Комментарий
17 Февраля 2014 22:19

Завхозы капитализма в образовании

Андрей Ашкеров философАндрей Ашкеров

Андрей Ашкеров
философАндрей Ашкеров
<p>Абитуриентов в 2014 году настиг сюрприз от Министерства образования и науки. Многие вузы поменяли список вступительных экзаменов за три месяца до поступления.</p>
<p>Ранее для каждого вуза ведомство установило обязательные экзамены: русский язык и профильный предмет. Помимо этого, министерство давало  на выбор еще два экзамена. По новым правилам вуз может выбирать уже из  пяти-шести предметов, но в ряде случаев в этот список не попали учебные дисциплины, утвержденные в прошлом году.</p>
<p>Подробности темы <a href="http://actualcomment.ru/theme/2883">"страсти по ЕГЭ"</a></p>
<p><strong><em>Своим мнением по поводу этой ситуации с «Актуальными комментариями» поделился профессор МГУ, доктор философских наук Андрей Ашкеров:</em></strong></p>
<p>"Такое впечатление, что наши чиновники от образования соревнуются в  изобретении все новых препонов  для поступающих в вузы. Причём делается  это в судорожном режиме, а судорожность является показателем  некомпетентности.</p>
<p>При этом качество вузовского образования, особенно с введением  двухступенчатой системы (бакалавриат и магистратура), стремительно  падает. Как и уровень мотивации со стороны студентов. (Это определяется,  прежде всего, по тому, что год от года всё меньше  людей хочет  заниматься научно-образовательной деятельностью, а ведь система  образования, как ни одна другая, ориентирована, по словам П.Бурдье, на  собственное воспроизводство.)</p>
<p>В результате мы получаем такой эффект: требования для поступления все  время усложняются, а в итоге это нисколько не мотивирует. Наоборот,  высшее образование всё больше превращается в формальный этап  социализации, в такой социальный лифт, куда садятся все, кто пожелает.</p>
<p>Образование было одним из наиболее эффективно работающих социальных  лифтов в ситуации, когда с началом девяностых оказалось, что многие  старые советские социальные лифты больше никуда не везут. Но при этом мы  столкнулись со значительными перегрузками этого лифта. Это привело к  обесцениванию высшего образования, ставшего простым элементом анкеты. В  сознании большинства считается, что нельзя не иметь высшего образования,  нельзя не приобрести его « для галочки».<br />
Это сказалось и на отношении к высшему образованию не только у наших сограждан, но и у преподавателей.</p>
<p>В нашей системе преподаватель вуза превращается все больше в  чиновника низшего звена, который отвечает за некий статистический  параметр, который всех интересует.</p>
<p>Как в советские времена среднее образование гарантировалось всем, так  теперь высшее образование стало обязательным атрибутом коренного  горожанина. Однако, превратившись в такой атрибут, высшее образование  фактически стало средним. Виной тому поточная социализация, которая  свелась к тому, что сегодня обучение всё меньше связано с  непосредственной коммуникацией и всё больше ориентировано на  технократическую модель, почти исключающую личный контакт преподавателя с  учеником. Вместо этого проводится бесконечное тестирование,  компьютерные замеры знаний. Такое впечатление, что одни роботы  воспитывают других роботов.</p>
<p>В итоге, получение диплома превратилось в признание того, что ты  «стал как все». Высшее образование нужно теперь для того, чтобы стать  тем, кого Х.Ортега-и-Гассет назвал «средним человеком», хотя в XX веке  оно препятствовало именно этому.</p>
<p>Что касается непосредственного сюжета с изменением списка экзаменов,  то нужно понимать, что любые судорожные действия не просто выдают  некомпетентность. Это свидетельство того, что существуют большие  проблемы с воспроизводством тех институтов, которые отвечают за  воспроизводство. </p>
<p>Сегодня логика «крепкого хозяйственника» соединилась с логикой  «эффективного менеджера». В результате образование обслуживается как  обычная хозяйственная система с минимальным учетом специфики  научно-образовательных институтов.</p>
<p>Подход завхозов капитализма, который характерен для министерских  функционеров, очень опасен. Он исключает понимание того, что образование  и наука представляют собой институциональные механизмы, позволяющие  управлять будущим и планировать воспроизводственные процессы во всём  обществе".</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".