Заморозка трубопроводов
Основным трендом последних недель стала заморозка «Транснефтью» проектов «Самсун-Джейхан» и «Бургас-Александруполис». Оба маршрута создавались как обходные для турецких проливов, однако, по политическим и экономическим причинам, их реализацию оказалась под вопросом.
Бургас-Александруполис в последние годы рассматривался Москвой как разменная монета в переговорах с Болгарией. После прихода к власти правоцентристской коалиции во главе с Бойко Борисовым, новый Кабмин Болгарии начал пересмотр ранее достигнутых договоренностей. В поле зрения нового премьер-министра попали три ключевых российских энергопроекта: АЭС «Белене», газопровод South Stream и нефтепровод «Бургас-Александруполис». Тогда параллельные переговоры с Румынией позволили России оказать давление на Софию по вопросу строительства «Южного потока». Однако интерес к строительству нефтепровода Болгария потеряла окончательно.
Не последнюю роль в заморозке проекта Москвой сыграло давление на «Лукойл» летом этого года. Ранее болгарская таможня отозвала лицензию на ряд операций у управляемого НК болгарского предприятия «Лукойл Нефтохим». Впоследствии суд позволил НПЗ продолжать работу, а таможенное агентство обжаловало данное решение. Болгарские власти заявляют, что НПЗ не установил по их требованию систему удаленного контроля за движением нефтепродуктов, которая позволяет избежать потенциального уклонения от уплаты налогов.
«Самсун-Джейхан» также оказался заложником политических и экономических интересов. Проект активно продвигает Турция. Последняя является стратегическим конкурентом РФ. Анкара консолидирует энергопотоки для усиления переговорных позиций с ЕС. Кроме того, маршрут «Самсун-Джейхан» изначально был низкорентабельным для «Транснефти». Стоимость прокачки по нефтепроводу предположительно в 10 раз превысит морской путь и в 3-3,5 раза «Бургас-Александруполис».
При этом выход РФ из обоих проектом может поставить крест на планах расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Проект позволит увеличить пропускную способность ключевого канала прокачки среднеазиатской нефти в Европу. Строительные работы должны начаться весной следующего года. Расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив его в 2014 году.
Проект расширения КТК предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух – на территории Республики Казахстан, восьми - в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на территории Казахстана. Стоимость расширения составит $5,4 млрд, а основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК.
Вопрос о расширении КТК поднимался РФ давно, однако его активизация началась только 2010 году. Форсировать увеличение пропускной способности позволила покупка «Транснефтью» крупного пакета в ключевом инфраструктурном звене - Новороссийском порте.
Дмитрий АБЗАЛОВ