Статья
715 25 ноября 2008 0:01

Заседание межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС

25 ноября в Санкт-Петербурге состоялось 31-е пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ. Были рассмотрены вопросы экологической и продовольственной безопасности, противодействия экстремизму. На бюро МПА ЕврАзЭс также обсуждались вопросы энергетического сотрудничества государств-участников организации.
Комментарии экспертов

Межпарламентские ассамблеи как СНГ, так и ЕврАзЭС сами по себе не имеет такого же первостепенного статуса, как встреча на уровне глав государств или правительств. Вместе с тем именно нынешний форум в Санкт-Петербурге приковывает к себе пристальное внимание. Прежде всего, проходит он в обстановке относительной напряженности, вызванной приостановкой членства Узбекистана в Экономическом Сообществе. Такое решение Ташкент принял спустя несколько дней после отмены санкций против руководства страны со стороны Евросоюза. В связи с чем есть все основания связать выход Узбекистана с ослаблением внешнего давления и открывающимися возможностями оптимизации контактов со странами Запада. Вместе с тем выход республики из экономической структуры имеет и внутренние основания. По всей видимости, Ташкенту не удалось урегулировать ряд противоречий с другими участниками сообщества - Казахстаном и Киргизией, касающихся использования водных ресурсов.

Признаки центробежных тенденций внутри ЕврАзЭС – ослабление имиджевых позиции России на постсоветском пространстве. Выход Узбекистана из сообщества состоялся спустя некоторое время после саммита глав государств Содружества, на котором было принято решение о создании в рамках организации единого экономического пространства. Ставка была сделана на консолидацию энергетического потенциала ведущих углеводородных «держав» Центральной Азии (в ЕврАзЭС входят два крупных поставщика углеводородов в Европу – Казахстан и Узбекистан, а Киргизия снабжает центрально-азиатский регион водными ресурсами).

ЕврАзЭС для России является альтернативной площадкой для экономической экспансии в прилежащие регионы в условиях пробуксовки проекта вступления страны в ВТО. После того как Узбекистан приостановил в нем свое членство, степень интеграционного потенциала Сообщества снижается.

Парламентская ассамблея СНГ – это явление в большей степени ритуальное, а парламентская ассамблея ЕврАзЭС – это реально действующая организация, потому что в её рамках идёт выработка реальных нормативных документов экономического содружества. Кроме того, в рамках ЕврАзЭС идёт подготовка таможенного союза, нормативные документы которого проходят проверку и обсуждение в рамках парламентской ассамблеи. В условиях кризиса необходимость принятия реально работающих правовых норм просто возрастает. Поэтому парламентская ассамблея ЕврАзЭС – это форум, где могут обсуждаться и представляться реальные интересы стран-участников, и этот форум приобретает большую важность в условиях кризиса.

Крайне важно в условиях кризиса проанализировать интересы и проблемы и, соответственно, подготовить необходимые нормативные документы, направленные на активизацию сотрудничества в рамках организации. Парламентская ассамблея может быть удобным местом обмена мнениями, выявления волнующих партнёров проблем и передачи «сигналов» для исполнительной власти государств-участников. Кроме того, практическая эффективность этой работы выше. Если документы СНГ редко перерастают в национальные нормативные акты, то в ЕврАзЭС проводится реальная нормотворческая работа.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".