Статья
1475 27 сентября 2012 16:22

Жесткий, но справедливый

Президент Владимир Путин заявил, что российский бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать риски мировой экономики, но при этом обеспечивать выполнение всех социальных обязательств перед гражданами.

«Мы с вами знаем, что происходит совсем недавно в благополучных, развитых рыночных экономиках, в том числе европейских. Там ни по одной позиции нет повышения (зарплат – ред.), там только так называемая консолидация и снижение всех параметров социальных расходов и повышение пенсионного возраста», - сказал Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, передаёт «Интерфакс».

В качестве примера он привёл Испанию, переживающую экономический кризис.

«Мы должны иметь это в виду, должны иметь в виду все риски, что накладывает на нашу экономику состояние мировой, европейской экономики. Но делать все для того, чтобы выполнить социальные обязательства перед гражданами», - подчеркнул президент.

Путин отметил, что «это первый бюджет правительства в новом составе, первый бюджет нового министра финансов, очень ответственный в жизни коллектива и событие для всей страны».

Президент заявил, что несмотря на жёсткость бюджета, наиболее острые социальные вопросы удалось решить.

Со своей стороны Медведев сообщил, что проект нового бюджета будет внесен в Госдуму в ближайшие два дня.

Он рассказал, что последние дни велась интенсивная работа над бюджетом, в том числе для того, чтобы были учтены идеи, высказанные на совещании президента с правительством.

В частности, по словам премьера, были учтены социальные вопросы, касающиеся зарплат преподавателей вузов.

Медведев отдельно отметил, что в документе учтены защитные меры, связанные с вступлением России в ВТО. Так, сохранена на постоянное основе нулевая ставка по налогу на прибыль для предприятий АПК и учтена докапитализация фонда прямых инвестиций.

«Не скрою, бюджет получился трудным и на 2013 год, и на перспективу 2014 и 2015 годов. Поэтому придется собраться, считать каждую копейку, но, может, это и неплохо», - заявил глава правительства. По его словам, в таком случае будет проявляться бюджетная дисциплина.

Премьер также заметил, что «бюджет жесткий, но сохранил социальную ориентацию, что удавалось сделать, кстати, последние почти 12 лет».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам планирует рассмотреть проект нового бюджета в первом чтении 19 октября.

Как сообщали «Актуальные комментарии», ранее и Путин, и Медведев неоднократно подчёркивали, что бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать все социальные обязательства.

«Приоритеты бюджета остаются прежними: это безусловное выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, модернизация экономики, инфраструктуры и социальной сферы в интересах наших людей», - заявлял Медведев.

Со своей стороны Путин также отмечал, что новый бюджет должен учитывать «реальные ключевые задачи страны, интересы и потребности регионов». По словам президента, нужно «правильно оценивать в этой связи приоритет в экономике, социальной политике, имея в виду и пенсионную сферу, и образование, и здравоохранение, инфраструктуру, дорожное строительство, оборонную безопасность».

Глава государства заявлял, что необходимо строго выдерживать курс на сбалансированный бюджет. «Жесткая и ответственная бюджетная политика, безусловно, приносит свои плоды, а если она проводится не должным образом, то тогда плоды тоже есть, но совсем противоположного толка», - сказал Путин, приведя в пример страны еврозоны. 

Комментарии экспертов

Финансовый план, сформированный сегодня, является достаточно сбалансированным по сравнению с предыдущими годами. Речь идет, прежде всего, о трех основных компонентах, которые его отличают. Первое - наличие резервов. Условно утвержденные доходы, которые Минфин закладывает в бюджет, свидетельствуют о том, что финансовое ведомство готовится к форс-мажорным обстоятельствам. И таких неожиданностей, как в 2008 году, когда у нас был секвестр до середины 2009 года, скорее всего, не случится. В пользу этого говорит и более гибкая политика ЦБ в отношении национальной валюты.

Второй аспект - бюджет закладываются дополнительные ресурсы по стратегическим социальным расходам. Речь идет, естественно, о пенсионном трансферте, о межбюджетном трансферте. Эти позиции традиционно занимают основную часть доходов федерального бюджета. И теперь они действительно сбалансированы. К тому же к бюджету притянуто дополнительное финансирование по отдельным проектам, например по Дальнему Востоку, что серьезно диверсифицирует риски государства. Раньше все проекты кормились из одной сферы, теперь ситуация резко меняется.

Третий аспект – это долгосрочный характер основного финансового плана. Понятно, что в современном мире очень сложно долгосрочно планировать что-либо. Тем не менее, достаточно консервативные прогнозы, на которых строится позиция Минфина и Минэкономразвития, свидетельствуют о том, что Российская Федерация готова несколько занизить возможные ожидания, с целью как раз подстраховать риски своим финансовым планом. Также следует сказать, что в бюджет заложены дополнительные формы поддержки, которые являются внебюджетными. Они, например, связаны с дополнительными преференциями со стороны государственных органов, это касается военно-промышленного комплекса. 

Конечно же, важным аспектом, который следовало бы отметить, является переход на программно-целевой принцип, который так долго обсуждался. Он будет происходить поэтапно. Сам факт того, что финансирование теперь будет более контролируемо, внушает некий оптимизм относительно финансовой системы РФ в среднесрочной перспективе. 

