Статья
2112 4 июня 2010 0:02

Жителям СНГ предоставили выбор

Государственная дума приняла в первом чтении внесенные правительством РФ поправки в действующий закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

Законопроектом вносятся корректировки формулировок принципов и целей этой государственной политики и уточняются некоторые ее направления в части поддержки проживающих за рубежом соотечественников в области культуры, языка, образования и получения информации, передает Интерфакс.

Для этого предлагается отнести к категории соотечественников лиц, проживающих за пределами России, однако «сделавших свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с РФ».  Законопроектом уточняются полномочия органов власти субъектов РФ в отношениях с проживающими за рубежом соотечественниками - предусматривается создание соответствующих комиссий, которые во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями должны проводить соответствующую работу.

Законопроектом также определяются права органов местного самоуправления в этой сфере. Кроме того, базовый закон дополняется положениями о Всемирном конгрессе соотечественников, о Всемирном координационном совете российских соотечественников в государствах их проживания.

Представляя законопроект, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин напомнил, что базовый закон о соотечественниках был принят в мае 1999 года, и его применение за 11 лет убедило, что ряд положений нуждается в корректировке. В частности, рассматриваемый сегодня законопроект дает более четкое правовое определение понятию «российские соотечественники». «Исключается возможность автоматического причисления к категории соотечественников всех, кто ранее проживал на территории бывшего СССР. Теперь к этой категории могут быть отнесены только те, проживающие за пределами России граждане, кто независимо от их национальности, сделал свой выбор в пользу духовной связи с Российский Федерацией», - пояснил представитель МИДа.

Юрий Карасин сообщил, что сейчас около 20 тысяч проживающих за рубежом соотечественников решили со своими семьями переехать в Россию. «Им уже выделены дотации, решены вопросы обустройства, образования их детей и т.д. И они в упрощенном порядке - в трехмесячный срок получат российское гражданство», - сообщил представитель МИД.
Он отметил, что «эта тенденция будет иметь центростремительный характер - с ростом авторитета России будет возрастать и тяга соотечественников к возвращению на Родину».

 

Комментарии экспертов

Россия дает определение соотечественников весьма расплывчато.  Здесь она выступает как наследница бывшей империи, Советского Союза и считает соотечественниками бывших граждан СССР. Это вполне логично. Но в мире принят совершенно другой порядок. Большинство стран мира обычно принимает в граждане тех людей, которые этнически связаны с тем этносом, на базе которого создано государство.  

Например, Германия дает гражданство, если к ней обратиться немец. Этим правом воспользовались множество поволжских немцев. Аналогичным образом происходит и в Израиле. Близкие условия существуют и на Украине.

Законопроект, внесенный правительством, можно рассматривать не только как юридический документ. Да, он уточняет определение понятия «соотечественники за рубежом», вводит новые направления их поддержки в области культуры, языка, образования, информации и т.д. Но законопроект решает еще одну существенную задачу. Это – своего рода политическое заявление, свидетельствующее, что взаимодействие с соотечественниками становится одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации. По сути дела мы переходим к новому этапу такого взаимодействия – от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству.

Принципиально важно, что, согласно законопроекту, государственная политика в отношении соотечественников на уровне субъектов Федерации теперь будет осуществляться специально созданными для этой цели органами. Вводится также статья, устанавливающая права органов местного самоуправления в этой сфере. Трактовка отмеченных новелл однозначна: время деклараций прошло и связями с соотечественниками нужно заниматься профессионально на постоянной основе.
 

Нет необходимости лишний раз подчёркивать значимость подготовленных поправок к закону о соотечественниках, дополнений к нему. Ведь документ этот касается миллионов людей, относящих себя к российским соотечественникам. И этот факт обязывает всех нас при его рассмотрении учитывать не только внутренние интересы, но и в большей степени интересы внешней политики РФ. Именно с таких позиций большинство депутатов, членов комитета и отнеслись к данному законопроекту.

Данные изменения готовились долго, широко обсуждались, и это даёт все основания считать, что законопроект вносится с учётом мнения всех заинтересованных субъектов, включая российских соотечественников.

На заседании комитета и при обсуждении данных поправок в различных организациях в основном краеугольным камнем дискуссии были вопросы нового статуса соотечественника, мер его материальной и социальной поддержки, правовой защиты. В предлагаемом законопроекте эти вопросы нашли своё отражение по мере целесообразности и возможности их реализации.

