Заседание Госдумы
Проходит пленарное заседание Государственной Думы РФ. Заседание началось с «Правительственного часа», в ходе которого министр обороны РФ Анатолий Сердюков доложил о ходе реформирования Вооружённых сил РФ. Доклад министра обороны прошёл в закрытом режиме.
После завершения «Правительственного часа» Анатолий Сердюков и депутаты ГД вышли к представителям прессы. Сердюков заверил, что финансирование основных структур Вооружённых сил не будет сокращаться в связи с финансовым кризисом. Кроме того, министр обороны заверил, что все социальные обязательства военного ведомства, в том числе перед увольняемыми офицерами, будут выполнены. Это касается и обязательств по обеспечению жильём.
Военная реформа предусматривает переход Вооружённых сил с дивизионно-полковой на бригадную структуру, сокращение численности Вооружённых сил, в том числе оптимизацию офицерского состава, замена военного персонала гражданским на непрофильных направлениях.
Ожидается, что в сентябре Министерство обороны представит новую военную доктрину России.
Также принят ряд законопроектов, в том числе в третьем чтении - законопроект о повышении требований к минимальному капиталу банка, во втором чтении - законопроект о резерве компенсаций по ОСАГО для страховщиков (в случае, если разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (отчетный период) превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва до достижения величины, равной 10% резерва произошедших, но незаявленных убытков на конец отчетного периода), а также в первом чтении - законопроект о введении памятной даты «День партизанов и подпольщиков» 29 июня и изменения в Лесной кодекс, уточняющие порядок доступа к хозяйственной деятельности в лесных насаждениях.
Также был рассмотрен вопрос о смене члена Совета директоров Банка России. На эту должность вместо увольняющегося Константина Корищенко утверждён Сергей Швецов. До настоящего времени Швецов был директором департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ.
Говоря о военной реформе, я бы отметил три момента. Первый: общество, на самом деле, сейчас плохо относится к любым реформам (к военным, социальным – каким угодно), так как не верит, что в результате получится что-то путное. Слишком много уже было неудачных реформ, когда обещали золотые горы, а в итоге получалось даже хуже, чем до начала. Поэтому слово «реформы» власти сейчас вообще лучше не употреблять, воспользовавшись какими-то другими словами. Например, словом «модернизация».
Второе, о чём хотелось бы сказать: армия у нас была наиболее реформируемым институтом за последние 20 лет. Кто её только не реформировал. Тем не менее, она выжила, несмотря ни какие реформы. И августовская война на Кавказе показала, что российская армия что-то ещё может. И это хорошо. Поэтому, по мнению людей, к любому реформированию армии нужно относиться очень осторожно, чтобы усилить армию, а не ослабить. Дело в том, что до сих пор, по мнению людей, все изменения вели скорее к ослаблению армии, чем к её усилению.
Третий момент: нынешняя реформа проходит довольно кулуарно. Сегодня в Думе обсуждалась эта реформа, но она там обсуждалась первый раз, хотя вообще-то о ней говорят уже больше года. Не секрет, что для офицерского корпуса замысел этой реформы неизвестен, и это вызывает небольшое напряжение. Ещё в меньшей степени, чем для остальных военных, замысел этой реформы известен обществу. Поэтому рассчитывать на большую поддержку того, о чём никто ничего фактически не знает, не следует.
Поэтому вывод такой: если и проводить реформу, то с должным информационным обеспечением. Если вы хотите получить поддержку общества, то нужно как минимум объяснить обществу, зачем вы эту реформу проводите, в чём она будет состоять и каковы гарантии, что после неё будет лучше, чем до неё. Пока обществу такой информации не дано и таких гарантий тоже не представлено.
У нас, к сожалению, слишком часто «секретят» информацию о военной реформе. В плане открытости нам далеко как до наших «вероятных союзников», так и и до других западных стран. Кроме того, учитывая исторически сложившуюся у нас систему принятия решений и исторические традиции, ожидать роста открытости было бы неправильно.
Что касается самой реформы – к сожалению, вряд ли сейчас те, кто обещают её своевременное проведение, могут гарантировать свои слова. Просто-напросто сейчас мировой кризис, влияющий на всех нас, только начинает раскручиваться. Никто из нас не знает – ни на уровне частного лица, ни на уровне государства – сколько денег он сможет потратить через год. Поэтому я был бы более осторожен в оценках. Есть стремление провести эту реформу. Но насколько реформа будет удачной, насколько она пройдёт в срок - это зависит прежде всего от экономического состояния России в ближайшие годы. Кроме того, такие мероприятия, как военная реформа, никогда не бывают краткими.
Реформа часто критикуется и по её содержанию можно столкнуться с разными точками зрения. Лично я считаю, что в целом реформа с переходом на бригадную структуру оправдана. Дело в том, что существующая у нас сейчас структура армии является уменьшенной копией советской и не рассчитана на сегодняшние модели угроз. У нас сохраняется армия мобилизационного типа, предусматривающая развёртывание со значительным увеличением численности новых формирований в случае массовой войны. Но война подобного типа сейчас невозможна в силу того, что наш вероятный противник просто не даст нам времени на развёртывание подобной армии и на ведение войны по старым образцам. Поэтому на суше нашим основным противником будут страны намного меньшие, чем мы – такие, как Грузия или (не дай Бог, конечно) Украина. Для них не потребуется мобилизовывать армию в размере нескольких миллионов человек. Для противодействия этим странам нужно иметь армию мирного времени, укомплектованную по соответствующим штатам, располагающую всем необходимым для войны, в том числе и в первую очередь - подготовленным личным составом. Если же, не дай Бог, нам придётся столкнуться в серьёзном конфликте с блоком НАТО или Китаем, то тут главную роль будут играть стратегические ядерные силы, наш главный козырь, способный отрезвить любого противника. И здесь я абсолютно согласен с точкой зрения главы Генштаба.
Что же касается социальных аспектов реформы, то здесь нам, к сожалению, проблем не избежать. Наверняка мы услышим про нарушения, про случаи, когда что-то не дали, дали не там или невовремя. Особенно это касается квартир, да и с выходным пособием для увольняемых наверняка тоже будут проблемы. Соответственно, будут и недовольные. Преодоление этих издержек – это вопрос целенаправленной борьбы со злоупотреблениями, того, насколько успешно будет вестись такая борьба.