Статья
507 3 сентября 2010 15:05

Зудин: Госсовет занимает особое место в политической системе России

Госсовету РФ исполнилось 10 лет. 1 сентября 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ «О Государственном совете Российской Федерации».

Немногим ранее президент России Дмитрий Медведев в интервью телеканалу «Россия 1» не исключил, что Государственный совет России будет меняться. В частности, работа этого органа будет прописана в Конституции страны.

«Я ничего не хотел бы исключать», - сказал президент, отвечая на вопрос о возможности изменения статуса Госсовета. «В принципе я не предполагаю пока никаких действий в этом направлении, но Конституция - тоже живой инструмент, и в него так или иначе - я абсолютно в этом уверен - будут вноситься изменения; если не сейчас, то в будущем, через 5, 10, 15 лет, я не знаю когда», - заявил Дмитрий Медведев. «Потому что все Конституции так развиваются», - отметил он.

«При каких-то изменениях можем поменять и позицию Государственного совета», - считает президент. «Но это требует отдельного осмысления», - добавил он. «В любом случае я бы не исключал появления, конечно, отдельных положений Конституции, посвященных Государственному совету; тем самым будет в большей степени легализован его статус», - сказал Дмитрий Медведев.

При этом президент считает, что Госсовет как масштабный консультативный орган хорошо себя зарекомендовал. «В качестве серьезной, большой, консультативной площадки, которая отражает федеративные начала нашего государства, наш Государственный совет, безусловно, состоялся», - заявил он. «Как мне думается, именно эту задачу Госсовет с честью выполняет», - добавил глава государства.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин прокомментировал «Актуальным комментариям» настоящее и будущее Госсовета:

«Госсовет – сам по себе институт достаточно интересный. Его появление в должной мере не было оценено фактически никем. Между тем, он стал очень важной составной частью новой политической системы, которая стала выстраиваться после избрания Владимира Путина.

Важной частью этой системы является возникновение новых звеньев консультативно-совещательного характера и вообще утверждение института консультаций в качестве одного из важнейших механизмов взаимоотношений между участниками политической системы.

Очень важной и отличительной характеристикой новой политической системы стала маргинализация конфликта. Конфликт, как форма отношений между участниками, который фактически доминировал в 90-е годы, причём иногда в крайних и драматических формах, в нулевые был отодвинут на периферию системы отношений между участниками. В центре системы в самых разных областях стал утверждаться институт консультации.

Одним из конкретных проявлений, воплощений этого нового института консультаций стал Госсовет. Причём важно понимать и помнить, что в качестве института консультаций Госсовет родственен таким механизмам и практикам, как, например, первоначально Совет по предпринимательству при правительстве, который потом превратился в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, или такому механизму, как нулевые чтения в Государственной Думе. Это всё консультативно-совещательные механизмы, которые позволяют вытеснять конфликт. Ещё одно проявление этих механизмов – это общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.

Поэтому в данном случае Госсовет не одинок. Госсовет является очень важной частью среди других институтов и механизмов новой политической системы.

Появление такого рода механизмов действительно позволило повысить роль консультаций и снизить роль конфликта. Оно способствовало снижению напряжённости, поддержанию политического равновесия. Здесь тоже есть свои издержки, но, тем не менее, вклад достаточно позитивный.

Проблема в том, что многие новые институты и механизмы, которые появились и которые обеспечили маргинализацию конфликта, и Госсовет в том числе, носят параконституционный характер, то есть о них в Конституции ничего не сказано. Об этом очень любят говорить представители оппозиции. Но в данном случае нельзя ставить знак равенства между параконституционным характером и тем, что эти институты нелегальны или нелегитимны. Они легальны, они приняты, они созданы в соответствии с законными процедурами и т.д.

Появление такого рода институтов свидетельствует о том, что новая политическая система живая, она развивается, впитывая опыт реальных отношений и откликаясь на те проблемы, которые возникают. В данном случае это была проблема повышенной конфликтности, в частности повышенной конфликтности во взаимоотношениях между президентской властью и губернаторским корпусом. Она была решена при помощи ряда шагов. Создание совещательного органа было важной составной частью решения этой проблемы. Всё это росло из опыта, всё это признак того, что система развивается.

Конечно, в дальнейшем встаёт вопрос о том, что необходимо эти институты привести в определённое соответствие с Конституцией. Если Госсовету будет придан конституционный статус, это будет свидетельствовать о том, что он, как институт, закрепится. Это будет свидетельствовать о важности этого института, о том, что он займёт в политической системе очень важное место.

На мой взгляд, развитие Госсовета вписывается в общую эволюцию губернаторского корпуса от полного подчинения электоральным практикам, от сверхполитизации к полноценному институту, который воплощает в себе политическую составляющую. Нельзя быть руководителем территории и не опираться в той или иной форме на поддержку граждан РФ, которые на данной территории живут и работают.

В то же время, всё более востребованным в губернаторском корпусе становятся управленческие навыки, роль губернатора, как экономического менеджера территории. На эти позиции стали привлекаться соответствующие кадры по мере того, как президент Медведев начал обновление губернаторского корпуса.

Собственно говоря, Госсовет может помочь обеспечить использование опыта и компетенции губернаторов в качестве эффективных управленцев, которые пользуются косвенной общественной поддержкой, на общегосударственном уровне. В этом я вижу новую роль Госсовета, которая выстраивается. Плюс, придание ему конституционного статуса говорит о том, что он займёт серьёзное место в развивающейся политической системе».

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".