Статья
27 Сентября 2012 16:22

Жесткий, но справедливый

Жесткий, но справедливый
Фото: Shutterstock

<p style="margin-top: 0px; color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Президент Владимир Путин заявил, что российский бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать риски мировой экономики, но при этом обеспечивать выполнение всех социальных обязательств перед гражданами.</strong></p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Мы с вами знаем, что происходит совсем недавно в благополучных, развитых рыночных экономиках, в том числе европейских. Там ни по одной позиции нет повышения (зарплат – ред.), там только так называемая консолидация и снижение всех параметров социальных расходов и повышение пенсионного возраста», - сказал Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, передаёт «<a href="http://interfax.ru/" style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none; ">Интерфакс</a>».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">В качестве примера он привёл Испанию, переживающую экономический кризис.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Мы должны иметь это в виду, должны иметь в виду все риски, что накладывает на нашу экономику состояние мировой, европейской экономики. Но делать все для того, чтобы выполнить социальные обязательства перед гражданами», - подчеркнул президент.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Путин отметил, что «это первый бюджет правительства в новом составе, первый бюджет нового министра финансов, очень ответственный в жизни коллектива и событие для всей страны».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Президент заявил, что несмотря на жёсткость бюджета, наиболее острые социальные вопросы удалось решить.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Со своей стороны Медведев сообщил, что проект нового бюджета будет внесен в Госдуму в ближайшие два дня.</strong></p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Он рассказал, что последние дни велась интенсивная работа над бюджетом, в том числе для того, чтобы были учтены идеи, высказанные на совещании президента с правительством.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">В частности, по словам премьера, были учтены социальные вопросы, касающиеся зарплат преподавателей вузов.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Медведев отдельно отметил, что в документе учтены защитные меры, связанные с вступлением России в ВТО. Так, сохранена на постоянное основе нулевая ставка по налогу на прибыль для предприятий АПК и учтена докапитализация фонда прямых инвестиций.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Не скрою, бюджет получился трудным и на 2013 год, и на перспективу 2014 и 2015 годов. Поэтому придется собраться, считать каждую копейку, но, может, это и неплохо», - заявил глава правительства. По его словам, в таком случае будет проявляться бюджетная дисциплина.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Премьер также заметил, что «<a href="http://actualcomment.ru/news/48759/" style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none; ">бюджет жесткий</a>, но сохранил социальную ориентацию, что удавалось сделать, кстати, последние почти 12 лет».</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Комитет Госдумы по бюджету и налогам планирует рассмотреть проект нового бюджета в первом чтении 19 октября.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Как сообщали «<strong>Актуальные комментарии</strong>», ранее и Путин, и Медведев неоднократно подчёркивали, что бюджет на 2013-2015 годы должен учитывать все социальные обязательства.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Приоритеты бюджета остаются прежними: это <a href="http://actualcomment.ru/news/48717/" style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none; ">безусловное выполнение социальных обязательств</a> государства перед гражданами, модернизация экономики, инфраструктуры и социальной сферы в интересах наших людей», - заявлял Медведев.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Со своей стороны <a href="http://actualcomment.ru/news/48597/" style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none; ">Путин также отмечал</a>, что новый бюджет должен учитывать «реальные ключевые задачи страны, интересы и потребности регионов». По словам президента, нужно «правильно оценивать в этой связи приоритет в экономике, социальной политике, имея в виду и пенсионную сферу, и образование, и здравоохранение, инфраструктуру, дорожное строительство, оборонную безопасность».</p>
