Статья
653 7 декабря 2010 10:31

Затяжное противостояние

На прошедшей неделе в Белом доме в очередной раз сорвалась встреча президента США Барака Обамы с лидерами фракций Демократической и Республиканской партий в Конгрессе и Палате представителей. Основной темой консультаций должен был стать вопрос о ратификации нового российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Главы представительства «Великой старой партии» (неофициальное название республиканцев) в Сенате отказались от встречи, сославшись на занятость. Тем не менее, реальным поводом для неучастия в прямом диалоге с президентом стало нежелание руководителей сенатской фракции республиканцев обсуждать конкретные сроки ратификации соглашения по СНВ.

Ситуация с вокруг утверждения Договора о СНВ говорит о том, что республиканцы ведут затяжное противостояние с кабинетом Обамы. Начиная с 2009 года фракции «Великой старой партии» в обеих палатах Конгресса стараются противодействовать всем сколько-нибудь мало-мальски заметным законодательным инициативам Белого дома. В борьбе с демократическим правительством республиканцы делают ставку на предельно жесткое межпартийное противостояние. Это не значит, что все предложения администрации срываются. Как показывает практика, команде Обамы удается проводить через Капитолий наиболее значимые для себя решения. Однако такой результат практически всегда достигается за счет крупных компенсаций, предоставляемых GOP. Сдачи позиций «без боя» практически не бывает. Победы Белого дома на законодательном фронте если и не являются «пирровыми», то заставляют демократов идти на значительные уступки своим политическим оппонентам.

Основной причиной ставки оппозиции на непримиримую борьбу с правительством является стремление республиканцев восстановить поддержку консервативного электората. В ходе президентских выборов 2008 года традиционные сторонники GOP начали дрейф от партии в силу активного заигрывания её руководства с новыми категориями избирателей, часть из которых симпатизирует демократам. Результатом утраты взаимопонимания между республиканцами и их избирательным «ядром» стало поражение партийного кандидата от Барака Обамы. Для того, что восстановить доверительные контакты с консервативным электоратом, GOP пошла на укрепление своего «правого реноме». В качестве основного инструмента реализации этой линии используется практика непримиримого противостояния с демократической администрацией, достигаемая за счёт жесткой фракционной дисциплины и неприятия основных законодательных предложений Белого дома. За счет такого курса «Великая старая партия» старается донести своим избирателям, что она остается политической силой белой консервативной Америки, целенаправленно следующей «твердой линии» в диалоге с либеральным правительством демократов.

Лидером затяжного противодействия позиции Белого дома по Договору о сокращении СНВ является сенатор от штата Аризона Джон Кайл. Свою карьеру в верхней палате Конгресса он начал в 1995 году в условиях безоговорочного парламентского доминирования «Великой старой партии». Уже тогда Кайл зарекомендовал себя как противник курса демократов в области политики национальной безопасности. В 1999 году он принимал участие в срыве ратификации Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, подписанном администрацией Билла Клинтона. В период президентства Джорджа Буша-мл. Кайл активно поддерживал курс республиканского правительства, включая военные акции в Азии. Именно в это время он стал одним из ведущих представителей GOP в Сенате, специализирующихся на вопросах обороны и безопасности. С приходом к власти Обамы Кайл только упрочил свои позиции эксперта по обозначенной проблематике. Только теперь вместо поддержки федеральных властей он сосредоточился на их непримиримой критике. При этом формально сенатор от Аризоны не входит ни в Комитет по международным делам, ни в Комитет по делам вооруженных сил. Свою игру он ведет через финансовый и юридический комитеты верхней палаты Конгресса.

Выдвижение Кайла на первые роли в борьбе республиканцев с администрацией Обамы по СНВ продиктовано стремлением верхушки партии расширить число специалистов своих фракций на Капитолии по оборонной тематике. До недавнего времени «главными лицами» GOP по этим темам были два ветерана - ещё один сенатор от Аризоны Джон Маккейн и сенатор от Индианы Ричард (Дик) Лугар. Однако с 2009 года оба они, по разным причинам, не могут в полном объеме выполнять свои прежние функции. После неудачного участия в президентских выборах 2008 года Маккейну пришлось взвалить на себя роль одного из неформальных координаторов республиканской фракции в Сенате и пула партийных авторитетов за её пределами. У «Великой старой партии» просто не оказалось достойного выбора, и ставка была сделана на политика, имеющего федеральную известность. Курировать только вопросы обороны и безопасности Маккейн больше не может. В свою очередь Лугар утратил прежний кредит доверия со стороны руководства GOP. Степень его лояльности партийной линии с момента начала легислатуры Обамы оказалась под серьезным вопросом. Сенатора от Индианы связывают давние дружеские связи с вице-президентом США Джозефом Байденом. Подсказки Лугара сыграли не последнюю роль в кадровом выборе демократической администрации. В частности, назначение Джеймса Джонса советником президента по национальной безопасности (покинул свой пост в октябре 2010 года) состоялось, в том числе, в результате прямого содействия личного друга вице-президента. По большинству тем, касающихся внешней и оборонной политики исполнительной власти Лугар с 2009 года занимает позицию, удобную команде Обамы. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сенатор от Индианы оказался единственным членом фракции GOP в верхней палате, кто безоговорочно поддержал договор между США и Россией о сокращении СНВ. В этой ситуации республиканцам потребовался новый куратор военно-политической проблематики, в качестве которого и был задействован Кайл.

