Статья
17578 19 февраля 2018 13:12

Агитация кандидатов не работает

Входит в решающую фазу президентская кампания в России. Впереди телевизионные дебаты кандидатов и масштабная агитация в СМИ. Политтехнолог Андрей Максимов оценил качество агитационных материалов кандидатов в президенты.

— Стартовала агитационная кампания. Как бы вы могли охарактеризовать АПМ кандидатов президенты?

— Я видел АПМ (агитационно-пропагандистские материалы — прим. АК) не всех кандидатов. Честно говоря, я не понимаю, почему многие из них так долго ждали. На самом деле, Грудинин и Жириновский могли еще в декабре запустить агитационную кампанию. У нас никаким образом эта кампания не ограничена. И сейчас они бы были в более выигрышном положении, особенно Грудинин. За месяц до выборов на самом деле начинается кампания в СМИ, а не агитация на улице и работа с избирателем.

— Как бы вы оценили качество АПМ?

— Средненькие. Я не совсем уверен, что их прорабатывали в каких-то фокус-группах. Обычно в АПМ делают несколько вариантов дизайна, несколько вариантов смыслов. Сначала отрабатывают идеологемы, потом доминанты кампании, чтобы понять наиболее эффективные способы донесения своего месседжа. А потом уже после отработки на фокус-группах отбирают те, которые получили наибольшие баллы у первых трех аудиторий А так они сделаны в стиле «унисекс» — рассчитаны сразу на все и для всех. В целом получилось, что для одних они слишком многословны, для других — говорят не о том, для третьих — слишком яркие.

Если бы Грудинин реально выстраивал кампанию на победу, все исследования надо было проводить еще до его выдвижения, сразу после выдвижения отбирать дизайн и запускать. Сейчас уже, как говорится, что получилось. Это, конечно, лучше, чем ничего.
У Собчак — вообще смешные вещи. Мне кажется, что она махнула на все рукой. Ее АПМ — продолжение дизайна и лозунга «Против всех». Несколько все хаотично. Все рассчитано на неширокую аудиторию и молодежь. Она пытается с этими группами и работать, и нисколько не расширяет свою электоральную базу. В принципе, ей это и не нужно. Мне кажется, она запущена только для того, чтобы обеспечить явку определенного количества людей, которые традиционно не ходят на выборы.

Я думаю, что в течение этой недели остальные кандидаты тоже выпустят свои АПМ, и уже можно будет более предметно говорить и сравнивать.

— Остальные кандидаты еще не выпустили свои АПМ?

— Я видел только АПМ Собчак, Грудинина и Жириновского, Остальные пока не появились, и я смотрю в ежедневном режиме. У Жириновского вообще АПМ нет, он делает ставку на массовое покрытие рекламы в виде своего портрета в профиль и надписи «Жириновский. Сделаем большой рывок». Это такой месседж, который далекому от политики избиратели непонятен совершенно. С другой стороны, у него есть свой избиратель. Это примерно 8-10%. И это он умеет отрабатывать.

— Насколько важна эта часть избирательной кампании для итогов выборов?

— Очень важна. Хороший и вовремя отработанный АПМ может переломить ход избирательной кампании. Другое дело, что их надо качественно сделать, а во вторых, найти способ адекватные способы донесения для избирателя, чтобы каждый АПМ попал в свою целевую аудиторию. Также необходимо создать массовые мероприятия, которые могут привлечь внимание к этим кандидатам и АПМ. Стоять на улице и совать их прохожим — не самый лучший вариант донесения или просто идти от двери к двери. Пока то, что делается — не слишком много: я видел пикеты, агитационные кубы, раздачу на массовых мероприятиях. Я думаю, что определенное количество людей работают и по ящикам их разносят. Так самое главное, чтобы АПМ попал к своему избирателю. Есть современные технологии — микротаргетинг, то есть работа с целевой аудиторией, отобранной путем обработки больших данных. Эта система достаточно понятная, но она применяется, как правило, теми, кто всерьез играет. До сих пор непонятно, всерьез ли играют оппоненты действующего президента. Большинство действуют по принципу: «вышел размяться».

Беседовала Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".