Статья
41 6 Июня 2011 13:00

Жизнь в стиле ЭКО

Как написать книгу о том, как построить экоферму, начать жить в стиле ЭКО, создать успешный семейный бизнес и при этом ничего не сказать? Советы экофермера.

Комментарии экспертов

Одна известная московская сеть супермаркетов, которой народная молва приписывает «люксовую» аудиторию, очень любит эксплуатировать тему здоровых продуктов питания, которые можно найти только в её магазинах. «Здоровые» продукты делятся на две категории. Во-первых, это иноземные товары. Чаще всего из Европы, а до недавнего времени — ещё из Японии. С ними все понятно — предполагается, что европейцы не станут травить сами себя и если привести огурец, который европеец вырастил для другого европейца, то с ним уже точно все в порядке. Действительность вносит свои коррективы, но вряд ли это серьезно отражется на вкусах тех, кто любит рассказывать, где он в Европе был, что он там жрал и насколько это лучше того, что можно есть в России.

Ко второй категории относятся «здоровые» российские продукты. Их отличительной особенностью остается цена значительно выше средней и легендарная история. То у молочного хозяйства руководитель носит бороду и отделывает стены кабинета иконами наподобие обоев, то маркированные именем владельца помидоры поставляются в сеть лучших московских ресторанов - и прочие смешные маркетинговые сюжеты. Иногда бывает также, что к названию добавлена энигматичная приставка «эко». Энигматичная потому, что отсутствие сертифицированного российского экологического стандарта позволяет лепить на продукты питания какие угодно ярлыки без зазрения совести.

Как показывает практика, продуктами питания дело не ограничивается. Книга фермера Александра Коновалова «Жизнь в стиле ЭКО» имеет к экологическому образу жизни очень скромное касательство. Т.е. это и не книга даже, а рекламная брошюра самого Коновалова и его продукции. Российское законодательство запрещает заниматься антирекламой продуктов-конкурентов, но вот выпускать авторские книги с такой антирекламой оно не запрещает. Поэтому сначала Коновалов рассказывает о ужасах питания в сетях фастфуда, а потом — про то, как хорошо готовить в русской печи. В готовке в русской печи нет никакого преступления, ни против фактов, ни морального.

Но если книга названа «Жизнь в стиле ЭКО» очень хочется, чтобы про жизнь было бы в ней побольше, а о том, какую отличную продукцию выпускает ферма Коновалова — поменьше. Т.е., возможно, что мясо и свинина у «экофермера» (самоназвание) действительно ничего — если посмотреть на прилавки наших бюджетных сетей магазинов, то многие вещи окажутся по качеству лучше тамошних продуктов, картонный муляж говяжей вырезки, например. Но это не дает все-таки права надувать потенциального читателя, особенно сейчас, когда в России поднимается на ноги настоящая бытовая экология - с энергосбережиением, переработкой, бумажными пакетами и прочей цивилизованностью.

В общем, если хочется почитать листовку полную трюизмов и рекламных «заманух» (вдруг, бывают и более странные желания), то книга Коновалова подойдет идеально. Зачем она нужна ещё, даже экологу, понять трудно.

Александр Коновалов, «Жизнь в стиле ЭКО», М.: Альпина Паблишерз, 2011 −127 с.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".