Статья
1706 30 января 2012 14:43

2 самолета Як-40 проданы чиновниками за 77 тысяч рублей

Правительство Орловской области продало частным лицам 2 самолета Як-40, находящиеся на балансе региона, всего за 77 тысяч рублей. Об этом сообщает газета «Известия».

Как рассказал «Актуальным комментариям» депутат Госдумы из комитета по безопасности и борьбе с коррупцией Илья Костунов, извещение о проведении аукциона о продаже было размещено на сайте администрации области с ошибкой. «Если вы не являетесь программистом, то даже прочитать о его факте вы бы не смогли», - заверил АК парламентарий.

«Второй момент – это вопрос о выборе формы проведения аукциона», - отметил Костунов. По его словам, торги, предметом которых были самолеты, нужно было проводить открыто. Никаких оснований для того, чтобы аукцион проходил в закрытой форме у областных чиновников не было. «Кроме того,  ничего не мешало чиновникам остановить аукцион, когда они поняли, что цена опустилась ниже стоимости самолета», - считает Костунов.

Теперь по факту продажи самолетов с подачи депутата Костунова начнется проверка. Он предполагает выяснить, является ли подобная «дешевая распродажа» госимущества следствием недобросовестности чиновников. «Сложно понять, поимели орловские чиновники с этого что-нибудь, или просто не приложили усилий, чтобы сделка была эффективной», - пояснил цель проверки депутат. Парламентарий направил соответствующие запросы в прокуратуру и контрольно-счетную палату региона. По его мнению, эти запросы — лишь часть работы, которая должна выявить изъян законодательства, позволяющий под видом распродажи приватизированного госимущества уводить из бюджета страны миллиарды рублей ежегодно.

Ответы на запросы Костунова в Орловскую область (и на последующие в дальнейшем в Генпрокуратуру и Счетную палату) станут частью будущего обоснования законопроекта.

Парламентарий предложит ввести в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» более детальную регламентацию организации процесса аукционов. Процедура будет аналогична той, что предлагается сегодня для реализации госзаказа в проекте закона «О федеральной контрактной системе», идущего на смену закону «О госзакупках». Кроме того, будущий законопроект предусмотрит введение уголовной ответственности для оценщиков, которые сейчас могут отделаться несущественным, по сравнению с реальной стоимостью госимущества, штрафом.

«Если внести в закон ответственность вплоть до уголовной за ограничение доступа к информации о состоянии реализуемого имущества и о требованиях к покупателям, и если в этом же законе прописать более детально организацию процедуры торгов, то это уже значительно улучшит ситуацию», - заявил «Актуальным комментариям» Костунов.

«То, что касается законодательных изменений – это сложная задача, - признал депутат. «Один, наверно, не справлюсь сейчас подбирать союзников в Государственной думе».

«Закон не предусматривает достаточного надзора, прокурорского или общественного», - отметил Костунов. По его словам, имущество в плане приватизации должно быть максимально точно и детально описано. В данном случае, если бы в сопроводительной документации были подробности о техническом состоянии самолетов, а не просто их номера и модели, может быть это не дало чиновникам продать два ЯК-40 за бесценок.

Аукцион по продаже двух воздушных судов в Орловской области состоялся в июне 2011 года. В 2004 году два воздушных судна ЯК-40 с бортовыми номерами RA-87838 и RA-87568 были определены в состав казны Орловской области, затем включены в программный план приватизации госимущества на 2009 год. В соответствии с законом самолеты прошли оценку. Их общая стоимость составила 8,8 миллионов рублей. Два аукциона подряд, при помощи которых пытались реализовать имущество, не состоялись по причине отсутствия заявок. Третий в сентябре 2010 года все же прошел, но покупатель в итоге отказался от сделки. Он заявил, что «техническое состояние самолетов не соответствует заявленному в конкурсной документации». Самолеты всё же продали на аукционе в июне 2011 года за 77,6 тысяч рублей частным лицам.

