Статья
21 Августа 2012 17:00

Зудин: начало реформ политсистемы восходит к 2008 году

Зудин: начало реформ политсистемы восходит к 2008 году
Фото: Shutterstock

<p>В системе коллективного руководства страной президенту Владимиру Путину отводится роль «арбитра и модератора», который поддерживает баланс между кланами и группам, конкурирующими друг с другом, говорится в докладе «Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0"», пишет газета «Коммерсант».<br />
<br />
Доклад подготовили президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кирилл Петров на основе опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны.<br />
<br />
«В экспертном сообществе не принято публично комментировать работы друг друга. И я не буду. То есть не буду комментировать доклад, представленный моим коллегой по цеху Евгением Минченко. Я буду обсуждать проблему вертикали, проблему конкуренции и сложившегося у нас политического порядка, тем более что я давно занимаюсь этой проблемой», - сказал <strong>заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин в интервью «Актуальным комментариям»</strong>.<br />
<br />
По словам эксперта, никакой вертикали в буквальном смысле этого слова никогда при Владимире Путине создано не было. «И более того, цель такая никогда и не ставилась», - заметил он. <br />
<br />
«Речь шла о том, что с определенного момента в нашем политическом устройстве появился не номинальный, как раньше, при позднем Ельцине, а реальный очень сильный политический центр. И этот центр оказывал влияние на работу других институтов и на действия других игроков», - рассказал политолог, отметив, что такое представление достаточно далеко от понятия вертикали. <br />
<br />
При этом, по словам Зудина, понятие «вертикаль» в течение практически всего времени упоминалось довольно двусмысленным образом. <br />
<br />
«Сперва говорилось о том, что вертикаль либо существует, либо была создана, а потом эта вертикаль становилась либо объектом критики (что нельзя создавать вертикаль, что это плохо, что это убивает конкуренцию и т.д.), либо говорилось о том, что на самом деле никакой вертикали не существует», - напомнил он. <br />
<br />
«Люди сначала создавали несуществующую реальность за счет своих построений, а потом начинали с этой реальностью работать: говорили, что либо это плохо, либо они опровергали ее. Так вот, в буквальном смысле никакой вертикали не существовало», - повторил Зудин.<br />
<br />
«И хотя после укрупнения партийной системы и в связи с возникновением этого мощного полюса притяжения, мощного центра в политической системе, конкуренция была ограничена, она никуда не исчезала. И очень важно, что, как мне представляется, создатели старой политической системы (то есть той системы, которая была создана примерно с 2004 по 2007 год) никогда не рассматривали эту систему как нечто неприкосновенное, как то, что необходимо холить и лелеять», - рассказал он. <br />
<br />
По словам политолога, с этим связан еще один вопрос, а именно: как рассматривать расширение политической конкуренции, которое произошло явным образом в недавнее время. <br />
<br />
«Существует практически безальтернативная точка зрения, что все связано с Болотной площадью. Мол, вот гражданское общество вышло на улицу, это было неожиданно для Кремля, там испугались и пошли на уступки, начались реформы и так далее. Мне такой подход представляется неверным в принципе», - заявил Зудин. <br />
<br />
По его словам,<strong> начало реформ политической системы восходит не к декабрю прошлого года, а к марту 2008 года</strong>. «Реальная реформа началась тогда, когда в России сменился президент, когда Владимир Путин не пошел на третий срок, хотя его уговаривали», - подчеркнул эксперт. «Реформа началась именно тогда. Это было очень принципиальное и правильное решение. Это был первый шаг реформы политической системы», - добавил он.<br />
<br />
<strong>Второй шаг реформы политсистемы, по мнению Зудина, был сделан в конце 2008 года, когда были приняты поправки к Конституции</strong>. «Эти поправки также очень важны. Обычно в них видят только удлинение срока работы и Государственной думы, и российского президента, и это справедливо. Но не обсуждают при этом то, что еще одним следствием поправок является увеличение временного разрыва между выборами в Государственную думу и президентскими выборами», - заметил он. <br />
<br />
«А это обстоятельство наделяет будущую Думу и будущего президента большей взаимной автономией, чем есть сейчас. То есть это будут практически две независимые избирательные кампании. А это имеет очень большое значение для российских политических институтов и российской политической системы», - сказал он.<br />
<br />
«Следующий шаг реформы - это те точечные изменения, которые были сделаны по инициативе Дмитрия Медведева и которые фактически забылись на фоне декабрьских протестов», - сообщил Зудин.<br />
<br />
Кроме того, по мнению эксперта, <strong>очень важную роль сыграли рокировка между Медведевым и Путиным в сентябре 2011 года и выборы в Государственную думу</strong>. «Только эта роль немножко не та, о которой обычно принято говорить», - заметил он. <br />
<br />
«Эксперты, которые изображают старую систему образца 2004-2007 годов как нечто, что Кремль пытался увековечить, забывают об очень важной вещи. Если бы это было так, если бы действительно и Путин, и Медведев стремились увековечить сложившуюся систему, тогда Владимир Путин, принявший решение выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, просто-напросто возглавил бы список "Единой России", и результаты декабрьских выборов 2011 года были бы совершенно другими», - рассказал политолог. Он подчеркнул, что это факт, который практически невозможно оспорить. <br />
<br />
«И если бы российское политическое руководство рассматривало сложившуюся систему как неприкосновенную, Дмитрий Медведев не пошел бы на фактически полное обновление губернаторского корпуса, а все губернаторы (большая их часть, по крайней мере) остались бы на своих местах», - добавил Зудин.<br />
<br />
По его словам, всегда лидеры имели в виду развитие политических институтов и развитие политической системы и предпринимали для этого конкретные шаги. «Радикальное обновление губернаторского корпуса и отказ Владимира Путина от того, чтобы возглавить список "Единой России" - вот эти два фундаментальных решения, во-первых, во многом предопределили итоги выборов в декабре, и, во-вторых, сделали реформу "Единой России" безальтернативной», - считает он.<br />
<br />
«То есть именно Владимир Путин и Дмитрий Медведев создали в России своими решениями конкурентную ситуацию. Поэтому реформа политической системы происходит не из духа Болотной площади. Хотя гражданские настроения и гражданское недовольство, с которым москвичи первый раз вышли, дали очень много информации для тех, кто разрабатывал реформу, тем не менее реформа у нас началась не в декабре 2011 года (просто в декабре 2011 года и в начале 2012 года были сделаны очень важные шаги), наша реформа началась в 2008 году», - подчеркнул Зудин.<br />
<br />
«Я бы вот таким образом рассматривал и нынешнее состояние российской политической системы и те причины, которые привели к нынешнему состоянию», - подытожил он. <br />
<br />
По его словам, система становится более открытой, причем она становится более открытой сознательно. При этом принимаются решения для того, чтобы эта открытость не привела к краху, отметил он. <br />
<br />
Как сообщали<strong> «Актуальные комментарии»</strong>, эксперты-авторы доклада <a href="http://actualcomment.ru/news/47195/#26681">включили в состав «Политбюро 2.0» людей</a>, между которыми происходит согласование интересов различных элитных групп.<br />
<br />
Первым среди восьми членов политбюро эксперты называют Дмитрия Медведева, который хотя и потерял часть «коалиции поддержки второго срока», отказался от «идеологического лидерства», части позиций в силовых структурах, но получил «Единую Россию» и возможность создать собственную группу с экономическим базисом.</p>
<p>Важную роль эксперты отводят гендиректору госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову, мэру Москвы Сергею Собянину, главе АП Сергею Иванову, предпринимателям Геннадию Тимченко и Юрию Ковальчуку.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".