Статья
2501 13 декабря 2011 17:21

Запуск новой Госдумы

Президент РФ Дмитрий Медведев встретился с лидерами партий, прошедших в Госдуму по итогам парламентских выборов 4 декабря. К главе государства были приглашены по два человека от «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.

«Единую Россию» представляли Борис Грызлов и Сергей Неверов, КПРФ - Геннадий Зюганов и Иван Мельников, «Справедливую Россию» - Сергей Миронов и Николай Левичев, а ЛДПР - Владимир Жириновский и Игорь Лебедев. Также во встрече участвовал первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков.

Глава государства поздравил «Единую Россию» с тем, что она получила большинство на прошедших выборах в парламент, а оппозицию - с тем, что ей удалось значительно укрепить свое влияние в Государственной Думе. При этом, он поставил задачу тщательно рассмотреть жалобы, касающиеся голосования.

«Не все были довольны результатами народного волеизъявления, но иначе и не бывает», - отметил он, добавив, что избирательные комиссии и соответствующие судебные инстанции «обязаны тщательно рассмотреть все жалобы и соответствующие иски, и там, где будут выявлены реальные нарушения, принять справедливые решения».

По мнению Медведева, значительная часть комитетов Госдумы должна контролироваться не только «Единой Россией», но и оппозицией.

«Для того, чтобы гарантировать права всех партий, которые в настоящий момент присутствуют в Государственной Думе нового созыва, надо, чтобы значительная часть комитетов контролировалась не только той партией, которая имеет большинство, но и оппозицией. Я просил бы, как лидер избирательного списка "Единой России", это учесть», - сказал президент.

Говоря о содержательной стороне предстоящей работы новой Госдумы, президент обратил внимание на необходимость продолжить работу по совершенствованию законодательства. «Модернизация экономики, социальной жизни, решение острейших социальных проблем, повышение уровня благосостояния граждан, укрепление обороноспособности - все это остается в центре внимания всех присутствующих и должно решаться совместно с учетом мнений всех сторон», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Медведев отметил во время встречи, что необходимо продолжать политическую реформу, чтобы не допустить разрыва между отдельными социальными группами и институтами. По его словам, эти задачи стоят перед всеми партиями.

«Я последние годы этим занимался - где-то это шло медленнее, где-то быстрее, во всяком случае уж точно меня никто не может упрекнуть в том, что мы такие законы, направленные на совершенствование политической системы, не принимали. Поэтому нам нужно принимать новые решения, идти на более решительные шаги по снятию накопившихся ограничений на политическую деятельность - это очевидный факт», - сказал президент.

В ходе встречи Дмитрий Медведев также подписал указ о проведении 21 декабря первого заседания обновленной Государственной думы.

Президент также проинформировал представителей парламентских партий, что 22 декабря обратится к Федеральному Собранию с президентским Посланием РФ.

По итогам встречи Борис Грызлов высказал уверенность, что председателем новой Государственной Думы станет член «Единой России». «Другого не дано», - заявил он.

По его словам, на встрече он вышел с предложением создания широкой коалиции партий в Госдуме шестого созыва. Борис Грызлов предлагает, что из 29 комитетов 14 должны быть отданы оппозиции и 15 – «Единой России». При этом, по его словам, шесть комитетов предлагается передать КПРФ и по четыре комитета - ЛДПР и «Справедливой России».

«Есть также предложения по количеству заместителей председателя Госдумы: пять - от "Единой России" и три - от оппозиции, по одному от каждой партии», - сказал Грызлов.

Кроме того, по его словам, в Совет Госдумы предлагается ввести заместителей председателя Госдумы, лидеров фракций и еще двух руководителей групп фракций «Единой России».

Комментарии экспертов

В первую очередь, нужно отметить, что интересен сам формат мероприятия. Произошла встреча участников только что состоявшихся выборов в Государственную думу. Медведев возглавлял список от «Единой России» и был, можно сказать, одним из участников предвыборной борьбы. С другой стороны, Дмитрий Медведев – это глава государства, президент Российской Федерации. И вот эта двойная роль очень ярко проявилась в данной встрече.

Медведев в основном ставил такие вопросы, которые затрагивают слаженную и скоординированную работу Государственной думы, в которой, несмотря на представленность разных партий с различными интересами, все силы должны решать некую единую задачу - задачу модернизации страны во всех отраслях (и в экономике, и в социальной сфере, и в политической сфере).

Поэтому я не удивился, что Дмитрий Медведев задал настрой, который скорее имеет целью ориентировать партии и фракции на скоординированную работу, на взаимодействие, на совместное наращивание ответственности в качестве законодателей и представителей различных социальных групп.