На фоне других специалистов «Великой старой партии» по военно-политическим вопросам сенатор от Аризоны относительно молод (1942 г.р.) и достаточно неплохо погружен в соответствующую проблематику. У него есть заслуженная репутация специалиста в области обороной политики. Именно поэтому Кайл был делегирован республиканской фракцией в Сенате для предметного ознакомления с ходом переговоров по новому соглашению о СНВ. В ноябре 2009 года он вместе с сенатором-демократом от Калифорнии Дианой Файнстайн посещал Женеву, где обсуждал нюансы будущего договора с экспертными группами США и РФ. Кайл обладает тесными связями с лидерами GOP в Сенате. В числе его конфидентов – Маккейн, а также глава фракции Митч МакКоннелл. Нельзя забывать, что и сам Кайл наделен заметными руководящими функциями внутри республиканского пула в верхней палате Конгресса. С 2007 года он является «кнутом» сенатского меньшинства, отвечающим за поддержание фракционной дисциплины при голосовании по всем законопроектам. Наконец, нельзя не отметить и близость Кайла к высшему истеблишменту GOP. Представляя Аризону, он в то же время достаточно активно взаимодействует с большинством влиятельных группировок партии, включая те из них, которые представляют Юг, Восточное побережье и Калифорнию. Все обозначенные факторы напрямую отразились на субъектном политическом росте Кайла в 2009-2010 годах.

В курсе на затяжное противодействие администрации Обамы по теме СНВ республиканцы преследует две цели – тактического и стратегического порядка. В тактическом плане перенос ратификации на 2011 год с последующим затягиванием этой процедуры до февраля-марта необходим GOP для того, чтобы не дать кабинету Обамы и Демократической партии в целом ощущения важной внешнеполитической победы. В своём промежуточном значении эта цель уже была частично достигнута. Правительству демократов не удалось добиться принятия договора перед предварительными выборами в Конгресс. Теперь «Великой старой партии» необходимо отодвинуть процедуру ратификации как можно дальше от января, увязав её с целым рядом уступок по финансированию вооруженных сил. В конце зимы – начале весны 2011 года утверждение российско-американского договора уже не будет иметь такого резонанса как сейчас. Тема сокращения СНВ отойдет на второй план по сравнению с вопросами внутреннего социально-экономического развития. Особых дивидендов на электоральном поле от самого факта ратификации команда Обамы извлечь уже не сможет. Если же вместе с принятием договора Белый дом будет вынужден пойти на пересмотр ряда военно-технических программ на основе предложений GOP, то для оппозиции это вообще станет полноценным политическим успехом. Соглашение с Москвой сыграет на укрепление рейтинга электоральной популярности республиканцев.

Ощутимые «отступные» за ратификацию как раз и представляют стратегическую цель «Великой старой партии». Особых доводов в пользу срыва утверждения российско-американского договора у GOP не существует. Верхам партии, в общем-то, всё равно – вступит соглашение в силу или нет. Вне зависимости от его исполнения Вашингтон способен компенсировать ограниченность ядерных возможностей высокоточными стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями в неядерном оснащении. Часть республиканских «тяжеловесов», включая Генри Киссинджера и Джорджа Шульца, как раз и призывает к такому сценарию. Однако просто так «подарить» договор Обаме оппозиция не может. Это означало бы одностороннюю уступку демократом. Делом чести для GOP выступает получение взамен соответствующей компенсации. В неё входит выделение крупных бюджетных ассигнований на модернизацию ядерного комплекса США, систему противоракетной обороны (ПРО), а также наращивание арсеналов стратегического неядерного вооружения. В случае принятия подобных условий Белым домом договор будет ратифицирован. При этом выделение средств на укрепление стратегического оборонного потенциала будет представлено исключительно как республиканская инициатива. Только в этом случае «Великая старая партия» сможет реально укрепить свои субъектные позиции ещё и на внешнеполитическом направлении жесткого противостояния с демократами.

До конца 2010 года утверждение Договора о сокращении СНВ, скорее всего, не состоится. У республиканцев отсутствуют сколько-нибудь внятные мотивы для того, чтобы пойти на неоправданную уступку Белому дому. На завершающей стадии сессии «хромых уток» (то есть оставшегося времени работы текущего состава Конгресса) согласие с позицией команды Обамы будет означать для GOP добровольный отказ от благоприятных возможностей для получения дополнительных преференций со стороны правительства. В новом, 112-м составе Сената, который начнет свою работу в январе 2011 года, у «Великой старой партии» будет уже не 41, а 47 мандатов. А это значит, что для ратификации соглашения с РФ демократам понадобится получить поддержку не 8, а 14 представителей оппозиции. Пространство для торга с исполнительной властью в этой ситуации заметно расширится. Вместо текущих уступок республиканцы способны добиться от Обамы ещё большее выгодных для себя вариантов финансирования американских стратегических ядерных и неядерных сил.

Пространство для контригры у демократической администрации на этом фоне весьма ограничено. Все основные средства проработки республиканских сенаторов Белый дом уже использовал. Им применялись методы персонального лоббирования наиболее строптивых парламентариев (включая Кайла), республиканские политики старшего поколения (кроме Киссинджера в этом списке оказались Джеймс Бейкер и Брент Скоукрофт), готовность расширить финансирование ряда оборонных программ. Фракция GOP не реагировала на эти шаги по одной простой причине – ей важно дождаться января и начать очередной торг с администрацией, занимая в Сенате новые, более выгодные для себя политические позиции.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".