Причем, глава департамента имущества, промышленности и информатизации правительства Орловской области Антон Лавренюк утверждает, что продажа самолетов даже по такой низкой цене пошла региону «только на пользу», поскольку на хранение воздушных судов из бюджета ежегодно уходило порядка 1 миллиона рублей.

«Что касается данной истории – это просто типичный случай. Если разбираться, то по стране таких сделок сотни, - утверждает Костунов. - Государственное имущество передается в частные руки с недооценкой на миллиарды рублей, и проконтролировать это невозможно».

Депутат Костунов согласился, что теоретически, таким же образом, любой гражданин страны со средней зарплатой сможет приобрести за бесценок с молотка завод и использовать его на свое усмотрение. «Мне факты продажи-покупки заводов неизвестны, - отметил собеседник АК. - Но, кстати, по поводу продажи-покупки предприятий за копейки – об этом два давних друга, Березовский и Абрамович, до сих пор спорят».

«На самом деле корни у этой проблемы одни и те же, - убежден депутат. - Просто тогда это делалось в масштабах страны, а сейчас - в масштабах региона».

Комментарии экспертов

В первую очередь, мне любопытно было бы узнать, что за люди приобрели государственное имущество. Какие лица были допущены к аукциону, насколько их можно считать честными. Условно говоря, интересно знать, как проводился конкурс по отбору людей, которые были по итогам допущены к аукциону.

Далее, нужно детально разобраться в техническом состоянии воздушных судов. Даже если они находились в совершенно плачевном состоянии, чего я не исключаю, то это в любом случае государственное имущество стратегического назначения. Это все равно, что, допустим, продать локатор с аэродрома. Кажется, что это невозможно, даже если он неисправен, ведь это же стратегическое имущество. В связи с этим нужно, может быть, вносить или инициировать какие-то поправки в законы «О Федеральной собственности» и «О госзакупках», в правила по проведению аукционов федеральной собственности. Нужно, если брать авиацию, чтобы проведение аукционов по продаже локаторов и аэропортовых комплексов проводились под двойным, тройным наблюдением со стороны различных органов.

Если вернуться к конкретной истории с самолетами Як-40, ушедшими с молотка в Орловской области, то мне кажется очевидным, что даже если эти самолеты распилить и продать элементарно на металлолом, то стоимость их была бы в десятки раз больше. То есть говорить лишь о том, что содержание этих самолетов, что вполне возможно, обходилось в какую-то весомую сумму для бюджета Орловской области, не стоит. С точки зрения логики, местным властям нужно было подробно объяснить, почему было принято решение о понижении их цены. Если у них каталожная цена по четыре с половиной миллиона, то каким образом было принято решение о том, что их цена понижается в десятки раз? На каком основании? На основании технических характеристик? Хорошо. Но как цена самолета может стоить даже в суперплачевном состоянии 35-40 тысяч рублей? Никак.

Региональным чиновникам нужно было повести себя следующим образом – объяснить, что эти самолеты висят на балансе области и являются обузой. Если не нашлось покупателей за их фактическую цену, то стоило эти самолеты распилить, продать на металлолом, и выручить, кстати, с этого значительно большую сумму.

Теперь, во время проверки, обязательно нужно посмотреть, куда эти самолеты ушли. То есть, где они сейчас находятся, в каком техническом состоянии, и проверить взаимосвязь лиц, которые проводили аукцион, и тех лиц, которые теперь являются собственниками воздушных судов.

Вероятно, нерадивым чиновникам придется компенсировать ущерб, нанесенный бюджету области. Это в том случае, если самолеты уже распилены на металлолом. Если же самолеты остаются в удобоваримом техническом состоянии, то они должны быть однозначно возвращены на баланс области. Должна быть создана комиссия, которая бы реально бы оценила стоимость этих воздушных судов. Из этого уже стоит исходить в дальнейшем - либо проводить аукцион, либо продавать их как металлолом.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".