Засурский предложил способ борьбы с плагиатом
Стандарты образования не могут гарантировать увлеченность образовательным процессом, считает заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ, главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент» Иван Засурский.
«Сами по себе стандарты образования важны, но они не могут гарантировать, что преподаватель и ученики, которые находятся в классе, имеют правильную мотивацию, прилагают достаточно усердия, внимания и вообще увлечены своим делом. А для того, чтобы разобраться с этим, недостаточно просто механически заимствовать стандарты», - заявил он «Актуальным комментариям».
Чтобы изменить ситуацию, нужно, по его мнению, «вернуть смысл в образование, вернуть увлечение наукой, вернуть интерес к исследованиям». Здесь он согласен, что для этого действительно нужно исключить плагиат. «Но просто запретных мер и драконовских решений недостаточно. Гораздо важнее сделать так, чтобы плагиат в принципе был невозможен», - убежден собеседник.
Он предложил систему мер, которая, по его мнению, позволит разобраться с системой высшего образования. «В первую очередь необходимо сделать общедоступными (то есть сделать так, чтобы в Интернете выкладывались) все рефераты, контрольные работы, курсовые, дипломы и диссертации. Только в этом случае вы сможете понять, есть плагиат или нет, и вы можете оценить, каков уровень преподавания», - пояснил завкафедрой МГУ.
Он продолжил: «Если учебная работа написана под копирку, если там нет оригинальных мыслей, значит, это не работа, то есть это плохой вуз. А пока мы не знаем реальных результатов вуза, то есть работы студентов, мы не сможем понять, какие вузы хорошие, а какие плохие. Поэтому прежде, чем кого-то сокращать или что-то решать, нужно вообще разобраться, каков на самом деле уровень преподавания».
Очень важно, по словам Засурского, иметь возможность видеть всю биографию у каждого студента. «Тогда люди будут серьезно относиться к учебе, потому что они будут знать, что при приеме на работу будут смотреть, как он учился», - полагает он.
«Так что в основе всего лежит одно очень важное, серьезное решение - необходимо сделать общедоступной информацию о студентах и вузах», - подчеркнул эксперт.
«Давайте подумаем. Я не уверен, что это должно быть прямо в законе, может быть, достаточно общей нормы в законе и общей нормы в подзаконном нормативном акте, в постановлении правительства. Этой нормы вполне будет хватать для того, чтобы предпринимать меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения, к студентам, аспирантам и преподавателям, которые уличены в соответствующих правонарушениях», - сказал он.
«Это будет очень сложная модель. Она вызовет большое количество конфликтов, - отметил Медведев. - Но если мы все-таки хотим с этим бороться, на нее надо идти».
По инициативе премьера на заседании была поднята также проблема коррупции в высших учебных заведениях. По мнению Медведева, «с коррупцией в системе образования сталкиваются очень многие».
«Когда я говорю о коррупции в вузах, я имею в виду не только ситуацию, когда преподаватель банально просит денег у студентов за оценки, хотя это тоже происходит и довольно часто. Но есть и гораздо более сложная форма коррупции - предложение помочь вузу и школе и т.д.», - отметил глава правительства.
Медведев согласился с мнением ряда членов Открытого правительства о том, что одним из способов борьбы с коррупцией в вузах должно стать создание атмосферы публичности, которая бы напрямую влияла на репутацию того или иного специалиста. «Когда человек не берет (взятки - ред.) именно потому, что для него это опасно, что он ставит под угрозу свою репутацию, рискует потерять больше, чем приобретет, в широком смысле этого слова - это самый лучший стопор в этой ситуации», - сказал премьер.