Статья
511 27 Сентября 2012 16:22

Жесткий, но справедливый

Жесткий, но справедливый
Фото: Shutterstock

Президент Владимир Путин заявил, что российский бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать риски мировой экономики, но при этом обеспечивать выполнение всех социальных обязательств перед гражданами.

«Мы с вами знаем, что происходит совсем недавно в благополучных, развитых рыночных экономиках, в том числе европейских. Там ни по одной позиции нет повышения (зарплат – ред.), там только так называемая консолидация и снижение всех параметров социальных расходов и повышение пенсионного возраста», - сказал Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, передаёт «Интерфакс».

В качестве примера он привёл Испанию, переживающую экономический кризис.

«Мы должны иметь это в виду, должны иметь в виду все риски, что накладывает на нашу экономику состояние мировой, европейской экономики. Но делать все для того, чтобы выполнить социальные обязательства перед гражданами», - подчеркнул президент.

Путин отметил, что «это первый бюджет правительства в новом составе, первый бюджет нового министра финансов, очень ответственный в жизни коллектива и событие для всей страны».

Президент заявил, что несмотря на жёсткость бюджета, наиболее острые социальные вопросы удалось решить.

Со своей стороны Медведев сообщил, что проект нового бюджета будет внесен в Госдуму в ближайшие два дня.

Он рассказал, что последние дни велась интенсивная работа над бюджетом, в том числе для того, чтобы были учтены идеи, высказанные на совещании президента с правительством.

В частности, по словам премьера, были учтены социальные вопросы, касающиеся зарплат преподавателей вузов.

Медведев отдельно отметил, что в документе учтены защитные меры, связанные с вступлением России в ВТО. Так, сохранена на постоянное основе нулевая ставка по налогу на прибыль для предприятий АПК и учтена докапитализация фонда прямых инвестиций.

«Не скрою, бюджет получился трудным и на 2013 год, и на перспективу 2014 и 2015 годов. Поэтому придется собраться, считать каждую копейку, но, может, это и неплохо», - заявил глава правительства. По его словам, в таком случае будет проявляться бюджетная дисциплина.

Премьер также заметил, что «бюджет жесткий, но сохранил социальную ориентацию, что удавалось сделать, кстати, последние почти 12 лет».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам планирует рассмотреть проект нового бюджета в первом чтении 19 октября.

Как сообщали «Актуальные комментарии», ранее и Путин, и Медведев неоднократно подчёркивали, что бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать все социальные обязательства.

«Приоритеты бюджета остаются прежними: это безусловное выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, модернизация экономики, инфраструктуры и социальной сферы в интересах наших людей», - заявлял Медведев.

Со своей стороны Путин также отмечал, что новый бюджет должен учитывать «реальные ключевые задачи страны, интересы и потребности регионов». По словам президента, нужно «правильно оценивать в этой связи приоритет в экономике, социальной политике, имея в виду и пенсионную сферу, и образование, и здравоохранение, инфраструктуру, дорожное строительство, оборонную безопасность».

Глава государства заявлял, что необходимо строго выдерживать курс на сбалансированный бюджет. «Жесткая и ответственная бюджетная политика, безусловно, приносит свои плоды, а если она проводится не должным образом, то тогда плоды тоже есть, но совсем противоположного толка», - сказал Путин, приведя в пример страны еврозоны. 

Комментарии экспертов

Финансовый план, сформированный сегодня, является достаточно сбалансированным по сравнению с предыдущими годами. Речь идет, прежде всего, о трех основных компонентах, которые его отличают. Первое - наличие резервов. Условно утвержденные доходы, которые Минфин закладывает в бюджет, свидетельствуют о том, что финансовое ведомство готовится к форс-мажорным обстоятельствам. И таких неожиданностей, как в 2008 году, когда у нас был секвестр до середины 2009 года, скорее всего, не случится. В пользу этого говорит и более гибкая политика ЦБ в отношении национальной валюты.

Второй аспект - бюджет закладываются дополнительные ресурсы по стратегическим социальным расходам. Речь идет, естественно, о пенсионном трансферте, о межбюджетном трансферте. Эти позиции традиционно занимают основную часть доходов федерального бюджета. И теперь они действительно сбалансированы. К тому же к бюджету притянуто дополнительное финансирование по отдельным проектам, например по Дальнему Востоку, что серьезно диверсифицирует риски государства. Раньше все проекты кормились из одной сферы, теперь ситуация резко меняется.

Третий аспект – это долгосрочный характер основного финансового плана. Понятно, что в современном мире очень сложно долгосрочно планировать что-либо. Тем не менее, достаточно консервативные прогнозы, на которых строится позиция Минфина и Минэкономразвития, свидетельствуют о том, что Российская Федерация готова несколько занизить возможные ожидания, с целью как раз подстраховать риски своим финансовым планом. Также следует сказать, что в бюджет заложены дополнительные формы поддержки, которые являются внебюджетными. Они, например, связаны с дополнительными преференциями со стороны государственных органов, это касается военно-промышленного комплекса. 

Конечно же, важным аспектом, который следовало бы отметить, является переход на программно-целевой принцип, который так долго обсуждался. Он будет происходить поэтапно. Сам факт того, что финансирование теперь будет более контролируемо, внушает некий оптимизм относительно финансовой системы РФ в среднесрочной перспективе. 

