Статья
712 13 марта 2009 0:01

Заседание Госдумы РФ

Состоялось пленарное заседание Государственной Думы РФ. В первом чтении принят «президентский» законопроект, предусматривающий поэтапное снижение минимальной численности партий, необходимой для их регистрации. В соответствии с законопроектом, с 1 января 2010 года порог снижается с 50 тысяч до 45 тысяч человек. Аналогичное сокращение предусматривается в региональных отделениях партий - с 500 до 450 членов. При этом региональные структуры должны быть образованны более чем в половине субъектов РФ. С 1 января 2012 года минимальная численность сокращается до 40 тысяч членов, а в региональных отделениях партии - до 400. Также в законопроекте содержится требование к уставам политических партий по ротации руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов и региональных отделений.

Также Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий право общественных объединений участвовать вместе с политическими партиями в выборах в представительные органы муниципальных образований, поддержанный во втором чтении на прошлом пленарном заседании.

«Президентский» законопроект продолжает работу по законодательному воплощению инициатив Дмитрия Медведева, изложенных им в послании Федеральному Собранию. Инициативы предусматривают реформу политической и партийной сферы России, их развитие и демократизацию. Председатель Высшего совета партии «Единая Россия», спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что партия «Единая Россия» берёт на себя ответственность по реализации инициатив Дмитрия Медведева в законодательстве. К настоящему моменту уже вступили в силу поправки к Конституции РФ. Помимо поправок к Конституции и рассматриваемого законопроекта, в пакет реформ политической системы, предложенный президентом, входят наделение партий полномочиями по делегированию кандидатов на пост главы субъекта РФ, условие избрания членов СФ, предусматривающее работу в региональном парламенте или органе местного самоуправления, снижение необходимого числа подписей избирателей при выдвижении партии на выборах, дополнительные гарантии равного освещения деятельности партий в СМИ, предоставление мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов на выборах в Государственную Думу РФ.

Депутаты также утвердили в первом чтении законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за продажу несовершеннолетним пива , спиртных напитков и одурманивающих веществ, поправки в КоАП, предусматривающие отмену административного ареста за отдельные правонарушения в области дорожного движения и возможность обжалования наказания в виде административного ареста.

Также утверждён в первом чтении законопроект, предусматривающий отнесение к сфере деятельности естественных монополий производство и реализацию апатитового концентрата, законопроект о введении упрощённой формы предоставления торговых мест на рынках для сельхозпроизводителей, а также технические регламенты по безопасности низковольтного и высоковольтного электрооборудования.

Госдума ратифицировала договоры с Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан: договор с Казахстаном определяет порядок пересечения жителями приграничных регионов обеих стран российско-казахстанской границы, а договор с Таджикистаном – порядок утилизации изделий и отходов твёрдого ракетного топлива, содержащих бериллий.

фото: ИТАР-ТАСС

Комментарии экспертов

Мне не кажется уместным называть «медведевские» реформы внутриполитического законодательства «демократизацией», так как речь не идёт о том, что раньше демократии не было, а теперь она возрождается. Кроме того, важна не минимальная численность сама по себе, важна не арифметика. Важна тенденция, важен сигнал всем, кто хотел бы вступить на политическое поле, о том, что оно становится чуть более открытым.

Это также и сигнал о том, что те опасности, которые мы унаследовали от эпохи 90-х годов, уже преодолены. Тогда политика превратилась в большой балаган и «чёрный рынок», на котором могли совершаться сделки купли-продажи партий, организации партий «под ключ» и непосредственно под выборы, где отмывались огромные деньги и процветала коррупция. Теперь эти тенденции заблокированы, партийное поле прошло стадию санации – а значит, теперь туда уже можно более-менее безопасно вступать. Мне кажется, что этим президентским законопроектом подан сигнал именно такого рода. В этом ключе полезна и обязательная ротация руководящих органов партий – ибо не секрет, что колоссальное количество партийных проектов 90-х годов и первой половины 2000-х были типичными проектами «под лидера».

Поэтому принятые две поправки я бы предлагал понимать именно так – не возрождение демократии, а призыв, обращённый к новым партийным силам о том, что политическое пространство очищено от прежних сорняков, и теперь туда можно более или менее спокойно идти и заниматься нормальной партийно-политической работой, представлять на политической арене интересы тех или иных социальных групп.

Кто мог бы откликнуться на этот призыв? Кто смог бы влиться в партийное поле в качестве новичка? Мне представляется, что пока по-прежнему пуста либеральная политическая ниша. Она были ими утрачена после их политического самоубийства, которое они совершили в 2003 году. Мне кажется, что либералы, как довольно значимая не столько численно, сколько качественно социальная группа российского общества, безусловно должны иметь представительство в высшем федеральном органе законодательной власти. Здесь, мне кажется, есть некий запрос. Кстати говоря, идея предоставить 1-2 места партиям, которые не добрали до 7%, но перешли рубеж 5% может позволить им войти в Госдуму, и потенциал для попадания в этот промежуток у либералов есть. Как бы то ни было, модель создания партии «Правое дело», видимо, вписывается в общий тренд преобразования.

Что же касается законопроекта, открывающего возможность для вхождения в партсписки на выборах в муниципальные собрания членам общественных организаций, то мне кажется, что для уровня местного самоуправления, которое не входит в систему органов государственной власти, это правильный ход. Кроме партии, которая непосредственно имеет право принимать участие в политической жизни, здесь нужно разрешить допуск общественных организаций, движений. Это вполне уместная поправка, которая будет работать на расширение участия граждан в политической системе страны.

Мера по снижению минимально необходимой для регистрации численности партий находится в контексте той большой программы демократизации политической системы, которая была предложена президентом Медведевым в послании Федеральному собранию. Мне не кажется, что тем самым власть отказывается от прежнего курса на строительство серьёзной партийно-политической системы, в которой будут крупные игроки, представляющие значимые общественные силы. Власть по-прежнему заинтересована в том, чтобы партии были мощными, общефедеральными, располагающими значительным количеством региональных отделений и отлаженной структурой.

Но политическая система должна развиваться, а для этого в ней должны появляться новые игроки. Я думаю, на это и направлен законопроект, снижающий необходимую численность партий. При этом надо понимать, что достичь и новой минимальной численности смогут только те политические организации, которые располагают и значительными сетями в регионах, и значительным общественным доверием.

Любой политический курс, тем более долгосрочный, проходит разные этапы. В долгосрочной политике, направленной на создание серьёзной партийной политической системы и крупных общенациональных партий, могут быть разные стадии. Может быть стадия концентрации, когда необходимо объединить мелких игроков в крупные политические силы, контролирующие значительные сегменты электората. Может быть стадия поиска и попыток ввести на политическое поле новых игроков. Я думаю, что сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию.

Главный тренд – курс на создание партийно-политической системы со структурированными, крупными общенациональными политическими партиями – остаётся прежним. Ведь демократизация, которая провозглашена Медведевым и осуществляется сегодня – это не хаотический распад национальных демократических институтов, это их развитие.

Какие партии смогут воспользоваться политической реформой Медведева? Я думаю, что в среднесрочной перспективе было бы хорошо, если бы «Правое дело» оформилась как партия, способная, помимо тех четырёх, которые уже представлены в парламенте, принять участие в выборах в Государственную Думу. Это уже был бы существенный шаг на пути расширения участия различных политических сил в политическом процессе. Я не стал бы исключать появления и новых игроков, но пока, кроме «Правого дела», я не могу назвать ни одного реального претендента на серьёзную игру. Но это отнюдь не означает, что они не появятся.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".