Статья
2013 19 февраля 2013 10:26

Армения выбрала Саргсяна

По предварительным данным ЦИК победу на состоявшихся в понедельник выборах в Армении  одержал действующий президент Серж Саргсян с 58,64% голосов, сообщает «Интерфакс».

На втором месте с 14,12% голосов первый глава МИД Армении Раффи Ованнисян. Остальные пять кандидатов набирают менее 5% каждый.

Это второй президентский срок Сержа Саргсяна. в первый раз он был избран главой государства в феврале 2008 года.

Как сообщали «Актуальные комментарии»,  за кресло президента боролись семь кандидатов: действующий глава государства — лидер правящей в стране Республиканской партии Армении Серж Саргсян, экс-глава МИД — лидер партии «Наследие» Раффи Ованисян, председатель партии «Свобода» -  премьер-министр страны в 1990-е годы Грант Багратян, переживший покушение лидер «Национального самоопределения» Паруйр Айрикян, председатель Совета «Радио Ай» политолог Андреас Гукасян, бывший глава МИД Нагорно-Карабахской Республики Арман Меликян и безработный, представляющийся эпосологом Вардан Седракян.

Как отмечает РИА-Новости,  большинство граждан страны и экспертное сообщество изначально считали, что на высшем государственном посту останется действующий президент Серж Саргсян.

Однако президентская гонка была на редкость сложной и непредсказуемой.  На одного из кандидатов – Паруйра Айрикяна – было совершено покушение. Его ранили в самом центре Еревана. Сейчас здоровью Айрикяня ничего не угрожает. Он принимает участие в выборах.  А по подозрению в покушении задержаны два человека.

Другой претендент на президентское кресло – политолог и директор «Радио Ай» Андреас Гукасян – борьбу за пост начал с голодовки. Он требовал, чтобы свою кандидатуру снял Серж Саргсян. Сам Гукасян не собирается прерывать голодовку даже для того, чтобы дойти до избирательного участка. Наконец, еще одного кандидата – Раффи Ованесяна – обвиняли в том, что он возглавляет масонский заговор, передает ИТАР-ТАСС. Он, впрочем, всё отрицает, а в ответ пообещал провести серию митингов после того, как закончится голосование.

Президент Армении избирается сроком на пять лет с правом переизбрания на второй срок. Первые предварительные результаты выборов станут известны 19 февраля не позднее 20:00, а окончательные результаты ЦИК Армении объявит через неделю.
Правом голоса в Армении обладает чуть более 2,5 миллиона человек. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должно принять участие более половины избирателей. Для победы в первом туре одному из кандидатов необходимо набрать 50% + один голос от числа проголосовавших. Если этого не произойдет, через две недели пройдет второй тур выборов.

Избирательный кодекс Армении предусматривает, что голосовать на выборах президента могут лишь те граждане страны, которые находятся на ее территории, поэтому зарубежных избирательных участков просто не существует.

Как отмечают РИА-Новости, за  выборами  следили 6251 представитель 26 местных общественных организаций и 632 наблюдателя двенадцати международных организаций, в числе которых  - БДИПЧ ОБСЕ, миссия СНГ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы, Межпарламентская ассамблея СНГ, Международный экспертный центр избирательных систем (ICES) и Международный фонд избирательных систем (IFES). Кроме того, участвовать в наблюдении за выборами будут представители аккредитованных в Армении дипломатических представительств.

По данным МИД Армении, освещать выборы приехало более 150 журналистов из России, Германии, США, Франции, Италии, Грузии, Украины, Молдавии и ряда других стран.

Армения  считается главным  и стабильным партнером России на Кавказе. О внешнеполитическом курсе Армении, ее взаимоотношениях  с Россией и Западом. приоритетах и  болевых точках «Актуальным комментариям»  рассказали эксперты и политологи, анализирующие ситуацию на постсоветском пространстве. 

Комментарии экспертов

Особенность выборов в Армении в том, что в них не принимают участие такие яркие политические деятели как бывшие президенты - Левон Тер-Петросян и Левон Кочорян. Ранее они не исключали своего участия в выборах. На их фоне остальные кандидаты (кроме ныне действующего президента  Сержа Саргсяна) выглядят весьма скромно.  

Сама кампания была вялотекущей и ярких моментов, которые бы позитивно влияли на имидж какого-нибудь кандидата, не было. И негативные события – ранение одного кандидата, голодовка другого – не  особо повысили интерес к кампании.

Кроме того, кандидаты не заручились поддержкой крупного бизнеса. Случай с Грузией показал, что этот фактор немаловажный. 

Так что у действующего президента очень высокие шансы на победу.  При победе Сержа Саргсяна изменения внешнеполитического курса не произойдет. Отношения с Россией для Еревана приоритетные. Но и как любая другая республика на постсоветском пространстве Армения пытается  реализовывать многовекторность. Ставка делается на Францию и США. 

После выборов особых изменений во внешнеполитическом курсе и  отношениях с Россией не произойдет. 

