Статья
1084 21 августа 2012 17:00

Зудин: начало реформ политсистемы восходит к 2008 году

В системе коллективного руководства страной президенту Владимиру Путину отводится роль «арбитра и модератора», который поддерживает баланс между кланами и группам, конкурирующими друг с другом, говорится в докладе «Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0"», пишет газета «Коммерсант».

Доклад подготовили президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кирилл Петров на основе опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны.

«В экспертном сообществе не принято публично комментировать работы друг друга. И я не буду. То есть не буду комментировать доклад, представленный моим коллегой по цеху Евгением Минченко. Я буду обсуждать проблему вертикали, проблему конкуренции и сложившегося у нас политического порядка, тем более что я давно занимаюсь этой проблемой», - сказал заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин в интервью «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, никакой вертикали в буквальном смысле этого слова никогда при Владимире Путине создано не было. «И более того, цель такая никогда и не ставилась», - заметил он.

«Речь шла о том, что с определенного момента в нашем политическом устройстве появился не номинальный, как раньше, при позднем Ельцине, а реальный очень сильный политический центр. И этот центр оказывал влияние на работу других институтов и на действия других игроков», - рассказал политолог, отметив, что такое представление достаточно далеко от понятия вертикали.

При этом, по словам Зудина, понятие «вертикаль» в течение практически всего времени упоминалось довольно двусмысленным образом.

«Сперва говорилось о том, что вертикаль либо существует, либо была создана, а потом эта вертикаль становилась либо объектом критики (что нельзя создавать вертикаль, что это плохо, что это убивает конкуренцию и т.д.), либо говорилось о том, что на самом деле никакой вертикали не существует», - напомнил он.

«Люди сначала создавали несуществующую реальность за счет своих построений, а потом начинали с этой реальностью работать: говорили, что либо это плохо, либо они опровергали ее. Так вот, в буквальном смысле никакой вертикали не существовало», - повторил Зудин.

«И хотя после укрупнения партийной системы и в связи с возникновением этого мощного полюса притяжения, мощного центра в политической системе, конкуренция была ограничена, она никуда не исчезала. И очень важно, что, как мне представляется, создатели старой политической системы (то есть той системы, которая была создана примерно с 2004 по 2007 год) никогда не рассматривали эту систему как нечто неприкосновенное, как то, что необходимо холить и лелеять», - рассказал он.

По словам политолога, с этим связан еще один вопрос, а именно: как рассматривать расширение политической конкуренции, которое произошло явным образом в недавнее время.

«Существует практически безальтернативная точка зрения, что все связано с Болотной площадью. Мол, вот гражданское общество вышло на улицу, это было неожиданно для Кремля, там испугались и пошли на уступки, начались реформы и так далее. Мне такой подход представляется неверным в принципе», - заявил Зудин.

По его словам, начало реформ политической системы восходит не к декабрю прошлого года, а к марту 2008 года. «Реальная реформа началась тогда, когда в России сменился президент, когда Владимир Путин не пошел на третий срок, хотя его уговаривали», - подчеркнул эксперт. «Реформа началась именно тогда. Это было очень принципиальное и правильное решение. Это был первый шаг реформы политической системы», - добавил он.

Второй шаг реформы политсистемы, по мнению Зудина, был сделан в конце 2008 года, когда были приняты поправки к Конституции. «Эти поправки также очень важны. Обычно в них видят только удлинение срока работы и Государственной думы, и российского президента, и это справедливо. Но не обсуждают при этом то, что еще одним следствием поправок является увеличение временного разрыва между выборами в Государственную думу и президентскими выборами», - заметил он.

«А это обстоятельство наделяет будущую Думу и будущего президента большей взаимной автономией, чем есть сейчас. То есть это будут практически две независимые избирательные кампании. А это имеет очень большое значение для российских политических институтов и российской политической системы», - сказал он.

«Следующий шаг реформы - это те точечные изменения, которые были сделаны по инициативе Дмитрия Медведева и которые фактически забылись на фоне декабрьских протестов», - сообщил Зудин.

Кроме того, по мнению эксперта, очень важную роль сыграли рокировка между Медведевым и Путиным в сентябре 2011 года и выборы в Государственную думу. «Только эта роль немножко не та, о которой обычно принято говорить», - заметил он.

«Эксперты, которые изображают старую систему образца 2004-2007 годов как нечто, что Кремль пытался увековечить, забывают об очень важной вещи. Если бы это было так, если бы действительно и Путин, и Медведев стремились увековечить сложившуюся систему, тогда Владимир Путин, принявший решение выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, просто-напросто возглавил бы список "Единой России", и результаты декабрьских выборов 2011 года были бы совершенно другими», - рассказал политолог. Он подчеркнул, что это факт, который практически невозможно оспорить. 

«И если бы российское политическое руководство рассматривало сложившуюся систему как неприкосновенную, Дмитрий Медведев не пошел бы на фактически полное обновление губернаторского корпуса, а все губернаторы (большая их часть, по крайней мере) остались бы на своих местах», - добавил Зудин.

По его словам, всегда лидеры имели в виду развитие политических институтов и развитие политической системы и предпринимали для этого конкретные шаги. «Радикальное обновление губернаторского корпуса и отказ Владимира Путина от того, чтобы возглавить список "Единой России" - вот эти два фундаментальных решения, во-первых, во многом предопределили итоги выборов в декабре, и, во-вторых, сделали реформу "Единой России" безальтернативной», - считает он.

«То есть именно Владимир Путин и Дмитрий Медведев создали в России своими решениями конкурентную ситуацию. Поэтому реформа политической системы происходит не из духа Болотной площади. Хотя гражданские настроения и гражданское недовольство, с которым москвичи первый раз вышли, дали очень много информации для тех, кто разрабатывал реформу, тем не менее реформа у нас началась не в декабре 2011 года (просто в декабре 2011 года и в начале 2012 года были сделаны очень важные шаги), наша реформа началась в 2008 году», - подчеркнул Зудин.

«Я бы вот таким образом рассматривал и нынешнее состояние российской политической системы и те причины, которые привели к нынешнему состоянию», - подытожил он.

По его словам, система становится более открытой, причем она становится более открытой сознательно. При этом принимаются решения для того, чтобы эта открытость не привела к краху, отметил он.

Как сообщали «Актуальные комментарии», эксперты-авторы доклада включили в состав «Политбюро 2.0» людей, между которыми происходит согласование интересов различных элитных групп.

Первым среди восьми членов политбюро эксперты называют Дмитрия Медведева, который хотя и потерял часть «коалиции поддержки второго срока», отказался от «идеологического лидерства», части позиций в силовых структурах, но получил «Единую Россию» и возможность создать собственную группу с экономическим базисом.

Важную роль эксперты отводят гендиректору госкорпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову, мэру Москвы Сергею Собянину, главе АП Сергею Иванову, предпринимателям Геннадию Тимченко и Юрию Ковальчуку.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".