300-летие битвы под Полтавой
Особенности летоисчисления в России позволяют возвращаться к крупным событиям истории неоднократно. Так 8 июля по новому стилю отмечается 300-летие Полтавской битве, основные торжества состоялись 27 июня (старый стиль). Исход битвы под Полтавой в 1709 году определил результаты русско-шведской войны. С этой победы началась новая история Российского государства, которое стало играть важную роль в мировой политике.
Как пишет ИТАР-ТАСС в информационно-справочном материале к юбилею, украинские и российские историки и политики до сих пор не выработали единой точки зрения на Полтавскую битву и роль в ней гетмана Мазепы. Украинцы считают его своим национальным героем, выступившим в союзе со шведами. О нем пишут как о крупном государственном деятеле и борце за независимость Малороссии.В российскую историографию Мазепа вошел как предатель. Русская Православная церковь в ноябре 1708 года предала его анафеме как злодея и клятвопреступника.
В то же время Собор славянских народов России, Белоруссии и Украины на собрании в честь 300-летия великой битвы утвердил декларацию, в которой призвал руководителей трех государств не допустить политических спекуляций вокруг исторических событий. "Мы не можем равнодушно наблюдать за тем, как пытаются разорвать наше общее духовное, культурно-историческое и информационное пространство, посеять между нами семена розни и разобщения, - отмечают авторы документа. - Мы осуждаем любые попытки дискредитировать нашу историческую общность". В декларации также говорится, что победа под Полтавой имела огромное геополитическое значение для судеб российского, украинского и белорусского народов, живущих "в единой славянской семье с общей верой, культурой и историей".
Исторической дате многие музеи посвятили тематические экспозиции, юбилей сражения отметили и Петергофе, тесно связанном с личностью Петра I, выигравшего Северную войну .
История – это понятие не диахроническое, а синхроническое. Причем, история – это всегда интерпретация, но не факты. Из этого можно сделать простой вывод, что история переписывается всякий раз, поскольку меняется настоящее, меняется и прошлое. На самом деле здесь ещё глубже: не просто разные режимы переписывают историю в угоду своим актуальным требованиям и интересам. Речь идёт о том, что в истории есть нечто, что полностью объединяет то, что происходит в настоящем, и то, что произойдёт в будущем и произошло в прошлом. И это живой нерв истории, который всегда присутствует в настоящем.
Поэтому так история и волнует: потому что история – это не только прошлое, но это ещё и объяснение настоящего. Это не только корни, это жизнь. Когда есть история, то есть корни, которые питают древо. Если эти корни высыхают, то древо умирает. Поэтому без истории нет общества, без истории нет государств, без истории нет идеологий. История – как воздух для настоящего, это кислород. Поэтому то, что произошло 300 лет назад в Полтавской битве, фундаментально влияет на то, что происходит сегодня – на то, что происходит сегодня с Россией и Украиной, что происходит с миром, потому что, сложись ситуации по-другому, и Швеция была бы мощной мировой державой, и, поступи украинские гетманы так или иначе, тоже было бы всё по-разному, предай или не предай Мазепа…
Этот выбор, который делают исторические деятели, войска, народы напрямую затрагивает их потомков. Вот Мазепа сделал выбор в пользу Ющенко, и Ющенко сегодня рождается из сознания, из души Мазепы. В то же время Гоголь, Тарас Бульба – это выбор Богдана Хмельницкого, Переяславской рады, это выбор другой половины Украины, которая голосует сегодня за Януковича.
И Россия та же самая. Хотя она совершенно другая, но она всё так же оппонирует с Западом, всё так же отбивает своё собственное влияние на мировом масштабе и жертвует за это всем. То есть вроде всё изменилось: другие люди, другие поколения, другие страны, другие моды, другие костюмы. А на самом деле та же Полтавская битва идёт. Пусть теперь это не Швеция, а, скажем, ЕС или США. Пусть это не Мазепа, а Ющенко. Пусть это не Пётр I с выпученными глазами, а аккуратный президент Путин, скромный и, тем не менее, столь же жёсткий и волевой.
Меняются персонажи, меняются декорации, меняются контексты, а суть остаётся той же самой. Полтавская битва идёт, на Украину наступает НАТО – это, скажем, шведский король. Есть местные предатели – Ющенко, Тимошенко. Есть сторонники союза с Россией. Есть российские войска, российская государственность, российская мощь. Поэтому Полтавская битва вне времени, она длится вечно. И сегодня гремит оружие, сегодня грохочут пушки в душе у людей: у украинцев, русских, шведов и американцев (тогда, правда, американцев не было, но скажем, что американцы – это тогдашние шведы). Еврокомиссары, представители НАТО, представители США, различные оранжевые фонды – предки всех этих структур, которые действуют сегодня в Украине, были воплощены в армиях шведского короля Карла и предателях среди украинского народа.
Сегодня Ющенко ставит памятник Мазепе, а мы вспоминаем подвиг наших солдат, наших царей, наших полководцев. Поэтому ничего никуда не делось. В истории ничего не девается. И когда-то выбор древних новгородцев, и мордвы, и отчасти кривичей предопределил наличие нашей государственности и династии. И мы до сих пор живём в этом состоянии. Наш выход из Орды и создание московской Руси до сих пор влияет на то, что происходит в сознании современных москвичей и ленинградцев, потому что наши корни живы. И эти корни дают нам связь с историей каждый день, каждое мгновение. Поэтому споры вокруг этого, полемики вокруг этого, страсти, которые горят вокруг этого – это вполне естественная вещь.