<p><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Глава государства заявлял, что необходимо строго выдерживать курс на сбалансированный бюджет. «Жесткая и ответственная бюджетная политика, безусловно, приносит свои плоды, а если она проводится не должным образом, то тогда плоды тоже есть, но совсем противоположного толка», - сказал Путин, приведя в пример страны еврозоны.</span> </p>
Комментарии экспертов
<p class="p1">Финансовый план, сформированный сегодня, является достаточно сбалансированным по сравнению с предыдущими годами. Речь идет, прежде всего, о трех основных компонентах, которые его отличают. Первое - наличие резервов. Условно утвержденные доходы, которые Минфин закладывает в бюджет, свидетельствуют о том, что финансовое ведомство готовится к форс-мажорным обстоятельствам. И таких неожиданностей, как в 2008 году, когда у нас был секвестр до середины 2009 года, скорее всего, не случится. В пользу этого говорит и более гибкая политика ЦБ в отношении национальной валюты.</p>
<p class="p1">Второй аспект - бюджет закладываются дополнительные ресурсы по стратегическим социальным расходам. Речь идет, естественно, о пенсионном трансферте, о межбюджетном трансферте. Эти позиции традиционно занимают основную часть доходов федерального бюджета. И теперь они действительно сбалансированы. К тому же к бюджету притянуто дополнительное финансирование по отдельным проектам, например по Дальнему Востоку, что серьезно диверсифицирует риски государства. Раньше все проекты кормились из одной сферы, теперь ситуация резко меняется.</p>
<p class="p1">Третий аспект – это долгосрочный характер основного финансового плана. Понятно, что в современном мире очень сложно долгосрочно планировать что-либо. Тем не менее, достаточно консервативные прогнозы, на которых строится позиция Минфина и Минэкономразвития, свидетельствуют о том, что Российская Федерация готова несколько занизить возможные ожидания, с целью как раз подстраховать риски своим финансовым планом. Также следует сказать, что в бюджет заложены дополнительные формы поддержки, которые являются внебюджетными. Они, например, связаны с дополнительными преференциями со стороны государственных органов, это касается военно-промышленного комплекса. </p>
<p class="p1">Конечно же, важным аспектом, который следовало бы отметить, является переход на программно-целевой принцип, который так долго обсуждался. Он будет происходить поэтапно. Сам факт того, что финансирование теперь будет более контролируемо, внушает некий оптимизм относительно финансовой системы РФ в среднесрочной перспективе. </p>
<p class="p1">Поэтому мне представляется, что пока бюджет достаточно сбалансирован. Конечно, он будет проходить еще через обсуждение в Госдуме, и депутаты уже готовят целый ряд поправок. Напомню, одна из идей заключается в том, что надо расширить международную составляющую в бюджете, а также некоторые позиции по расходам на безопасность. В конечном итоге предполагается, что бюджет будет более-менее сбалансированный и более консервативный, особенно на фоне валютной турбулентности и экономической нестабильности в перспективе.  </p>
<p class="p1">Нашему агропромышленному комплексу, о чем говорил Медведев, нужны инвестиции в новые технологии: и в модернизацию существующего парка комбайнов, и в обрабатывающую технику, в посевные материалы и так далее. Вообще говоря, оговоренный уровень поддержки сельского хозяйства и агросферы - смехотворный, он соответствует уровню Швейцарии. Чтоб было понятно: если нас 140 миллионов человек, то в Швейцарии проживает всего 5 миллионов. Россия занимает 1/7 часть суши, и в большинстве своем это территории с неблагоприятными климатическими условиями, а Швейцария - это центр Европы, имеющий компактную территорию. То есть, по большому счету, уровень поддержки сельского хозяйства совершенно несопоставим с его потребностями. Поэтому, каплей больше, каплей меньше, - так проблему не решить. </p>
