Статья
836 27 декабря 2012 20:04

Зудин: время технократических решений прошло

Правительство России должно выполнить предвыборные обещания, которые были даны президентом в ходе избирательной кампании, заявил глава государства Владимир Путин.

«Не может быть так, что правительство работает само по себе, а обещания, данные стране (президентом – ред.), - сами по себе», - сказал Путин в ходе традиционной встречи с членами правительства в канун Нового года.

Он подчеркнул, что «люди в свое время голосовали не только за конкретного кандидата - имею в виду президента, но и голосовали за программы, которые мы вместе с вами разрабатывали».

Прежде всего, самое главное - это принципиальная оценка деятельности правительства, которая была дана Владимиром Путиным, - то, что первый этап формирования правительства завершен и что правительство состоялось как команда профессионалов. Такое мнение высказал политолог Алексей Зудин.

«Это - определяющая оценка и она, собственно говоря, главная, главный итог сегодняшнего совещания», - сказал Зудин «Актуальным комментариям». 

Принципиальное значение имело и напоминание президента о том, что президент и правительство являются единой политической командой, и главная задача правительства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию той предвыборной программы, которой Владимир Путин был избран на пост президента. Мне эти два тезиса представляются определяющими для сегодняшнего заседания. Другое дело, что эти оценки президента являются отчасти и авансом. Это и некое пожелание на будущее. И это пожелание актуально и потому, что в работе правительства наметились определенные сложности. С самого начала правительство позиционировало себя как открытое правительство, и это был очень важный шаг, это было информационное решение и оно было позитивно воспринято общественным мнением, это был шаг в правильном направлении. 

Другое дело, что открытость должна стать идеологией работы всего правительства по всем основным направлениям. Открытость не может ограничиваться только институтом «Открытого правительства», при всей его важности. И в данном случае открытость подразумевает постоянную и активную работу всех федеральных министерств и ведомств с общественностью. И вот как раз на этом направлении в последнее время стали возникать сложности и даже проблемы. И одной из таких проблем является самое последнее на слуху - громкая история с РГТЭУ. Весь ход конфликта говорит о том, что проблемы, которые возникли у министерства образования и РГТЭУ, связаны с недостаточной открытостью со стороны министерства. 

Мало принять правильные решения, необходимо делать домашнюю работу, которая бы обеспечила реализацию этих решений. И вот в составную часть этой домашней работы входит разъяснение и конкретная, практическая работа с теми вузами, с теми коллективами, которых касается реформа системы высшего образования. 

То, что произошло, говорит как раз о том, что такого рода работа проделана не была. Был продемонстрирован чистый технократический подход по принципу «мы приняли решение и вы обязаны его исполнять». Федеральные министерства  работают в том числе и в политической среде и они обязаны оценивать и просчитывать возможные политические последствия своих действий и своих решений. В данном случае подобного рода работа сделана не была. И, к сожалению, это не единственный пример.

Кроме того, в том, что касается непосредственно реформы вузов, у истории с РГТЭУ была и предыстория. Мы знаем, что после того, как были опубликованы результаты рейтингования, они были встречены очень критически и, собственно говоря, эта во многом негативная общественная реакция должна была послужить для министерства образования и для министра своего рода звонком, сигналом предупреждения о том, что здесь есть непроработанные вопросы, здесь есть место для того, чтобы что-то делать и с системой рейтингования, и что надо более активно работать и с теми коллективами, и с теми вузами, которые оказались в проблемной зоне и получили негативную оценку. Ничего подобного, к сожалению, сделано не было.

В плане открытости общественному мнению и в плане работы с теми, кто является непосредственным объектом управленческих решений министерства образования, министерству образования необходимо сделать еще очень и очень многое. И, как мне кажется, из этих принципиальных оценок, сделанных президентом, ни в коем случае федеральным министрам нельзя делать неправильные выводы. И к таким неправильным выводам относится вывод о том, что в  работе правительства все хорошо и все правильно. Оценка президента работы правительства была отчасти и авансом, который необходимо будет подтвердить. 

В любом случае, властям не следует идти по пути продавливания того решения, которое было принято в отношении РГТЭУ. Не надо цели реформы образования отождествлять с теми средствами, которые министерство стало использовать для реализации этих целей. И не надо прятаться за то, что у реформы правильные цели. Действительно, то, что у нас много некачественных вузов и то, что они проводят некачественную работу, выпускают некачественных специалистов - это реальная проблема. Другое дело, как конкретно эту проблему решать. Можно надеятся, что все заинтересованные стороны в правительстве сделают из этой истории необходимые выводы. И самый главный вывод - это необходимость делать соответствующую домашнюю работу, и составная часть этой домашней работы состоит в работе с профильной общественностью. В данном случае, с руководством, преподавательским составом и, если потребуется, и со студенческими коллективами тех вузов, которые оказались в этой проблемной зоне. Хочется надеятся, что министерство сделает именно такой вывод, а не будет продолжать свою старую практику - мы приняли решение, у нас есть правильная методика, и все остальные должны это решение выполнять. Решения федеральных властей всегда имеют общественную и политическую составляющую. Время чисто технократических решений, принятых без учета обратной связи с обществом, прошло.   

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".