Статья
13 Апреля 2015 16:03

Заморозка

Когда Обама дал согласие Меркель на заключение минских соглашений, многим показалось, что США признали свое поражение на украинском направлении и должен начаться мирный процесс. Но нет. Не для того США устраивали государственный переворот и гражданскую войну, чтобы так легко сдаться. Военным путем решить задачи, поставленные перед киевским режимом, не удалось. Но это не значит, что не удастся в дальнейшем. Поэтому новой целью американской политики на украинском направлении стало «замораживание» конфликта.

Первое направление срыва мирного процесса — выдвижение Украиной идеи привлечения к переговорам США, которая внезапно была поддержана в конце марта Лукашенко. Лукашенко, надо думать, играет на стороне Москвы, но подходы тут принципиально различные. 

Украинская сторона исходит из того, что США, в отличие от европейцев, от России не зависят. На самом деле, Европа зависит не от России, а от стабильности ситуации на Украине и вменяемости украинского руководства. Привлекая США, украинская сторона косвенно признается в своей незаинтересованности в поддержании транзита между Россией и ЕС и интеграции в их общее экономическое пространство.

Читайте также Лукашенко начал новую игру

России же присоединение к переговорам США может быть выгодно с той точки зрения, что американцы, будучи привлеченными к процессу, вынуждены будут выступать за мирное урегулирование конфликта (не будут же их дипломаты, в самом деле, вести переговоры с позиции Юрия Луценко — будет мир, когда убьем всех жителей Донбасса). При этом у них больше возможностей для влияния на своих марионеток в Киеве. 

Однако, как правильно отметил тот же Лукашенко, такое участие будет выгодно только в том случае, если США действительно хочет мира. А США мира не хочет. США хочет сохранить нынешний киевский режим. Для этого не нужен мир, для этого нужно, чтобы временно не велись военные действия — пока украинская армия не укрепится достаточно для того, чтобы хотя бы сдерживать наступление ВСН. 

Фактически же привлечение США будет означать отход от минского формата и переход к какому-то другому.

Читайте также Киев саботирует минские договоренности

Вторым направлением стала идея введения международных миротворческих сил.

12 февраля были заключены минские соглашения, а 16 марта Порошенко внес на рассмотрение ВР проект постановления об обращении в СБ ООН и Совет ЕС о развертывании на территории страны международной операции по поддержанию мира и безопасности. На следующий день Рада эти обращения приняла. 

Странность заключается в том, что ранее позиция Порошенко была прямо противоположной. Например, 6 февраля, когда шла подготовка к Минску, он заявлял, что «мы не хотим присутствия оккупационных войск... Украина сама может контролировать свои границы» (казалось бы, после Южного и Иловайского котлов на эту тему стоило бы молчать в тряпочку, но Порошенко говорит — не он же в котлах сидел). Еще ранее, 25 сентября прошлого года, он же сказал, что «не будет никаких миротворческих контингентов на Донбассе. Потому что опыт таких контингентов в Приднестровье и других точках приводит к тому, что страна теряет суверенитет... Поэтому никаких миротворческих сил на Украине не будет».

Не предполагали ввода миротворческих сил и минские соглашения, а последующие встречи в «нормандском формате» показали, что вопрос этот всерьез рассматривается только украинской стороной — Германия и Франция считают, что можно обойтись расширением миссии ОБСЕ.

Читайте также К миротворцам есть вопросы

Не поддерживала ввод миротворцев и Россия. Опыт подсказывает, что введение международного миротворческого контингента будет означать замораживание конфликта и отказ от реинтеграции ЛДНР в состав Украины. Впрочем, позиция российских дипломатов в этом отношении гибкая. Как отмечает Сергей Лавров, сам факт введения и состав миротворцев должны быть согласованы с властями народных республик Донбасса, а значит, Киеву придется-таки вести с ними диалог (от чего он до сих пор последовательно уклоняется).

Третье направление — поддержание напряженности на Донбассе с тем, чтобы ввод миротворческого контингента и заморозка конфликта выглядели оправданной мерой. Зачем нужны миротворцы, если бои не идут?

Именно поэтому украинские войска поддерживают напряженность в районе Донецкого аэропорта и в Широкино под Мариуполем. Причем украинской стороне в высшей степени безразлично, кто именно будет непосредственно виновен в активизации боевых действий. «Полевые командиры» откровенно пишут в социальных сетях о действиях своих подразделений, не смущаясь тем, что нарушителями режима прекращения огня являются именно они. Украинские войска обстреливают автомобили миссии ОБСЕ, тонко намекая — нечего вам тут делать.

Читайте также Донбасс все больше отдаляется от Киева

Впрочем, в случае введения миротворцев затруднительно будет использовать тему конфликта для решения внутриполитических задач. Например, в ночь на 25 марта, когда шли решающие переговоры об отставке Коломойского, украинские войска предприняли танковую атаку в направлении Донецкого аэропорта. Расчет очевиден — учитывая предшествовавшие позитивные высказывания Коломойского в отношении лидеров ДНР и ЛНР, в случае несговорчивости его можно было бы обвинить в сговоре с «российскими террористами» и представить врагом народа. 

Четвертое направление — законотворчество Верховной Рады. 

17 марта Рада приняла изменения к закону о статусе территорий народных республик, которые принципиально исключают возможность какого-то политического диалога. Достаточно сказать, что эти территории считаются теперь «оккупированными», а значит, переговоры нужно вести только с «оккупантами» (читай — с Россией). Собственно говоря, после того как днепропетровского губернатора отправил в отставку вице-президент США, логично было бы и с Киевом переговоры прекратить, а вести их только с оккупантами… Но это так, к слову.

Читайте также Украина начала войну с Россией на страницах учебников

Ну а 9 апреля был принят пакет законов, упразднивший, например, само понятие Великая Отечественная война. Эти решения сделали невозможным диалог Украины не только с народными республиками Донбасса, но и с населением остальной части Украины. У нас ведь даже террористы из сил АТО фантазируют, что участвуют в Отечественной войне против «российского фашизма», а тут на тебе — никакой Отечественной войны против фашизма не было…

В общем, США и Киев сделали все, чтобы исключить развитие ситуации на Украине по прописанному в Минске сценарию. Это еще не поражение, ведь большая часть американских инициатив может иметь двойное толкование. Но России опять надо вносить коррективы в свою украинскую политику. А возможно, и менять саму стратегию.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора
20 Января 2017 Анонс
Инаугурация Трампа
 Инаугурация Трампа 20 января пройдет инаугурация избранного президента США Дональда Трампа. Избранный президент США принесет присягу. Затем Трамп выступит с речью, где будут изложены основные направления его политики. Подготовкой речи к инаугурации будущий президент занимается самостоятельно.
17 Января 2017 Новости  Меркель и Олланд ответили Трампу Слова избранного президента США Дональда Трампа о миграционной политике ЕС задели президента Франции Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Европа не нуждается в советах извне, заявил Олланд. 16 Января 2017 Новости  РФ не винит другие страны в кибератаках Москва не намерена обвинять официальные власти ряда стран, откуда совершаются кибератаки на интернет- и информационные ресурсы госструктур РФ и российских банков. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".