Статья
946 3 апреля 2010 0:00

ЖКХ вернет переплаченное

Тарифы на услуги ЖКХ в ряде регионов превысили предельный порог.  Правительству пришлось вмешаться в ситуацию, в результате муниципалитеты вернут жителям деньги за переплату.

С ситуацией разбирался вице-премьер РФ Дмитрий Козак. 27 марта он доложил президенту Дмитрию Медведеву, что после его поручения проведены селекторные совещания со всеми руководителями региона вне зависимости от того, были там повышены тарифы или нет.

«В результате проверки было установлено, что из 15 тыс. муниципальных образований, тарифы в к которых регулируются с уровня субъекта Федерации, нарушения законодательства и превышения полномочий органами муниципального самоуправления допущены в 147 муниципалитетах, а в 1046 муниципальных образованиях решения были приняты формально в пределах полномочий, но повышение тарифов было существенным, в некоторых случаях до 300 процентов», - сообщил министр.

«Причинами этого явилось то, что в прошлые годы эти муниципалитеты не проводили работу по повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, не принимали решений о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, о переведении льгот из натуральных в денежную форму, и в итоге одномоментно с 1 января этого года они пошли на такое резкое повышение. В частности, путем увеличения нормативов потребления коммунальных услуг», - пояснил Дмитрий Козак.

«По итогам работы во всех 1046 муниципальных образованиях тарифы пересмотрены и возвращены в пределы максимальных 25 процентов», - заявил Дмитрий Козак. «Кроме того, была поставлена задача там, где решение принималось с нарушением полномочий, с нарушением закона, тарифы гражданам пересчитать с 1 января 2010 г. и вернуть деньги, излишне полученные», - заявил вице-премьер.

«Там, где решение принималось в пределах закона, платежи уменьшены с 1 апреля , и за апрель граждане получат другие платежки за ЖКХ», - добавил он.

Дмитрий Козак также сообщил, что Федеральной службе по тарифам дано поручение в еженедельном режиме проводить мониторинг по всем муниципальным образованиям с тем, чтобы не было превышений установленного предела тарифов. Кроме того, ведется работа по совершенствованию стандартов развития информации, предоставляемых предприятиями коммунального комплекса. «В ближайшее время подготовим постановление правительства, где будет зафиксировано, что управляющие компании тоже должны будут раскрывать эту информацию», - пояснил Дмитрий Козак.

«Такой новый порядок прозрачной деятельности предприятий ЖКХ начнет работать в апреле и гражданам будет понятно, что включается в тарифы», - добавил он. Министр отметил, что отдельная работа проводится для того, чтобы исключить возможности манипулирования тарифами в рамках закона. «В Государственную Думу уже внесен проект закона, который перераспределяет эти полномочия и поднимает их на уровень субъекта Федерации, чтобы тарифное регулирование было в единой, непротиворечивой логике», - сообщил вице-премьер.

Вопрос ЖКХ не был обойден президентом Дмитрием Медведевым на встрече с лидерами партий 2 апреля. Глава государства проинформировал парламентариев, что была проведена проверка, в ходе которой были выявлены более тысячи муниципалитетов, которые с начала года необоснованно повысили цены на услуги ЖКХ. Здесь в ряде случаев деньги будут возвращены населению, сообщил глава государства.

Сделано это было благодаря активным действиям политических партий, которые подняли этот вопрос. Президент считает, что «вмешательство политических партий в такого рода сложности в стране, оно может быть эффективным, оно кому-то помогло вернуть часть денег, которые несправедливо были взысканы».
 

Комментарии экспертов

Необходимо снижать темпы роста тарифов ЖКХ и параллельно увеличивать благосостояние граждан. Таким образом, у граждан, особенно малоимущих, будут освобождаться дополнительные денежные средства для наращивания потребления, а, следовательно, и для более быстрого восстановления экономики.

В регионах тарифы отличаются. Всё зависит от комплекса услуг, которые входят в счёт. Как известно, со следующего месяца все они должны быть подробно расписаны. В некоторых регионах это уже реализуется. Всё зависит от того, какой тип ресурсов или состояния ЖКХ в регионе присутствует.

Например, в Мурманской области, в которой очень высокие тарифы, и которая живёт на завозе мазута и производит собственный мазут в меньшей степени, услуги за предоставление тепловой энергии, то есть за обогрев, будут достаточно высокими, и электричество там будет дороже. Это зависит от развития сетей.

На Дальнем Востоке или в Сибири, где, как известно, переизбыток электроэнергии, и она, наверное, должна стоить дешевле для населения. Но при этом тепловая энергия будет стоить дороже, и потерь будет больше. Поэтому всё зависит от конкретных регионов.

В Москве в тариф закладывается стоимость работы, стоимость трудовых ресурсов - в Москве зарплаты сотрудников ЖКХ выше, поэтому общий объём и стоимость услуг ЖКХ тоже будет выше.

В целом ряде регионов есть большие потери за счёт недофинансирования инфраструктуры ЖКХ, то есть, грубо говоря, много уходит тёплой воды или электроэнергии, но её часть теряется по дороге. В отсутствии личных счётчиков эти энергопотери также складываются в оплату гражданами.

На самом деле, есть общая позиция Федеральной службы по тарифам, а, с другой стороны, есть отдельные региональные аспекты и особенности. Проблему надо решать комплексно – от строительства генераций, что активно проводит правительство, которые настаивает на сохранении инвестиционных программ, до развития ЖКХ, создания товариществ собственников жилья, которые смогут частично снижать потребление за счёт капитального ремонта домов.

Если вопросом не заниматься, то  счета граждан будут увеличиваться в геометрической прогрессии, потому что энергопотери будут расти очень быстро. Без энергосбережения, без модернизации ЖКХ говорить о снижении тарифов сложно, следовательно, и сокращение роста социальной напряжённости в регионах тоже будет затруднительно. Так как этот вопрос приобретает ещё и политический аспект, то его решение во многом будет зависеть от позиций глав регионов. Тарифы ЖКХ во многом могут стать инструментов оценки эффективности действий региональных властей.

Тема повышения тарифов ЖКХ весьма острая и актуальная по объективным и субъективным причинам. По объективным – потому что износ этой системы колоссален, и она требует кардинальной модернизации и обновления. Но в любом случае сейчас Россия находится в состоянии кризиса, и в полной мере решать данную проблему очень сложно.

С другой стороны, такого рода проблемы серьёзно бьют по карману граждан и зачастую побуждают их проявлять определённую протестную активность. Поэтому, на мой взгляд, такого рода внимание к данной проблеме со стороны «Единой России», а теперь и президента РФ – это позитивное явление с точки зрения решения этой проблемы, потому что обычно если наши политики топ-уровня интересуются какой-то проблемой, она так или иначе получает своё разрешение. Власть не пытается эту тему игнорировать, пытается решать, вести диалог с гражданами, что уже является немаловажным.

Сегодня высокие тарифы являются основным препятствием для конкурентоспособности российских товаров. Если раньше государство нам говорило: «У вас есть конкурентное преимущество, потому что для вас действуют дешевые тарифы. У вас выше процентные ставки по кредитам, выше налоги, но на низких тарифах вы можете развиваться», то теперь мы видим, что это уже далеко не так.

И если во всем мире в кризис тарифы имели тенденцию к снижению, то с 1 января 2010 года в России цены на электроэнергию выросли на 7,6%, а на газ – на 15%. В такой ситуации стоит вопрос о выживаемости российской переработки. Если мы хотим реально модернизировать нашу экономику и говорим о ее диверсификации и независимости от экспорта сырья, то мы должны принимать очень скорые и быстрые меры.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".