Ж.-М. Баррозу
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу не считает возможным включить в ряды Европейского Союза страны постсоветского пространства.
Правда, Баррозу при этом отметил необходимость вовлекать эти страны в более тесное сотрудничество с Евросоюзом. Данное заявление стало ответом на слова президента РФ Дмитрия Медведева касательно программы «Восточное партнерство». В частности, он выразил недовольство тем, что членство в этой программе рассматривается «некоторыми странами» как партнерство против России.
К тому же одним из итогов саммита стало отсутствие прогресса в направлении создания новой матрицы евробезопасности, о которой российский президент говорил накануне саммита в Хабаровске. По словам Баррозу, Брюссель вполне устраивает существующая система, опирающаяся на НАТО и ОБСЕ. В обеих структурах участвуют американцы, США, таким образом, являются одним из гарантов безопасности на континенте. Судя по всему, европейцы ни морально, ни технически не готовы к переменам в этой области.
Наконец, ключевой темой обсуждения сторон стало энергетическое сотрудничество. В настоящее время спор ведется вокруг положений Энергетической хартии. Согласно инициативе Дмитрия Медведева, необходимо разработать новый документ в этой области, в котором бы были прописаны обязанности не только покупателей и поставщиков, но и стран-транзитеров. Баррозу дал понять, что Европа не возражает против внесения корректив в существующий формат «энергетических взаимоотношений» с Москвой, но при этом не намерена отказываться от Энергетической хартии.
В частности, Баррозу выразил готовность идти на диалог, но добавил, что свои принципиальные позиции Европа сохранит. «Мы готовы обсуждать предложения российской стороны, мы открыты к обсуждению того, как улучшить существующие рамки, но мы не должны отбрасывать те соглашения, которые уже существую», - сказал он.
Евросоюз и раньше с большим скрипом рассматривал вопрос об оказании помощи или вступлении в свои ряда новых членов из Восточной Европы, т.к. реалии финансово-экономического кризиса просто не позволяли этого делать. Основная нагрузка (прежде всего, финансовая) ложится на плечи т.н. «старых» членов ЕС. И те государства, которые рассчитывали на вступление в Евросоюз, надеялись на эту помощь, но кризис внес свои коррективы.
На саммите Брюссель поступил прагматично, сделав вид, что пошел на уступку России на этом направлении. С другой стороны, Евросоюз дал четко понять России, что не потерпит вмешательства в конфигурацию своей безопасности, даже с учетом того, что РФ является основным поставщиком энергоносителей на европейский рынок.
При этом вызывает удивление то, что США, а также Великобритания влияют на ЕС в этом смысле. Евросоюз никоим образом не может воспрепятствовать размещению в Восточной Европе элементов ПРО США не в рамках НАТО, а как североамериканский элемент. Все это говорит о том, что Евросоюз пока не готов диверсифицировать свою политику безопасности, т.к. занял выжидательную позицию.
Надо сказать, что эта позиция оправданная. Еврокомиссары добились существенных успехов на центральноазиатском направлении, намереваясь напрямую заключать контракты с Туркменистаном и Казахстаном, а также в Закавказье, используя территории региона как транзитные. Именно этим и объясняется неуступчивость Евросоюза.