Мне кажется, что задача новой Думы будет не в отстаивании каких-то отдельных интересов, а в интеграции отдельных вопросов в единую программу. Нужно будет создать единую команду по реализации самых разных задач, содержащихся в партийных программах. Тем более, что все эти документы, на самом деле, сходятся в том, что России необходима модернизация и ускоренное развитие.

Тон встречи, который задал Медведев, и выбранная им стилистика показывают, что, несмотря на существующий критический настрой некоторых частей общества по отношению к новой Думе (в некоторых случаях, резко оппозиционно-популистский), нужно находить возможность межпартийного консенсуса и объединиться вокруг идеи будущего строительства страны.
 

Президент адресует парламенту и политическим партиям вполне ясное послание: Дума должна быть площадкой для национального диалога. В парламенте оппозиционные фракции должны иметь возможность высказать свою точку зрения и инициировать реальные проекты.

Заявление Медведева о том, что жалобы на нарушения голосования должны быть рассмотрены, - это утверждение уже обозначенной ранее позиции. А также свидетельство того, что он может слышать людей, в том числе и митинг на Болотной площади, хотя с выводами митинговавших он и не согласен.

Я считаю, что те послания и претензии, которые оппозиционные парламентские партии адресовали власти, власть услышала. И власть на них реагирует. Но власть не может поддаваться давлению и выполнять все требования. Власть не должна поддаваться диктату. Дмитрий Медведев показал, что понимает и общественный запрос, и позиции парламентских партий. Он готов к диалогу, но не подчиняется диктату. И это - правильная позиция.

У «Единой России» имеется абсолютное большинство в Госдуме. И, при желании, партия могла абсолютно проигнорировать интересы оппозиции и взять себе все комитеты. Такие настроения в партии, конечно, были. Однако очевидно, что в случае принятия такого решения оппозиция будет крайне недовольна и это может привести к очередному демаршу, как это было в 2009 году, а в дальнейшем даже делегитимизировать политическую систему, которая сейчас подвергается, между прочим, серьезным ударам.

Поэтому, безусловно, заявление единороссов о намерении вступать в коалиции и делиться комитетами - это все были очевидные действия, которые должны были предпринять в руководстве партии.

В какой пропорции руководство комитетов будет поделено между партиями - вопрос крайне важный. Оптимальным вариантом для оппозиции, конечно, был именно тот вариант, который озвучил Борис Грызлов. У «Единой России» - лишь на один комитет больше, плюс должность спикера. Это позволит сохранить за «Единой Россией» контроль над законодательным процессом.

Не менее важно и то, что такое распределение комитетов во многом повлияло на нежелание оппозиции, которая прошла в Госдуму, принимать участие в массовых акциях протеста, связанных с обвинениями власти в нарушениях на выборах.

Да и, к тому же, со стороны оппозиции в день голосования было подано всего лишь 117 жалоб на ход выборных процедур.

Отчасти предложения президента и пожелания партий перед этой встречей совпадали, отчасти, естественным образом, расходились. Но я думаю, что сумма президентских решений дает хорошую основу для начала работы будущей Думы. Ведь несмотря на сохранение «Единой Россией» хотя и изменившегося, но большинства, климат и соотношение сил в Госдуме изменились. И изменившееся соотношение сил делает необходимым поделиться руководящими позициями в Государственной думе.

Если мы хотим получить работоспособную и работающую Государственную думу, а не некий цирк, как в 1990-е годы, то «Единая Россия» должна поделиться руководством ключевыми комитетами и в большей степени работать во взаимодействии с оппозиционными партиями. Другое дело, в какой степени оппозиционные партии нацелены на конструктивную работу. Но это уже мы можем увидеть на практике уже после того, как Государственная дума начнет сессию.

В том, что касается развития политической системы, то диагноз поставлен достаточно точно. Есть проблема в стыковке части политических институтов и некоторых социальных групп (прежде всего, речь идет о жителях крупных городов). И здесь, на мой взгляд, необходимо не отказываться от того политического наследия и того политического капитала, опыта, который был накоплен за последнее время. А дальше идти и развивать его (я имею в виду, прежде всего, пропорциональную систему голосования).

На мой взгляд, наиболее надежным и правильным направлением сокращения существующего разрыва между политическими институтами и предпочтениями граждан является повышение чувствительности партий к избирателям в избирательных округах. Простой механический возврат к мажоритарной системе мне представляется не самым оптимальным решением. Это было бы шагом назад.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".