Статья
2337 4 июня 2012 2:26

Запретный Талмуд

Замысел этой книги о Талмуде Ядан описал в отчетливо агрессивных просвещенческих терминах: "Талмуд - не более чем смесь нелепых предрассудков, наивных верований и примитивных юридических конструкций".
Комментарии экспертов

Автор этой книги — Ярон Ядан, знаток Талмуда, выучивший его наизусть, и вообще человек, выросший в религиозной атмосфере и остававшийся в общине до 34 лет. Тогда он по непонятным причинам порвал с ней, начал строчить атеистические книги и даже организовал в государстве Израиль целую антиклерикальную политическую партию. На Ютюбе полно его выступлений и интервью, преимущественно на иврите.

Замысел этой книги о Талмуде Ядан описал в отчетливо агрессивных просвещенческих терминах: «Талмуд — не более чем смесь нелепых предрассудков, наивных верований и примитивных юридических конструкций». Продолжатель дела Соломона Маймона куда более непосредственно чем, например, Шломо Занд следует традиции своего рода «библейской критики», разворачивая пушки рационализма на иудейскую ортодоксию. Возникает ощущение, что израильская культура желает за один век прожить всю историю культуры европейской. И сейчас она пробегает галопом вдоль французского Просвещения, вооружившись традиционным французским оружием против религиозного фанатизма — смехом. (Тем самым «просвещенным смехом», который историк идей Везен назначил виноватым в утрате Францией интеллектуальной монополии в XIX веке).

Нелепицы и чушь Талмуда вызывают целую канонаду острот Ядана, а тихие трехразовые молитвы правоверных иудеев о возвращении к практике кровавых жертвоприношений глохнут в разрывах смеха. По крайней мере в предисловии и до пункта 1, озаглавленного «Нееврей, изучающий Тору, подлежит казни». Перформативная сила священых текстов все-таки еще достаточна для того, чтобы читать становилось страшновато.

Тем более, что смех «не работает». Можно смеяться над Талмудом и ходить в синагогу. Новое религиозное сознание не испытывает перед Просвещением никаких комплексов. Бог вполне может обходиться без религии, как в некоторых вариантах спекулятивного реализма, а вполне просвещенная публика — без воинствующего атеизма. Ядан и сам не знает ответа на вопрос, почему же «эти (религиозные) мифы активно и весьма успешно противостоят концепциям просвещения, гуманизма и свободы». Можно сколько угодно смеяться над «талмудической мудростью», но не исключено, что «через пару десятилетий большая часть американцев, оставшихся евреями, снова станут талмудистами», хоть и умеренными.

Несмотря на весь антиклерикальный пафос Ядана, месседж книги может вполне быть упакован в своего рода протестантствующий иудаизм. Во всяком случае осторожно-позитивное отношение к библейско-евангельской традиции прослеживается и в предисловии редактора-переводчика. Ну, чтож, в эпоху кофе без кофеина, обезжиренного молока и войн без жертв существование иудаизма без Талмуда выглядит вполне респектабельно.

Ярон Ядан, «Запретный Талмуд» — М.: Рид Групп, 2012

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".