Полтавская битва длится, анафема Мазепы длится. Это анафема русским православным народом предателям русской православной цивилизации. Та же самая анафема распространяется и на Виктора Ющенко, поскольку он плоти от плоти, дух от духа Мазепы. Но он пытается реабилитировать ситуацию, выбраться из ада, куда его отправляет наше историческое самосознание. Это очень серьёзная вещь. И на самом деле, если мы представим, насколько это серьёзно, мы тогда поймём, что даже немного пассивно обсуждаем эти вещи. В принципе, если Полтавская битва длится, то это в самом прямом смысле должно ангажировать нас на фронт с нашими врагами, которые двигаются с Запада. Должно быть воспроизводство и подчёркивание действий предателей и мерзавцев, которые предают нашу единую славяно-православную цивилизацию.
Эта битва – это вневременная реальность, которая продолжается сейчас, и должна быть осознана не как то, что было, а как то, что есть, и то, что будет. Битву, которую мы однажды выиграли, надо подкреплять. Если мы слишком ослабнем, у нас отберут результаты победы. Вот мы выиграли во Второй мировой войне, а у нас пытаются отобрать и результаты этой победы (по сути результаты отобрали), и ещё и символизм этой победы. С этим связано создание комиссии о недопустимости пересмотра результатов Второй мировой войны.
То есть это процессы, которые идут сейчас. И это чрезвычайно важно, потому что всё историческое – то, что было – требует подтверждений. Если мы сейчас не выиграем следующую Полтавскую битву на постсоветском пространстве, то у нас отберут и её последствия, потому что реабилитация Мазепы – это символический шаг к тому, чтобы украсть у нас эту битву, эту победу, чтобы восстановить на троне Карла. И это события сегодняшнего дня. Острые, актуальные, живые события сегодняшнего дня.
Сегодня эта дата является очень острой – датой, которая действительно затрагивает истории и России, и Украины, и других стран, вовлечённых в конфликт первой четверти XVIII века. Всё это действительно связано с сегодняшними политическими расстановками в Восточной Европе и нашей стране. И поэтому к этой дате сегодня приковано такое большое внимание.
Я бы сказал, что сегодня есть две составляющих этого юбилея – 300-летия Полтавской победы. Первая – это научная, спокойная, объективная оценка этих событий на основании источников, исследований – как российских, так украинских и зарубежных историков. В этом смысле те дискуссии, которые были проведены нашим институтом за последний месяц совместно с украинцами, белорусами, зарубежными историками – всё это показывает, что это действительно научная плоскость; она плодотворна, перспективна и действительно содействует правильному, научному, спокойному пониманию этих драматических событий, которые произошли в первой четверти XVIII веке, в частности в период борьбы за Полтаву, в июне 1709 года.
Вторая составляющая –остро политизированная со стороны части украинского населения и украинского руководства. Она связана с некоторыми трактовками, которые исходят из ряда зарубежных стран, от ряда исследователей по поводу взаимоотношения Украины и в России (не только в начале XVIII века, но и в XVII веке) в связи с вхождением Украины в состав России и в связи с последующими попытками некоторых гетманов Украины по-своему толковать те соглашения, которые были утверждены в 1654 году на Украине и в России Земским собором, и т.д.
Это другая составляющая сегодня очень заводит нас. Мне кажется, что эти деления сегодня совершенно несовместимы. Если опираться на первую линию – научную, спокойную и объективную линию, тем самым мы действительно воссоздаём события большой драматической напряжённости, большого геополитического и социального накала как со стороны Украины, так и России. Но если мы берём вторую линию, то мы получаем очень много искажений, очень много эмоциональных оценок и т.д.
Одна из этих оценок, например, заключается в том, что Полтава означала катастрофу для последующего самостоятельного развития Украины и привела к её полному подчинению российскому государству. Но всё дело в том, что в этой связи необходимо говорить и о роли украинской верхушки, о роли казачьей верхушки, о роли украинских помещиков, украинской шляхты, которые в течение всего XVIII века активно поддерживали линию на распространения на Украине тех же самых порядков, которые существовали в России в XVIII веке. Почему-то об этом никто не говорит.
В принципе, если мы берём Полтавское сражение, то мы говорим о всенародной поддержке украинцев и белорусов усилий русской армии. Мы говорим о том, что действительно широкие слои народа выступали против шведского нашествия, о том, что только небольшая часть казачества пошла за Мазепой. На основании источников мы говорим о том, что сам Мазепа являлся человеком не принципиально выступающим за независимость Украины (потому что такой независимости быть не могло). Если бы шведский король победил, он отдал бы Украину под владычество польской шляхты и польской короны. Так что насчёт независимости, насчёт великого гражданина Украины Мазепы – это всё пустые разговоры.
Есть данные о том, что его личные доходы за время его гетманства резко увеличились. Это приобретение земель, приобретение зависимых крестьян, это создание собственной казны, собственного богатства. Он очень эгоистичный, очень честолюбивый. И это выходило в его деятельности на первый план. Об этом почему-то тоже не говорят. Всё это связано с Полтавской победой, с Полтавскими сражениями.
Для нас, для российских граждан, сегодня Полтава – это признак того, что Россия победила в борьбе за суверенитет, в борьбе за независимость, в борьбе против иностранного нашествия, которое могло похоронить все те реформы в их позитивном исчислении, которые замышлялись Петром I и его окружением.