Комментарий
29 Мая 2011 23:51

Здоровье детей

Евгений Ачкасов профессорЕвгений Ачкасов

Евгений Ачкасов
профессорЕвгений Ачкасов
<p>Проведение заседания <a href="http://actualcomment.ru/theme/1845/">комиссии по модернизации, посвященного модернизации именно детской медицины</a>, стало очень актуальным.<br />
<br />
Ведь не секрет, что в школах у нас здоровыми могут быть признаны всего лишь 20 процентов детей. Соответственно, 80 процентов детей у нас имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А по некоторым данным, эта цифра доходит до 90 процентов.<br />
<br />
Поэтому, конечно, крайне важно и необходимо заниматься нашими детьми - это первый постулат.<br />
<br />
Современные технологии позволяют проводить еще в утробе матери коррекцию определенных заболеваний, и даже есть хирургические вмешательства, которые на плоде выполняются и позволяют родить здорового полноценного ребенка. Такие методики уже есть, и их, конечно, надо внедрять и развивать.<br />
<br />
Но это - лишь один высокоточный удар. Нужно понимать, что принципиально, чтобы вся система здравоохранения уделяла больше внимания профилактике здоровья людей. Вылечить всех очень сложно и дорого, да и невозможно. А вот предотвращать заболевания – это, с моей точки зрения, ключевое направление. Это как раз прописывается в концепции здравоохранения.<br />
<br />
И тут пока вопрос не очень решается. Скажем, актуален вопрос о введении в школах лечебной физкультуры. Если у нас 80 процентов детей имеет те или иные заболевания и, соответственно, большой процент из них имеет ограничения в занятиях физкультурой и спортом, они должны заниматься лечебной физкультурой. А кто этим занимается? Вот у них урок физкультуры, они освобождены, что они  во время этого урока делают? Они просто сидят, читают или гуляют.<br />
<br />
И здесь я бы предложить вводить в  школах еще должность методиста или врача по лечебной физкультуре. Это может быть один врач на несколько школ. Главное, чтобы с этими детьми, освобожденными от физкультуры, обязательно занимались специалисты по лечебной физкультуре.<br />
<br />
Для этого, соответственно, в школах должно быть предусмотрено оборудование, зал и т.д. Это принципиальный, с моей точки зрения, момент, и он тоже относится к вопросам организации детской медицины.<br />
<br />
Модернизация в себя включает не только прием каких-то новых технологий. Это - и на организационном уровне принятие новых решений, введение новых специальностей, должностей, структурного оказания медицинской помощи.<br />
<br />
Очень важно развитие школьной медицины. Что такое школьный врач? Школьным врачом должен быть не просто терапевт или хирург, который сидит в школе, и поэтому он школьный врач. Я бы вводил специальную дисциплину, специальность, вводил бы понятие «спортивный врач». И школьный врач занимался бы вопросами пропаганды и разъяснения детям здорового образа жизни, который бы назначал возможные комплексы лечебной физкультуры. То есть, он должен обладать определенным комплексом знаний, который как раз и важен в школе.<br />
<br />
Такой специалист, в случае необходимости, может давать рекомендации детям и их родителям. Например, как сидеть, как носить ранцы. То есть, такой врач должен обладать комплексом знаний, и хорошо бы начать готовить таких специалистов для школ.<br />
<br />
Что касается общей ситуации в здравоохранении, то, конечно, его состояние не лучшее. Про это и говорить нечего. В регионах мы постоянно сталкиваемся с массой проблем.<br />
<br />
Но в отдельных регионах есть большие изменения. Например, я недавно посещал краевую больницу Краснодарского края. Это фантастика, современнейшая клиника, выполняет трансплантацию органов на уровне международных стандартов.<br />
<br />
Конечно, есть крупные центры, которые развиваются очень серьезно. Я видел в Саратове станцию скорой помощи - суперсовременную и по организации, и по оснащению.<br />
<br />
Но понятно, что когда мы говорим о модернизации здравоохранения, мы должны в первую говорить не об оснащении, хотя это тоже очень важно, а о наполнении этих центров и больниц медицинскими кадрами. А здесь - самая большая проблема.<br />
<br />
Сейчас у нас, с моей точки зрения, просто разваливается система высшего медицинского образования. Это - катастрофа. Квалифицированных преподавателей становится все меньше, и это отражается на подготовке кадров. Пытаются что-то модернизировать в этой связи, но проблем - очень много. Новые образовательные стандарты, которые сейчас вводятся, вызывают недовольство преподавателей медицинских ВУЗов.<br />
<br />
Президент говорил о необходимости введения спортивной медицины. А мы видим, что в этих стандартах даже нет раздела «спортивная медицина». Если раньше был хоть физкультурно-врачебный контроль, сейчас вообще ни слова нет. Это, конечно, частный пример. Но в этих стандартах часы на важные предметы сокращаются, объединяются предметы. То есть, образовательный стандарт не выдерживает никакой критики.<br />
<br />
Подготовка кадров - это один из акцентов и в программе модернизации. Я бы больше финансов предусмотрел именно на высшее образование. Потому что можем закупить технику. Потом оборудование через какое-то время устареет, и все опять уйдет в никуда. В первую очередь, нужны квалифицированные специалисты.<br />
<br />
Поэтому, я в первую очередь говорил бы о модернизации высшего медицинского образования как дальнейшего развития. В Минздраве уже начинают работать над этим. Сейчас продумана программа по дипломной подготовке. И попытка подготовить новые стандарты, которые, с моей точки зрения, требуют серьезной доработки, тоже свидетельствует, что этот вопрос находится в фокусе внимания. Мне импонирует, что это понимают, и делают в этом направлении какие-то шаги. А если делаются какие-то шаги, то это уже важно. Другое дело, что сейчас надо подумать, как правильно эти шаги сделать - прислушаться к общественности медицинской, к сообществу преподавателей ВУЗов, вникнуть в их проблемы.<br />
<br />
Это очень хорошо, когда посыл дается сверху. Когда на высшем уровне говорят о том, что есть проблема в медицине и думают, как ее решать, - это очень хорошо. Важно, что этот процесс идет не революционным путем снизу и не указкой сверху, а есть взаимопонимание.<br />
<br />
Если есть стремление с двух сторон, значит, может найти конструктивное решение, и здесь появляется надежда на благоприятный результат.<br />
<br />
<strong><em>Евгений Ачкасов</em></strong><em>, член общественной палаты РФ, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".