Статья
1711 29 марта 2011 0:01

Аэропорты Москвы завяжут в узел

Московские аэропорты «Шереметьево» и «Внуково», контролируемые государством и правительством Москвы, могут быть объединены в единый комплекс, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс "Шереметьево" и "Внуково"», - сказал премьер в понедельник в ходе совещания по вопросу развития московского авиатранспортного узла.

По его словам, оценочная стоимость единого комплекса двух аэропортов составит «несколько десятков миллиардов рублей». «Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока», - отметил премьер.

При этом премьер-министр подчеркнул: «У государства нет цели вечно сидеть в этих активах, этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать».

Владимир Путин добавил, что планируется объединить в единый комплекс «аэропорты "Шереметьево", где у правительства РФ 100% акций, и аэропорт "Внуково", где у правительства Москвы 75% акций». Премьер отметил, что исторические затраты Москвы на развитие «Внуково» составляют порядка 45-50 млрд рублей. «Мы эти деньги заплатим из федерального бюджета городу Москва», - сказал Владимир Путин. Он добавил, что поддерживает намерение мэра столицы направить эти средства на развитие столичного метрополитена.

Впервые идею об объединении аэропортов московского авиаузла высказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Так, опираясь на заключение «Тройка Диалог» и Credit Suisse, сделанное летом 2010 г., он говорил: «Принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов - между "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово", что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами». Позже о приватизации аэропорта «Внуково» заговорили сразу же после отставки с поста московского мэра Юрия Лужкова осенью 2010 года - в частности, на эту тему высказывались мэр Москвы Сергей Собянин и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Однако 23 марта 2011 года вице-мэр Андрей Шаронов заявил «Интерфаксу», что московские власти не будут торопиться с продажей своей доли в аэропорту «Внуково», но приватизация состоится, и, возможно, в скором будущем.

На совещании по московскому авиаузлу говорилось не только об объединении аэропортов и их последующей приватизации.

Владимир Путин заявил также о планах по удвоению пропускного потока пассажиров. К 2020 году их должно быть уже 100 млн. Как сообщил Владимир Путин, сейчас предельная пропускная способность наземной инфраструктуры столичных аэропортов - порядка 65 млн пассажиров в год, система организации воздушного движения позволяет обслуживать 80 млн пассажиров.

«Нам надо превратить московский авиационный узел - главную воздушную гавань России - в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня», - подчеркнул глава правительства РФ.

Глава правительства также отметил, что модернизация московского транспортного авиаузла должна исправить ситуацию с «пробками» по дороге в аэропорты. «Конечно, развитие московского авиатранспортного узла необходимо вести в тесной увязке с модернизацией дорожной инфраструктуры, улучшением транспортных коммуникаций вокруг самих аэропортов. Нам нужна по-настоящему интегрированная система, без "узких мест", чтобы все виды транспорта были удобны и надежно "состыкованы"», - заявил Владимир Путин на совещании. По его словам, надо «исправлять сложившуюся ситуацию, когда пассажиры из-за "пробок" добираются в аэропорт по нескольку часов и дорога, порой, занимает больше времени, чем сам перелет».

Премьер призвал не забывать и о безопасности, причем не в ущерб комфорту пассажиров.  «Надо серьезно укрепить материальную и техническую базу служб безопасности аэропорта, а также выстроить эффективную систему личного досмотра граждан, грузов и багажа и, естественно, сделать это нужно так, чтобы не допустить образования длинных очередей при прохождении этих процедур», - сказал Владимир Путин.

При этом премьер-министр подчеркнул необходимость координации деятельности правоохранительных органов и охранных предприятий на объектах инфраструктуры, чтобы не было «разобщенности и несогласованности, чтобы никто не перекладывал ответственность друг на друга».

Комментарии экспертов

Московский авиаузел является крайне важной инфраструктурной единицей. Он контролирует основной авиапоток страны, причем, на нем завязан не только трафик международный, но и внтурироссийский. Домодедово в большей степени осуществляло внутрироссийские рейсы, Внуково активно занималось корпоративными перевозками, Шереметьево до последнего времени выступало основной базой для государственных полетов. Сейчас все несколько смешалось.

Очевидно, что нужно создавать систему, которая позволила бы более органично развиваться этим авиаузлам, и очевидно, что иногда конкуренция негативно сказывается на позициях авиакомпаний.

Поэтому необходимо создать общую программу развития авиаузла столицы, но это может оказаться крайне сложным делом. Дело в том, что у Домодедово есть частные собственники. Кроме того, создание единой структуры может негативно сказаться на ценообразовании. Дело в том, что конкуренция позволяет избежать повышения стоимости авиабилетов, и в той или иной степени сохранять стабильное положение рынка. В случае, если будет происходить объединение трех московских аэропортов, причем, если объединение будет происходить на базе государственной структуры, то это может крайне негативно сказаться на потребителях. Потому что в результате мы получим крупнейшего монополиста. Как показала практика ФАС, пока нет достаточных средств, чтобы обеспечивать правильную и эффективную работу монополий и контроля за ее средствами.

Поэтому идея по поводу синхронизации развития авиапортов московского авиаузла является здравой, но объединение как таковое, физическое объединение - это достаточно рискованный процесс. Необходимо подсчитать все экономические риски связанные с консолидацией активов, начиная от стоимости авиабилета и заканчивая взаимоотношениями, например, с обслуживающими компаниями.

Снятие конкуренции между аэропортами также опасно, как снятие конкуренции между авиакомпаниями, и это вполне корректная аналогия. Мы прекрасно видим, что там, где перевозчик один, и цены выше, и обслуживание хуже. Там, где перевозчиков несколько, есть и разнообразие услуг, и, скажем, разнообразие правил продажи билетов. Меня объединение трех весьма мощных субъектов в один в высшей степени настораживает.

Три автономных аэропорта, как сегодня - это тоже узел, и здесь вполне возможна более тонкая координация полетной политики, хотя тонкое разделение по направлениям, которое когда-то было, пропало. Я думаю, что разумна такая вещь в виде консолидированной конструкции, своего рода кластера, где и конкуренция сохраняется и координация сохраняется. Я не уверен, что линейная схема объединения является оптимальной не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения организации огромного производственного процесса.

Что же касается безопасности, то чем больше система, тем хуже она контролируется.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".