Ельцине), к тому времени оставшегося не у дел после ссоры с Зюгановым. (Потапов был секретарем ЦК КПРФ и депутатом Госдумы). И Потапов поехал в Нижегородскую область.

Антонов, скорее, относится ко второму типу – после стремительной карьеры в бизнесе он перешел в политику, был депутатом ЗАКСа, Госдумы, федеральным инспектором в Пермской области, сотрудником аппарата полпреда, замом губернатора по политике в Кирове, отвечал за кампанию ЕР в Орле. Так что он профессионал в полном смысле слова, и при этом нижегородец. Однако назвать человеком губернатора его, в отличие от Потапова, нельзя. Одновременно Антонов (1972 г.р.) представляет собой новое поколение, приходящее на смену прежнему (Потапов – 1951 г.р.).

Если обратиться к конкретным задачам «вице», отвечающим за политику, то в следующем году их роль будет возрастать – как альтернатива партийным структурам ЕР. Они нужны и администрации президента, и губернаторам в качестве необходимой страховки, как параллельная структура по управлению выборным процессом. Эти замы в первую очередь будут координировать использование административного ресурса. Особенно важно их значение для проведения в Госдуму нужных одномандатников.

У вице-губернатора, как правило, достаточно сил и возможностей, чтобы организовать работу со спонсорами, не допустить разворовывания бюджета кампании, определить задачи для СМИ, договариваться с представителями общественности, бизнеса, партий. Одно дело – секретарь регионального совета ЕР, часто фигура не очень влиятельная, «свадебный генерал», другое – человек в ранге заместителя губернатора. Он может «развести» по разным округам соперников в рамках ЕР, уговорить снять свою кандидатуру несистемного политика, попросить публично выступить с поддержкой популярного и влиятельного человека, подобрать для нужного кандидата авторитетных доверенных людей.

Недаром уже объявлено о подготовке рейтингов эффективности вице-губернаторов по внутренней политике «для служебного пользования» – своего рода мотиватор для них, должный подстегнуть их усилия. Также регулярно для этих замов проводятся обучающие курсы.

Что касается взаимоотношений этих чиновников с АП, то ситуация неоднозначна. Кремль, безусловно, хотел бы рассматривать их как проводников своей политики, ибо напрямую ему подчиняющиеся федеральные инспектора – слабые и недостаточные фигуры в современном региональном раскладе. Однако для рассматриваемых «вице» лояльность губернатору важнее лояльности Кремлю. Все-таки «до царя далеко», а барин – рядом. И именно он нанимает на работу. Даже в тех случаях, когда АП кому-то настоятельно «рекомендует» назначить на эту должность того или иного человека, то возможности его могут – в случае конфликтных отношений с местной элитой – быть весьма ограниченными. Поэтому желательно, чтобы он был искусным дипломатом, учитывающим многообразные интересы, а не самодуром, лезущим напролом, ломающим людей. К сожалению, последний тип весьма еще распространен – ради достижения сиюминутных задач губернаторы порой специально приглашают подобных «таранов».

Судьба Николая Сандакова – заместителя губернатора по политике в Челябинске, оказавшемся не так давно за решеткой, – напоминает, что карт-бланша у чиновников, отвечающих за выборы, нет. Силовики в регионах тоже своего рода глаза и уши Кремля – только иных его башен, и пристально наблюдают за их деятельностью. И конфликт с ними может стать роковым. Так что у «вице» сегодня немало вызовов и соблазнов, и пройти через них до благополучного исхода выборов удастся далеко не всем.

Максим Артемьев специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора

__________

Читайте также:

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".