Прежде всего, хочу заметить, что изменения в основной закон носят в основном концептуальный характер. И касается это, во-первых, самого понятия «соотечественники» за рубежом, во-вторых, форм документирования соотечественников и, в-третьих, принципов и целей государственной политики в отношении соотечественников.

Позволю кратко и более конкретно остановиться на этих положениях. В новой редакции закона к соотечественникам относятся прежде всего те лица, которые имеют прямое отношение к РФ. В этих целях в проекте закона предусмотрено применение такой формулировки – «как правило, относящиеся к коренным народам РФ».

Как видим, понятие «соотечественники за рубежом» законодательно исключает возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входящих в состав бывшего Советского Союза. При этом сохраняется возможность отнести к соотечественникам и русскоязычных, проживающих в государствах не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Таким образом, уточнение термина «соотечественник за рубежом» позволит более точно классифицировать людей, которые напрямую имеют отношение к РФ, к своей истории, языку и культуре.   

Из закона предлагается исключить положение о государственном документировании соотечественников. Как известно, эта норма была в прежнем законе и, как показала практика, оказалась абсолютно нежизнеспособной. Объясню, почему. Во-первых, для реализации этого положения требуется заключение двухсторонних соглашений. В противном случае каждое государство может рассматривать наличие такого документа как прямое вмешательство во внутренние дела с определённым ограничением прав других граждан, проживающих на территории данной страны. Во-вторых, сам документ должен быть подкреплён как политическими, так и экономическими мерами поддержки.

Наличие простой корочки, которая может использоваться только в кругу друзей и семьи, будет больше дискредитировать нашу страну, её нынешнюю политики. Внешнеполитическая мировая конъюнктура в таком случае лишний раз получит возможность для критики России и её политики. Большинство российских соотечественников, проживающих не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье, высказали однозначное мнение и пожелание о том, что в случае неподкрепления конкретными материальными и социальными мерами отказаться от практики выдачи свидетельства российского соотечественника государственного образца, а предоставить это право выдачи удостоверений организациям российских соотечественников. Такая практика уже имеется.

В новой редакции закона свидетельство соотечественника не отменяется, но меняет форму и процедуру документирования. В частности, предлагается закрепить право соотечественников регистрироваться в общественных объединениях и организациях и получать свидетельство, подтверждающее членство в этих организациях.

На взгляд депутатов, членов комитета, в законопроекте корректируются формулировки принципов и целей государственной политики РФ в отношении соотечественников. В частности, уточняются некоторые направления поддержки соотечественников в области культуры, языка, образования, информации.

Это принципиально важные изменения, ибо обеспечение соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом – главная задача нашей государственной политики, конституционная обязанность РФ. Именно эти фундаментальные начала должны быть положены в основу правового регулирования политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Государственная политика нашей страны в отношении соотечественников обновлённым законом провозглашается как всемерное оказание им государственной поддержки, прежде всего в обеспечении их правовой защиты, создании условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в зарубежных странах или вернуться в РФ.

Есть ещё один аргумент в пользу нового закона, и он касается ответов на вопросы в том числе и некоторых депутатов как Государственной Думы в целом, так и членов нашего комитета, которые предлагают расширить перечень материальных льгот для российских соотечественников.

Я думаю, ещё никто на протяжении существования всего человечества не отказывался от дополнительных мер социальной поддержки. Даже очень богатые люди воспринимают такую поддержку как должное. Вместе с тем, надо сказать, что мы не должны быть идеалистами, чтобы законодательно закрепить социальные гарантии почти 40 миллионам людей, проживающих вне территории нашего государства. Мы не можем обещать того, что сегодня сделать фактически абсолютно невозможно. И спекулировать на том, что закон ничего не даёт соотечественникам с точки зрения материальных благ, прежде всего неэтично.

Нам, законодателям, хорошо известно, что нормы закона имеют равнозначные и идентичные параметры действия. Представленные поправки как раз дают возможность в каждой стране, независимо от условий проживания соотечественников, не давать возможности власти в этих странах ущемлять права и свободы наших соотечественников и, с другой стороны, всемерно содействовать консолидации соотечественников за рубежом, вывести отношения с ними на качественно новый уровень.

И мы уверены, что все предложенные правительством изменения пойдут во благо нашим соотечественникам и в значительной степени закрепят ту работу, которая была проделана на этом направлении в последние годы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".