<p class="p1">Наконец, самые ощутимые проблемы для граждан, во всяком случае, с их точки зрения, это то, что связано с услугами ЖКХ, с оплатой электроэнергии, с квитанциями на оплату горячей воды и так далее. Как я понимаю, никаких изысканий на этот счет в настоящем варианте бюджета мы не видим. А ведь одно из направлений критики Владимира Путина в адрес профильных министерств касалось именно определенных социальных обещаний, которые, видимо, так и останутся обещаниями и не будут обеспечены. Поэтому отчет в том виде, как он сейчас представлен, пусть мы и не знаем нюансов, прямо не адресуется к тем проблемам, к которым была адресована критика президента. И это немного странно. </p>
<p class="p1">Относительно соответствия проекта бюджета современным условиям в мире у меня плохие ожидания, и у меня имеется вполне обоснованная и аргументированная позиция для того, чтобы быть достаточно пессимистичным. Она связана не только с самим развитием событий в мире. Это скорее горький реализм. Развитие ситуации будет действительно идти по наихудшему сценарию в ближайшие годы в мире в целом. А так как мы живем не на каком-то отдельном острове и через цены на нефть, финансовые системы и так далее связаны со всеми мировыми рынками, то кризис тоже нас не минует. Он, может быть, еще посильнее ударит, чем в тех странах, которые сегодня его переживают. В этой связи я бы хотел обратить внимание на то, что летом были приняты основные направления, концептуальные положения, касающиеся бюджетной политики и ее планирования на ближайшие годы. В частности, речь идет о появлении таких терминов как «бюджетные правила» и других. В них, на мой взгляд, реализуется достаточно маразматическая концепция, которая заключается в необходимости «плясать» от неких усредненных цен на нефть за предыдущие годы. </p>
<p class="p1">Такой подход возможен только в случае инерционных сценариев. Мы же переживаем острые кризисные процессы в мире, то есть мы находимся в зоне некой такой бифуркации, в зоне нестабильности, и здесь необходимо заниматься прямыми прогнозами, а не экстраполяцией на основе данных пятилетней давности. Такое инерционное мышление не дает возможности видеть реальность. Мы действительно прогнозируем, именно таковы прогнозы инвестбанков, аналитических структур: мир будет впадать в депрессивное состояние в ближайшие годы, Европу ждет рецессия, Соединенные Штаты балансируют на грани рецессии, там уже на полную мощность работает денежный печатный станок. Если все это принимать во внимание, можно, например, спланировать какие-то реалистичные сценарии, касающиеся той же самой цены на нефть, других энергоресурсов, и уже от них пытаться отстраивать бюджетную политику, в том числе, может быть, принимать какие-то непопулярные решения мы будем просто вынуждены. Всегда можно объяснить народу, что есть сложности, которых объективно можно избежать только болезненным путем. Но надо отталкиваться от реального прогноза, а не от того, который является ничем иным как самообманом и уводит нас от понимания действительности. </p>
<p class="p1">Так что я боюсь, что бюджет, как и раньше, в очень малой степени позволяет решать экономические и социальные проблемы в России. И чем дальше, тем в большей степени он от этой своей функции уходит. </p>
<p>И наконец, самый последний момент. Он касается «изысканных средств» на различные нужды. Отмечу, этот момент не конкретизирован. То есть на какие конкретно программы пойдут средства и в каких количественных показателях – неясно. И в конечном итоге - прекрасный источник для коррупции. </p>
<p class="p1">Наиболее амбициозные идеи избирательной кампании Путина пока не нашли отражения в практике формирования российского бюджета. Я имею в виду идеи, прежде всего, связанные с новой индустриализацией и созданием 25 миллионов квалифицированных рабочих мест, идеи, связанные с форсированным развитием, в том числе инфраструктурным, Восточной Сибири и Дальнего Востока. </p>
<p>Безусловно, это требует значительных средств. Наверное, часть этих средств может идти через тот же фонд прямых инвестиций, если он будет декапитализирован. Фонд прямых инвестиций - важный инструмент, в том числе - государственно-частного партнерства. Поэтому, если он будет работать на полную мощность, это можно только приветствовать.</p>
<p>А что касается мер поддержки отраслей, которые страдают от вступления в ВТО, то это меры необходимые, но достаточно консервативные, то есть нацеленные скорее на то, чтобы не потерять того, что есть сейчас, чем на то, чтобы создать что-то новое.  </p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".