Поэтому мне представляется, что пока бюджет достаточно сбалансирован. Конечно, он будет проходить еще через обсуждение в Госдуме, и депутаты уже готовят целый ряд поправок. Напомню, одна из идей заключается в том, что надо расширить международную составляющую в бюджете, а также некоторые позиции по расходам на безопасность. В конечном итоге предполагается, что бюджет будет более-менее сбалансированный и более консервативный, особенно на фоне валютной турбулентности и экономической нестабильности в перспективе.  

Нашему агропромышленному комплексу, о чем говорил Медведев, нужны инвестиции в новые технологии: и в модернизацию существующего парка комбайнов, и в обрабатывающую технику, в посевные материалы и так далее. Вообще говоря, оговоренный уровень поддержки сельского хозяйства и агросферы - смехотворный, он соответствует уровню Швейцарии. Чтоб было понятно: если нас 140 миллионов человек, то в Швейцарии проживает всего 5 миллионов. Россия занимает 1/7 часть суши, и в большинстве своем это территории с неблагоприятными климатическими условиями, а Швейцария - это центр Европы, имеющий компактную территорию. То есть, по большому счету, уровень поддержки сельского хозяйства совершенно несопоставим с его потребностями. Поэтому, каплей больше, каплей меньше, - так проблему не решить. 

Наконец, самые ощутимые проблемы для граждан, во всяком случае, с их точки зрения, это то, что связано с услугами ЖКХ, с оплатой электроэнергии, с квитанциями на оплату горячей воды и так далее. Как я понимаю, никаких изысканий на этот счет в настоящем варианте бюджета мы не видим. А ведь одно из направлений критики Владимира Путина в адрес профильных министерств касалось именно определенных социальных обещаний, которые, видимо, так и останутся обещаниями и не будут обеспечены. Поэтому отчет в том виде, как он сейчас представлен, пусть мы и не знаем нюансов, прямо не адресуется к тем проблемам, к которым была адресована критика президента. И это немного странно. 

Относительно соответствия проекта бюджета современным условиям в мире у меня плохие ожидания, и у меня имеется вполне обоснованная и аргументированная позиция для того, чтобы быть достаточно пессимистичным. Она связана не только с самим развитием событий в мире. Это скорее горький реализм. Развитие ситуации будет действительно идти по наихудшему сценарию в ближайшие годы в мире в целом. А так как мы живем не на каком-то отдельном острове и через цены на нефть, финансовые системы и так далее связаны со всеми мировыми рынками, то кризис тоже нас не минует. Он, может быть, еще посильнее ударит, чем в тех странах, которые сегодня его переживают. В этой связи я бы хотел обратить внимание на то, что летом были приняты основные направления, концептуальные положения, касающиеся бюджетной политики и ее планирования на ближайшие годы. В частности, речь идет о появлении таких терминов как «бюджетные правила» и других. В них, на мой взгляд, реализуется достаточно маразматическая концепция, которая заключается в необходимости «плясать» от неких усредненных цен на нефть за предыдущие годы. 

Такой подход возможен только в случае инерционных сценариев. Мы же переживаем острые кризисные процессы в мире, то есть мы находимся в зоне некой такой бифуркации, в зоне нестабильности, и здесь необходимо заниматься прямыми прогнозами, а не экстраполяцией на основе данных пятилетней давности. Такое инерционное мышление не дает возможности видеть реальность. Мы действительно прогнозируем, именно таковы прогнозы инвестбанков, аналитических структур: мир будет впадать в депрессивное состояние в ближайшие годы, Европу ждет рецессия, Соединенные Штаты балансируют на грани рецессии, там уже на полную мощность работает денежный печатный станок. Если все это принимать во внимание, можно, например, спланировать какие-то реалистичные сценарии, касающиеся той же самой цены на нефть, других энергоресурсов, и уже от них пытаться отстраивать бюджетную политику, в том числе, может быть, принимать какие-то непопулярные решения мы будем просто вынуждены. Всегда можно объяснить народу, что есть сложности, которых объективно можно избежать только болезненным путем. Но надо отталкиваться от реального прогноза, а не от того, который является ничем иным как самообманом и уводит нас от понимания действительности. 

Так что я боюсь, что бюджет, как и раньше, в очень малой степени позволяет решать экономические и социальные проблемы в России. И чем дальше, тем в большей степени он от этой своей функции уходит. 

И наконец, самый последний момент. Он касается «изысканных средств» на различные нужды. Отмечу, этот момент не конкретизирован. То есть на какие конкретно программы пойдут средства и в каких количественных показателях – неясно. И в конечном итоге - прекрасный источник для коррупции. 

Наиболее амбициозные идеи избирательной кампании Путина пока не нашли отражения в практике формирования российского бюджета. Я имею в виду идеи, прежде всего, связанные с новой индустриализацией и созданием 25 миллионов квалифицированных рабочих мест, идеи, связанные с форсированным развитием, в том числе инфраструктурным, Восточной Сибири и Дальнего Востока. 

Безусловно, это требует значительных средств. Наверное, часть этих средств может идти через тот же фонд прямых инвестиций, если он будет декапитализирован. Фонд прямых инвестиций - важный инструмент, в том числе - государственно-частного партнерства. Поэтому, если он будет работать на полную мощность, это можно только приветствовать.

А что касается мер поддержки отраслей, которые страдают от вступления в ВТО, то это меры необходимые, но достаточно консервативные, то есть нацеленные скорее на то, чтобы не потерять того, что есть сейчас, чем на то, чтобы создать что-то новое.  

Комментарии для сайта Cackle
19 Апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".