Статья
1988 13 апреля 2015 16:03

Заморозка

Когда Обама дал согласие Меркель на заключение минских соглашений, многим показалось, что США признали свое поражение на украинском направлении и должен начаться мирный процесс. Но нет. Не для того США устраивали государственный переворот и гражданскую войну, чтобы так легко сдаться. Военным путем решить задачи, поставленные перед киевским режимом, не удалось. Но это не значит, что не удастся в дальнейшем. Поэтому новой целью американской политики на украинском направлении стало «замораживание» конфликта.

Первое направление срыва мирного процесса — выдвижение Украиной идеи привлечения к переговорам США, которая внезапно была поддержана в конце марта Лукашенко. Лукашенко, надо думать, играет на стороне Москвы, но подходы тут принципиально различные. 

Украинская сторона исходит из того, что США, в отличие от европейцев, от России не зависят. На самом деле, Европа зависит не от России, а от стабильности ситуации на Украине и вменяемости украинского руководства. Привлекая США, украинская сторона косвенно признается в своей незаинтересованности в поддержании транзита между Россией и ЕС и интеграции в их общее экономическое пространство.

Читайте также Лукашенко начал новую игру

России же присоединение к переговорам США может быть выгодно с той точки зрения, что американцы, будучи привлеченными к процессу, вынуждены будут выступать за мирное урегулирование конфликта (не будут же их дипломаты, в самом деле, вести переговоры с позиции Юрия Луценко — будет мир, когда убьем всех жителей Донбасса). При этом у них больше возможностей для влияния на своих марионеток в Киеве. 

Однако, как правильно отметил тот же Лукашенко, такое участие будет выгодно только в том случае, если США действительно хочет мира. А США мира не хочет. США хочет сохранить нынешний киевский режим. Для этого не нужен мир, для этого нужно, чтобы временно не велись военные действия — пока украинская армия не укрепится достаточно для того, чтобы хотя бы сдерживать наступление ВСН. 

Фактически же привлечение США будет означать отход от минского формата и переход к какому-то другому.

Читайте также Киев саботирует минские договоренности

Вторым направлением стала идея введения международных миротворческих сил.

12 февраля были заключены минские соглашения, а 16 марта Порошенко внес на рассмотрение ВР проект постановления об обращении в СБ ООН и Совет ЕС о развертывании на территории страны международной операции по поддержанию мира и безопасности. На следующий день Рада эти обращения приняла. 

Странность заключается в том, что ранее позиция Порошенко была прямо противоположной. Например, 6 февраля, когда шла подготовка к Минску, он заявлял, что «мы не хотим присутствия оккупационных войск... Украина сама может контролировать свои границы» (казалось бы, после Южного и Иловайского котлов на эту тему стоило бы молчать в тряпочку, но Порошенко говорит — не он же в котлах сидел). Еще ранее, 25 сентября прошлого года, он же сказал, что «не будет никаких миротворческих контингентов на Донбассе. Потому что опыт таких контингентов в Приднестровье и других точках приводит к тому, что страна теряет суверенитет... Поэтому никаких миротворческих сил на Украине не будет».

Не предполагали ввода миротворческих сил и минские соглашения, а последующие встречи в «нормандском формате» показали, что вопрос этот всерьез рассматривается только украинской стороной — Германия и Франция считают, что можно обойтись расширением миссии ОБСЕ.

Читайте также К миротворцам есть вопросы

Не поддерживала ввод миротворцев и Россия. Опыт подсказывает, что введение международного миротворческого контингента будет означать замораживание конфликта и отказ от реинтеграции ЛДНР в состав Украины. Впрочем, позиция российских дипломатов в этом отношении гибкая. Как отмечает Сергей Лавров, сам факт введения и состав миротворцев должны быть согласованы с властями народных республик Донбасса, а значит, Киеву придется-таки вести с ними диалог (от чего он до сих пор последовательно уклоняется).

Третье направление — поддержание напряженности на Донбассе с тем, чтобы ввод миротворческого контингента и заморозка конфликта выглядели оправданной мерой. Зачем нужны миротворцы, если бои не идут?

Именно поэтому украинские войска поддерживают напряженность в районе Донецкого аэропорта и в Широкино под Мариуполем. Причем украинской стороне в высшей степени безразлично, кто именно будет непосредственно виновен в активизации боевых действий. «Полевые командиры» откровенно пишут в социальных сетях о действиях своих подразделений, не смущаясь тем, что нарушителями режима прекращения огня являются именно они. Украинские войска обстреливают автомобили миссии ОБСЕ, тонко намекая — нечего вам тут делать.

Читайте также Донбасс все больше отдаляется от Киева

Впрочем, в случае введения миротворцев затруднительно будет использовать тему конфликта для решения внутриполитических задач. Например, в ночь на 25 марта, когда шли решающие переговоры об отставке Коломойского, украинские войска предприняли танковую атаку в направлении Донецкого аэропорта. Расчет очевиден — учитывая предшествовавшие позитивные высказывания Коломойского в отношении лидеров ДНР и ЛНР, в случае несговорчивости его можно было бы обвинить в сговоре с «российскими террористами» и представить врагом народа. 

Четвертое направление — законотворчество Верховной Рады. 

17 марта Рада приняла изменения к закону о статусе территорий народных республик, которые принципиально исключают возможность какого-то политического диалога. Достаточно сказать, что эти территории считаются теперь «оккупированными», а значит, переговоры нужно вести только с «оккупантами» (читай — с Россией). Собственно говоря, после того как днепропетровского губернатора отправил в отставку вице-президент США, логично было бы и с Киевом переговоры прекратить, а вести их только с оккупантами… Но это так, к слову.

Читайте также Украина начала войну с Россией на страницах учебников

Ну а 9 апреля был принят пакет законов, упразднивший, например, само понятие Великая Отечественная война. Эти решения сделали невозможным диалог Украины не только с народными республиками Донбасса, но и с населением остальной части Украины. У нас ведь даже террористы из сил АТО фантазируют, что участвуют в Отечественной войне против «российского фашизма», а тут на тебе — никакой Отечественной войны против фашизма не было…

В общем, США и Киев сделали все, чтобы исключить развитие ситуации на Украине по прописанному в Минске сценарию. Это еще не поражение, ведь большая часть американских инициатив может иметь двойное толкование. Но России опять надо вносить коррективы в свою украинскую политику. А возможно, и менять саму стратегию.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".