Статья
1457 10 октября 2009 0:04

Заседание Синода в Петербурге

В Санкт-Петербурге состоялосьзаседание Священного Синода Русской Православной церкви, которое прошло в историческом здании Синода. На заседании председательствовал Патриарх Московский и вся Руси Кирилл. По итогам заседания принято решение создать новую епархию - Бурятскую. Произведен также ряд кадровых назначений.

Последнее заседание прошло в конце июля 2009 года в Киеве, в Киево-Печерской лавре, во время визита на Украину предстоятеля Русской православной церкви.

Поездка патриарха в «Северную столицу» приурочена к важному событию в сфере духовного образования. В эти дни исполнилось 200 лет со дня основания Петербургской духовной академии. По своему уровню это учебное заведение в 19 веке могло сравниться с лучшими европейскими университетами.  Патриарх Кирилл, приветствуя 9 октября студентов академии, вспоминал о советском  периоде ее существования и о трудностях, которые сопутствовали решению молодых людей посвятить себя духовной деятельности.  Глава РПЦ сам является выпускником академии.

Высшее духовное образование, безусловно, является уделом далеко не всех. Тем не менее, церковь не только накапливала веками знания,  но и исторически в России выполняла просветительскую функцию.  Народ в большинстве своем получал образование в церковно-приходских школах,  где давался не только необходимый образовательный минимум для жизни, но и представления о христианской вере и культуре.

Сегодня тема возвращения в школу преподавания религиозных дисциплин широко обсуждается. Принято решение на государственном уровне о том,  что с четвертого класса школьники смогут взять предмет по выбору, начав изучать  основы одной из четырех традиционных религий России - православие, иудаизм, ислам и буддизм, либо приобщиться к основам мировых религиозных культур. Желающие смогут изучать основы светской этики.

Насколько успешно будет проходить это нововведение, покажет 2010 год. Уже сейчас критики этой инициативы высказывают опасения,  как бы такие предметы не спровоцировали конфликты на религиозной почве. Существуют сомнения по поводу того, насколько школам удастся подобрать компетентных преподавателей. Много говорят о религиозной толерантности, насколько она будет культивироваться среди школьников. Есть некоторые замечание в сторону церкви, что она слишком активно вторгается в сферу светской жизни общества, государства. Критики много, но, пожалуй, голоса «за» перевесили высказывания «против», поскольку речь идет о нравственном воспитании детей.

Комментарии экспертов

В России церковь начинает очень активно расширять свое влияние. Если сравнивать ситуацию с церковью в Европе, где это уже старый институт, там по церкви не наносились такие удары, и она вынуждена даже применять иногда какие-то нетрадиционные способы вхождения в общественную жизнь. Например, прошлый Папа пел песни, устраивал проповеди на стадионах, звал Боба Дилана и т.д. Но нашу историю трудно сравнивать с европейской.

По нашей церкви действительно был нанесен очень сильный удар, причем даже больше не при Сталине, а при Хрущёве, который через десять лет обещал показать  последнего попа на экране телевизора. Поэтому сейчас церковь так активно входит в жизнь и пытается развернуться. Но всё-таки я считаю, в наших условиях, когда обществу нечего противопоставить церкви, все-таки она слишком сильно вмешивается. Понятно, что искусственно это ограничить невозможно, то есть нельзя принять какой-то специальный закон. Законы у нас в этом смысле, на мой взгляд, очень правильные и либеральные, и они ограничивают любую церковь во вмешательстве в дела государства.

Но мне кажется, что здесь нужно поговорить несколько о другом – церковь начинает активно вмешиваться именно потому, что у нас нет развитого гражданского общества, нет силы, которая могла бы не агрессивно, а активно, позитивно и созидательно противостоять церкви, и не только ей, но и власти.

Например, в той же Европе или Америке существуют не только политические структуры, которые противодействуют власти. Существуют и экономические структуры, типа Общества защиты потребителей, которые выступают не только против власти, но против корпораций и т.д.

А у нас получается, что гражданин совсем один, что его некому защитить: юридическая культура слабая - ее критикуют все, вплоть до президента, защиты экономических интересов человека нет, защиты духовных интересов тоже нет. И в таком вакууме получается, что есть единственная структура - церковь, которая говорит: «Иди ко мне, я тебя возьму под свою защиту». И это, конечно, не очень хорошая ситуация.

Да, церковь усиливает своё влияние, но сильно винить ее в этом нельзя. Конечно, здесь виновато само общество, что в нём нет структур, которые бы защищали гражданина.

Что же касается принятого решения о преподавании в школах основ религиозной культуры, я сторонник преподавания истории основных религий. Это наиболее целесообразный вариант, это повышает и культурный уровень детей, и даёт им представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, даёт какие-то основы представления о морали. Так или иначе, наша мораль уходит корнями в религию. У православных это христианская, православная вера, у кого-то – ислам, буддизм или иудаизм, но, так или иначе, без этого представление о морали и о нравственности не получить.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно было бы говорить об истории основных религий, преподавать которую лучше поручить светским специалистам по истории культуры.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".