Статья
14 Октября 2008 0:48

Заседание Совета Безопасности ООН

<p>Заседание Совета Безопасности ООН</p>
Комментарии экспертов
<p>Продление Миссии ООН (именно с  такой формулировкой была принята резолюция организации) – важное решение для России. Во-первых, оно позволяет  сохранять в регионе международный контроль  и тем самым минимизировать вероятность повторения августовских событий. Во-вторых, наличие наблюдения ООН снимает с России часть ответственности за дальнейшее развитие событий и дает основания трактовать любое «неадекватное» поведение грузинского руководства (в случае если таковое будет иметь место) как упущение международного наблюдения. Кроме того, локальной, но знаковой победой российской дипломатии можно назвать  исключение из  формулировки резолюции прямого указания на Грузию как единый наблюдаемый объект.</p>
<p>Что касается европейской миссии, то согласие России на присутствие наблюдателей ЕС – часть плана «Медведева-Саркози». Для Европы (и прежде всего, для Франции) это возможность увеличить свое присутствие в конфликтом регионе и, следовательно, продемонстрировать наличие эффективных переговорных возможностей и административного ресурса для стабилизации обстановки в Грузии. Для России же – судя по всему, следствие определенных уступок со стороны ЕС. К таковым можно отнести, во-первых, сворачивание антироссийской кампании в Европе, во-вторых, участие представителей Абхазии и Южной Осетии в международной конференции по Кавказу в Женеве, и в-третьих, согласие ЕС на первом этапе реализации плана  на создание «буферных зон», контролируемых российскими миротворцами. </p>
<p style="margin: 0cm 0cm 10pt;" class="MsoNormal"><font face="Calibri">Вряд ли стоит всерьез возлагать на Совет Безопасности ООН большие надежды, но и рубить с плеча, заявляя о том, что СБ необходимо срочно реформировать, разогнать, увеличить и проч., тоже не очень правильно. Действительно, структура Совета Безопасности, куда входят Россия, США, Китай, Великобритания и Франция в качестве пяти постоянных членов, все чаще подвергается справедливой критике: на место в Совбезе претендуют и великие экономические державы (Германия, Япония), и крупные региональные игроки (Бразилия, Индия). Но уже сейчас постоянным членам Совбеза все труднее выстраивать диалог: очевидно, что увеличение их количества только усугубит эту проблему. Парадокс Совета Безопасности состоит именно в том, что всякая реформа в рамках существующей парадигмы международных отношений, отстроенных со времен Лиги Наций, окажется бессмысленной, но, вместе с тем, нынешнее положение дел не устраивает все большее число стран. На самом деле пока никто не предложит кардинально новую структуру международной политики, СБ останется при своих, продолжая терять в авторитете и значимости. </font></p>
<p>На сегодняшнем заседании Совета Безопасности ООН будет рассматриваться вопрос о пролонгации мандата миссии ООН в Грузии. Я считаю наиболее вероятное решение о продлении мандата полезным и позитивным для России, несмотря на отдельные разногласия между Россией и генсеком ООН по интерпретации конфликта и споры с европейскими коллегами. Россия нуждается в сохранении присутствия ООН в Грузии и зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликта, так как Россия вновь заявляет о себе как об одном из гарантов соблюдения международного права и великой державе. Но также эта миссия важна и для остальных сторон конфликта как адресат своей дипломатии.  Миссия ЕС России также нужна, хотя в большей степени она нужна самому ЕС – это дополнительная возможность для него продемонстрировать собственную внешнюю политику. Особую активность в этом направлении проявил, конечно, глава страны-председателя ЕС Николя Саркози. От пролонгации миссии ООН создания миссии ОБСЕ выиграет и Абхазия, и Южная Осетия, поскольку это невольно способствует углублению реального диалога между ними и международными организациями.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".