Результат президентских выборов в Армении во многом предсказуем. Нынешний президент победит  с большим отрывом. Его конкуренты не способны ни оспорить выборы, ни набрать серьезного количества очков для того, чтобы был второй  тур. Причем во  многом это – результат внутриэлитной договоренности. 

Что касается голодовки и таинственной стрельбы, это немного взбудоражило спокойную, немного пресную избирательную кампанию.  Я был в Ереване  и наблюдал за ситуацией: сидит один человек, к нему подходят журналисты что-то спрашивают, никаких сторонников, ажиотажа, напряжения. 

Что касается таинственной стрельбы: если бы хотел убить, то, наверное, убили бы – стрелял практически в упор.  Что там произошло, не самострел ли это  - большой вопрос. Цель – перенести дату выборов и  раскрутить интригу.  Но этого не получилось, ситуация стала достаточно предсказуемой. 

Если говорить о внешней политике, существующий вектор не изменится. Армения продолжает находиться в тяжелом геополитическом положении и ситуации транспортной блокады, перед постоянной военной угрозой. Эту ситуацию выборы изменить не в состоянии. Внешнеполитические ориентиры зависят от обстоятельств. Россия является гарантом безопасности Армении. Большинство армянских политиков это понимают и не стараются с этим бороться. К тому же Россия – важнейший торгово-экономический партнер Еревана.  Кроме того, в России находится крупная армянская диаспора.  

Да, наряду с этим ведется попытка интеграции с Европой. Но шансы на это у Армении очень малы. Да, Армения может участвовать в квази-интеграционных программах, принимать участие в конференциях и т.д. Да, европейцы и западники обрабатывать армянскую политическую элиту, будут работать с общественным мнением, что он и  делают. Постепенно меняются настроения, но в целом  геополитический статус-кво остается прежним. Ни Европа, ни Запад не могут решить проблемы, которые стоят перед Арменией. Он не могут стать гарантом безопасности   экономической стабильности Армении. Так что баланс между Россией и Европой сохранится. Причем есть понимание, что Россия – реальный гарант, а Европа – вектор, который надо все время декларировать, чтобы поддерживать отношения.   

Победитель стал очевиден после того, как два возможных претендента на президентское кресло (Гарик Цурукян и Левон Тер-Петросян) по разным причинам не стали участвовать в кампании-2013. Остальные претенденты потенциально не могли набрать количество голосов, достаточных хотя бы для второго тура президентских выборов. Поэтому кампания протекала достаточно вяло.

Я был в Армении три недели назад и могу сказать, что даже в самом Ереване особо не ощущалось, что страна стоит перед каким-то важным событием. Были развешаны агитационные плакаты и в самом городе, и по трассам, но их было непривычно мало. Видимо, это потому, что, что бы ни заявляли остальные кандидаты, скорее всего, они понимали, что в данном предвыборном раскладе они выступают не более чем статисты. Подчеркну: конечно, Гарик Цурукян, лидер «Процветающей Армении», едва ли одержал бы победу, но, скорее всего, его поддержали бы АНК и «Дашнакцутюн», и это могло бы обеспечить второй тур. А в дальнейшем, уже после выборов, возможно формирование полноценной двухпартийной системы, где республиканцам противостоял бы некий конгломерат политических партий и движений, стержнем которого являлась бы «Процветающая Армения». Но – что вышло, то вышло.

Что касается громкости и скандальности избирательной кампании – мне кажется, она во многом создавалась искусственно – и голодовки, и заявления Арама Арутюняна о снятии своей кандидатуры по причинам нежелания участвовать в дальнейшей избирательной кампании, и громкое покушение на одного из кандидатов, который потом чуть ли не четырежды менял свое мнение в отношении того, воспользоваться ли правом переноса выборов на две недели, или проводить их в положенный срок - все это не тянет на полноценную интригу. Для СМИ все это было интересно, но с точки зрения внутреннего напряжения и динамики эти выборы были более пресными, менее напряженными и менее интересными в сравнении с предыдущей президентской кампанией.

Что касается политического курса, то согласен с экспертами, что  для поствыборной ситуации в Армении важно не то, каким будет состав правительства, а важно то, как будет реализовывать новый-старый президент страны внешнеполитические тренды, которые наметились в последние год-полтора (имеется в виду дрейф Армении в сторону более выраженной многовекторной политики) .

Нельзя сказать, что армянский политический класс, армянская политическая элита однозначно меняют свои приоритеты в сторону Запада – это не так. Но то, что многовекторность после выборов станет более очевидной, при том, что, безусловно, связи с Москвой, прежде всего в военно-политической сфере, будут сохраняться и Ереван будет рассматривать Москву как одного из гарантов безопасности – это все будет. Но, если брать более долгосрочные тренды, то нельзя исключать возможность того, что следующее поколение армянских политиков будет более западноориентированное, нежели те, кто сейчас стоят у власти. Такой вариант исключать нельзя. 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".