Сказано
874 29 января 2009 0:00

Андрей Фурсенко, министр образования РФ 

 

Комментарии экспертов

На встрече Фурсенко и Глебовой с ректорами вузов, действительно, прозвучали какие-то очень знаковые вещи, о которых стоит подумать, попробовать понять, что за тренд намечается, Во-первых, министр фиксирует невостребованность выпускников с гуманитарными специальностями. (Он, здесь, правда, смешивает всё вместе, в кучу. Я бы разделил выпускников-дипломников по социальным и гуманитарным наукам. Ну ладно, пусть всё будет вместе — гуманитарии). Он обозначает ситуацию, при которой нарастает количество невостребованных специалистов с дипломами. Он говорит о 2 миллионах экономистах, 750 000 юристах, которые не могут найти работу. Таким образом, возникает ситуация (давно знакомая ещё по советским временам) какого-то непонятного спора между физиками и лириками: кто больше нужен обществу?

Этот момент, мне кажется, немного парадоксальным, потому что буквально вчера президент на встрече с ветеранами продемонстрировал уровень подготовки в такой ключевой области гуманитарного знания как история. Эти чудовищные примеры контрольно-измерительных материалов, которые готовятся для ЕГЭ, где первая часть — вопрос на засыпку «выбери правильный ответ из четырёх» — построен по принципу либо идиотизма, либо, как президент выразился, провокации, свидетельствуют о том, что на уровне средней школы (даже не вуза) существует просто чудовищная необразованность именно в гуманитарном плане. То есть нация за эти почти 20 постсоветских лет по сути дела превращается в некую беспамятную массу, которая не способна ни помнить о себе, ни думать о прошлом, ни понимать настоящее, поэтому вообще не ориентируется в будущем. Никакие точные науки — химии, физики, математики -не дают интегрального мировоззрения. Мировоззрение, взгляд на себя, на свою страну, на мир, на своё место в мире, на смысл жизни — это мировоззрение формируется исключительно из таких, казалось бы, совершенно не нужных, абстрактных, отдалённых от жизни предметов, как, скажем, литература, философия, социология. Именно там и происходит социализация.

Когда министр ставит вопрос ребром (или — или): «У нас не востребованы юристы и экономисты бродят безработными, давайте резко сокращать и всех превращать в химиков, физиков, инженеров и айтишников» — вы знаете, меня это немного шокирует. Всё-таки министр, насколько я знаю, сам питерец. Он наверняка эту встречу президента с ветеранами всё-таки где-то видел, если там не был, и, наверное, не мог не мог не почувствовать этот настрой президента на то, что гуманитарное знание должно лежать в основе развития страны, и что, исходя из того, что кто-то сегодня не востребован, строить долгосрочную политику сокращения для гуманитарного образования — это хуже, чем преступление, это ошибка. Если это так, то весьма прискорбно.

Но вообще-то очевидно, что России необходима ревизия, тотальный аудит всей вузовской системы. А тогда, если так поставить вопрос, то мне кажется, что эта надуманная дилемма «физики или лирики» сама собой рассосётся. Мне кажется, что баланс будет восстановлен, потому что в тех случаях, когда вы профессионально и грамотно преподаёте нормальное гуманитарное знание (я говорю это по своему опыту, как преподаватель политологии), то не будет у вас дефицита в интересе со стороны студентов, и, вооружённые этим знанием, они найдут себе работу. И опыт Высшей Школы Экономики это подтверждает. Наши выпускники-гуманитарии без дела не ходят, причём они — работники широкого профиля. Именно широкое гуманитарное образования позволяет им ориентироваться в ряде смежных профессий.

Поэтому мне кажется, что надо как-то осторожнее выражаться и не пугать общественность такими призывами, особенно, когда перед этим глава государства чётко и ясно формулирует своё отношение к гуманитарному знанию.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".