Поэтому мне представляется, что пока бюджет достаточно сбалансирован. Конечно, он будет проходить еще через обсуждение в Госдуме, и депутаты уже готовят целый ряд поправок. Напомню, одна из идей заключается в том, что надо расширить международную составляющую в бюджете, а также некоторые позиции по расходам на безопасность. В конечном итоге предполагается, что бюджет будет более-менее сбалансированный и более консервативный, особенно на фоне валютной турбулентности и экономической нестабильности в перспективе.  

Нашему агропромышленному комплексу, о чем говорил Медведев, нужны инвестиции в новые технологии: и в модернизацию существующего парка комбайнов, и в обрабатывающую технику, в посевные материалы и так далее. Вообще говоря, оговоренный уровень поддержки сельского хозяйства и агросферы - смехотворный, он соответствует уровню Швейцарии. Чтоб было понятно: если нас 140 миллионов человек, то в Швейцарии проживает всего 5 миллионов. Россия занимает 1/7 часть суши, и в большинстве своем это территории с неблагоприятными климатическими условиями, а Швейцария - это центр Европы, имеющий компактную территорию. То есть, по большому счету, уровень поддержки сельского хозяйства совершенно несопоставим с его потребностями. Поэтому, каплей больше, каплей меньше, - так проблему не решить. 

Наконец, самые ощутимые проблемы для граждан, во всяком случае, с их точки зрения, это то, что связано с услугами ЖКХ, с оплатой электроэнергии, с квитанциями на оплату горячей воды и так далее. Как я понимаю, никаких изысканий на этот счет в настоящем варианте бюджета мы не видим. А ведь одно из направлений критики Владимира Путина в адрес профильных министерств касалось именно определенных социальных обещаний, которые, видимо, так и останутся обещаниями и не будут обеспечены. Поэтому отчет в том виде, как он сейчас представлен, пусть мы и не знаем нюансов, прямо не адресуется к тем проблемам, к которым была адресована критика президента. И это немного странно. 

Относительно соответствия проекта бюджета современным условиям в мире у меня плохие ожидания, и у меня имеется вполне обоснованная и аргументированная позиция для того, чтобы быть достаточно пессимистичным. Она связана не только с самим развитием событий в мире. Это скорее горький реализм. Развитие ситуации будет действительно идти по наихудшему сценарию в ближайшие годы в мире в целом. А так как мы живем не на каком-то отдельном острове и через цены на нефть, финансовые системы и так далее связаны со всеми мировыми рынками, то кризис тоже нас не минует. Он, может быть, еще посильнее ударит, чем в тех странах, которые сегодня его переживают. В этой связи я бы хотел обратить внимание на то, что летом были приняты основные направления, концептуальные положения, касающиеся бюджетной политики и ее планирования на ближайшие годы. В частности, речь идет о появлении таких терминов как «бюджетные правила» и других. В них, на мой взгляд, реализуется достаточно маразматическая концепция, которая заключается в необходимости «плясать» от неких усредненных цен на нефть за предыдущие годы. 

Такой подход возможен только в случае инерционных сценариев. Мы же переживаем острые кризисные процессы в мире, то есть мы находимся в зоне некой такой бифуркации, в зоне нестабильности, и здесь необходимо заниматься прямыми прогнозами, а не экстраполяцией на основе данных пятилетней давности. Такое инерционное мышление не дает возможности видеть реальность. Мы действительно прогнозируем, именно таковы прогнозы инвестбанков, аналитических структур: мир будет впадать в депрессивное состояние в ближайшие годы, Европу ждет рецессия, Соединенные Штаты балансируют на грани рецессии, там уже на полную мощность работает денежный печатный станок. Если все это принимать во внимание, можно, например, спланировать какие-то реалистичные сценарии, касающиеся той же самой цены на нефть, других энергоресурсов, и уже от них пытаться отстраивать бюджетную политику, в том числе, может быть, принимать какие-то непопулярные решения мы будем просто вынуждены. Всегда можно объяснить народу, что есть сложности, которых объективно можно избежать только болезненным путем. Но надо отталкиваться от реального прогноза, а не от того, который является ничем иным как самообманом и уводит нас от понимания действительности. 

Так что я боюсь, что бюджет, как и раньше, в очень малой степени позволяет решать экономические и социальные проблемы в России. И чем дальше, тем в большей степени он от этой своей функции уходит. 

И наконец, самый последний момент. Он касается «изысканных средств» на различные нужды. Отмечу, этот момент не конкретизирован. То есть на какие конкретно программы пойдут средства и в каких количественных показателях – неясно. И в конечном итоге - прекрасный источник для коррупции. 

Наиболее амбициозные идеи избирательной кампании Путина пока не нашли отражения в практике формирования российского бюджета. Я имею в виду идеи, прежде всего, связанные с новой индустриализацией и созданием 25 миллионов квалифицированных рабочих мест, идеи, связанные с форсированным развитием, в том числе инфраструктурным, Восточной Сибири и Дальнего Востока. 

Безусловно, это требует значительных средств. Наверное, часть этих средств может идти через тот же фонд прямых инвестиций, если он будет декапитализирован. Фонд прямых инвестиций - важный инструмент, в том числе - государственно-частного партнерства. Поэтому, если он будет работать на полную мощность, это можно только приветствовать.

А что касается мер поддержки отраслей, которые страдают от вступления в ВТО, то это меры необходимые, но достаточно консервативные, то есть нацеленные скорее на то, чтобы не потерять того, что есть сейчас, чем на то, чтобы создать что-то новое.  

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".