Комментарий
29 Мая 2011 23:51

Здоровье детей

Евгений Ачкасов профессорЕвгений Ачкасов

Евгений Ачкасов
профессорЕвгений Ачкасов

Проведение заседания комиссии по модернизации, посвященного модернизации именно детской медицины, стало очень актуальным.

Ведь не секрет, что в школах у нас здоровыми могут быть признаны всего лишь 20 процентов детей. Соответственно, 80 процентов детей у нас имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А по некоторым данным, эта цифра доходит до 90 процентов.

Поэтому, конечно, крайне важно и необходимо заниматься нашими детьми - это первый постулат.

Современные технологии позволяют проводить еще в утробе матери коррекцию определенных заболеваний, и даже есть хирургические вмешательства, которые на плоде выполняются и позволяют родить здорового полноценного ребенка. Такие методики уже есть, и их, конечно, надо внедрять и развивать.

Но это - лишь один высокоточный удар. Нужно понимать, что принципиально, чтобы вся система здравоохранения уделяла больше внимания профилактике здоровья людей. Вылечить всех очень сложно и дорого, да и невозможно. А вот предотвращать заболевания – это, с моей точки зрения, ключевое направление. Это как раз прописывается в концепции здравоохранения.

И тут пока вопрос не очень решается. Скажем, актуален вопрос о введении в школах лечебной физкультуры. Если у нас 80 процентов детей имеет те или иные заболевания и, соответственно, большой процент из них имеет ограничения в занятиях физкультурой и спортом, они должны заниматься лечебной физкультурой. А кто этим занимается? Вот у них урок физкультуры, они освобождены, что они  во время этого урока делают? Они просто сидят, читают или гуляют.

И здесь я бы предложить вводить в  школах еще должность методиста или врача по лечебной физкультуре. Это может быть один врач на несколько школ. Главное, чтобы с этими детьми, освобожденными от физкультуры, обязательно занимались специалисты по лечебной физкультуре.

Для этого, соответственно, в школах должно быть предусмотрено оборудование, зал и т.д. Это принципиальный, с моей точки зрения, момент, и он тоже относится к вопросам организации детской медицины.

Модернизация в себя включает не только прием каких-то новых технологий. Это - и на организационном уровне принятие новых решений, введение новых специальностей, должностей, структурного оказания медицинской помощи.

Очень важно развитие школьной медицины. Что такое школьный врач? Школьным врачом должен быть не просто терапевт или хирург, который сидит в школе, и поэтому он школьный врач. Я бы вводил специальную дисциплину, специальность, вводил бы понятие «спортивный врач». И школьный врач занимался бы вопросами пропаганды и разъяснения детям здорового образа жизни, который бы назначал возможные комплексы лечебной физкультуры. То есть, он должен обладать определенным комплексом знаний, который как раз и важен в школе.

Такой специалист, в случае необходимости, может давать рекомендации детям и их родителям. Например, как сидеть, как носить ранцы. То есть, такой врач должен обладать комплексом знаний, и хорошо бы начать готовить таких специалистов для школ.

Что касается общей ситуации в здравоохранении, то, конечно, его состояние не лучшее. Про это и говорить нечего. В регионах мы постоянно сталкиваемся с массой проблем.

Но в отдельных регионах есть большие изменения. Например, я недавно посещал краевую больницу Краснодарского края. Это фантастика, современнейшая клиника, выполняет трансплантацию органов на уровне международных стандартов.

Конечно, есть крупные центры, которые развиваются очень серьезно. Я видел в Саратове станцию скорой помощи - суперсовременную и по организации, и по оснащению.

Но понятно, что когда мы говорим о модернизации здравоохранения, мы должны в первую говорить не об оснащении, хотя это тоже очень важно, а о наполнении этих центров и больниц медицинскими кадрами. А здесь - самая большая проблема.

Сейчас у нас, с моей точки зрения, просто разваливается система высшего медицинского образования. Это - катастрофа. Квалифицированных преподавателей становится все меньше, и это отражается на подготовке кадров. Пытаются что-то модернизировать в этой связи, но проблем - очень много. Новые образовательные стандарты, которые сейчас вводятся, вызывают недовольство преподавателей медицинских ВУЗов.

Президент говорил о необходимости введения спортивной медицины. А мы видим, что в этих стандартах даже нет раздела «спортивная медицина». Если раньше был хоть физкультурно-врачебный контроль, сейчас вообще ни слова нет. Это, конечно, частный пример. Но в этих стандартах часы на важные предметы сокращаются, объединяются предметы. То есть, образовательный стандарт не выдерживает никакой критики.

Подготовка кадров - это один из акцентов и в программе модернизации. Я бы больше финансов предусмотрел именно на высшее образование. Потому что можем закупить технику. Потом оборудование через какое-то время устареет, и все опять уйдет в никуда. В первую очередь, нужны квалифицированные специалисты.

Поэтому, я в первую очередь говорил бы о модернизации высшего медицинского образования как дальнейшего развития. В Минздраве уже начинают работать над этим. Сейчас продумана программа по дипломной подготовке. И попытка подготовить новые стандарты, которые, с моей точки зрения, требуют серьезной доработки, тоже свидетельствует, что этот вопрос находится в фокусе внимания. Мне импонирует, что это понимают, и делают в этом направлении какие-то шаги. А если делаются какие-то шаги, то это уже важно. Другое дело, что сейчас надо подумать, как правильно эти шаги сделать - прислушаться к общественности медицинской, к сообществу преподавателей ВУЗов, вникнуть в их проблемы.

Это очень хорошо, когда посыл дается сверху. Когда на высшем уровне говорят о том, что есть проблема в медицине и думают, как ее решать, - это очень хорошо. Важно, что этот процесс идет не революционным путем снизу и не указкой сверху, а есть взаимопонимание.

Если есть стремление с двух сторон, значит, может найти конструктивное решение, и здесь появляется надежда на благоприятный результат.

Евгений Ачкасов, член общественной палаты РФ, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".