АТЭС -2011: курс на интеграцию
Заключительный день саммита АТЭС, в котором принимает участие президент РФ Дмитрий Медведев, стартовал на Гавайях.
Сегодня лидеры 21 страны, входящей в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, приняли совместную декларацию, в которой заявили о готовности снижать барьеры во внешней торговле и намерении поддерживать устойчивый и сильный рост своих экономик.
«Мы подтверждаем наше обязательство противостоять протекционизму путем воздержания от введения дополнительных барьеров в торгово-инвестиционной деятельности и продлеваем срок действия этого обязательства до 2015 года», - говорится в декларации.
«Мы призываем членов Всемирной торговой организации (ВТО) на основе указанного обязательства в рамках АТЭС достичь соглашения о противодействии протекционизму в ходе Восьмой Министерской конференции Организации в декабре 2011 года. Мы поручаем министрам торговли экономик-участниц АТЭС на своем совещании в Казани в 2012 году проанализировать способы достижения прогресса по Дохийской повестке дня развития в рамках ВТО. Мы рассчитываем на завершение переговоров о присоединении России к ВТО на предстоящей Министерской конференции этой Организации», - отмечается в документе.
Лидеры стран АТЭС отметили, что «основной задачей сообщества продолжает оставаться дальнейшая интеграция наших экономик и расширение торговли между ними».
Лидеры стран констатировали, что мировая экономика переживает период неопределенности, рост экономик ряда стран замедлился, сохраняются риски дальнейшего замедления, в том числе в результате финансовых проблем в Европе.
«Мы будем продвигать набор стратегических мер по поддержке эффективной, недискриминационной и рыночно-ориентированной инновационной политики с прицелом на выработку модели для инновационной деятельности в регионе как наилучшего способа содействия инновациям, которые повысят продуктивность и обеспечат экономический рост», - говорится в декларации.
«Мы достигли внушительного прогресса. Однако наше движение к действительно целостной региональной экономике лишь только начинается. Мы поручаем нашим министрам и должностным лицам продолжать работу в этом направлении и укреплять экономические основы нашего совместного Азиатско-тихоокеанского сообщества», - пишут авторы документа.
Кроме того, в декларации говорится о борьбе с протекционизмом и о содействии развития «зеленой экономики».
«Учитывая, что наши экономики и другие страны продолжают бороться с новыми вызовами, будет важно, чтобы ВТО способствовала решению этих проблем, приоритетное внимание неизменно уделяя вопросам развития. Мы подтверждаем наше обязательство противостоять протекционизму путем воздержания от введения дополнительных барьеров в торгово-инвестиционной деятельности и продлеваем срок действия этого обязательства до 2015 года», - говорится в декларации.
«Мы придерживаемся обязательства продвигать наши общие цели в отношении "зеленого" роста. Мы можем и должны преодолеть стоящие перед нашим регионом вызовы как экономического, так и экологического характера путем ускорения перехода к глобальной низкоуглеродной экономике таким образом, который обеспечивает укрепление энергетической безопасности и создание новых источников для экономического развития и увеличения занятости», - подчеркивают участники саммита.
Ожидается, что президент России сегодня примет эстафету председательства в АТЭС от США, чтобы провести очередной саммит на острове Русский (Дальний Восток) 8-9 сентября 2012 года.
Накануне Дмитрий Медведев принял участие в работе Делового саммита АТЭС и пригласил всех его участников в следующем году во Владивосток.
Глава российского государства подчеркнул, что основными приоритетами России в ходе ее председательства в АТЭС будут энергетика, продовольственная безопасность, инфраструктурные проекты.
«Наши приоритеты достаточно понятны. Мы будем заниматься инфраструктурными проектами, энергетической безопасностью, продовольственной безопасностью, будем заниматься интеллектуальной собственностью», - сказал Медведев на пресс-конференции.
«Все эти приоритеты укладываются в интересы геополитического развития России», - отметил российский президент.
Отвечая на вопрос об инвестициях, которые Россия будет вкладывать в проведение саммита АТЭС, Медведев сказал, что они подразделяются на две составляющие, первая - это непосредственно на проведение форума, и второе - на развитие Владивостока. «Затраты на Владивосток существенно больше тех, которые выделяются на форум», - подчеркнул президент РФ.
Он пояснил, что на проведение форума выделяется около пяти миллиардов рублей, «что же касается реконструкции Владивостока - это существенно большие деньги». «По окончании форума Владивосток получит университет, новые дороги, коммуникации и новые объекты», - пообещал Медведев.
Президент заметил, что доволен своим диалогом с президентом США Бараком Обамой.
«Я доволен переговорами с Бараком Обамой и в этом году, и в прошлом году, и вообще за трехлетнюю историю наших отношений», - сказал Медведев.
Он, в частности, выделил в качестве крупных договоренностей между Россией с США заключение нового договора по стратегическим наступательным вооружениям, а также договоренности по ВТО.
Медведев также заявил, что ситуация по ЕвроПРО достаточно сложная, и в ближайшее время он сообщит о развернутой позиции России по данному вопросу.
Он пояснил, что «сейчас соглашений никаких нет, и нам не очень понятно, что предлагают наши партнеры».
«Я думаю, в ближайшее время мы определимся, каким образом Россия должна реагировать на проблемы, связанные с европейской ПРО», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
«Я думаю, что в ближайшее время следует дать развернутую оценку, как Россия будет реагировать на ситуацию, связанную с развитием европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года», - сказал президент РФ.
Напомним, в воскресенье в Гонолулу на полях саммита АТЭС прошла встреча президентов России Дмитрия Медведева и США Барака Обамы.
Российский президент в ходе встречи выразил надежду, что ситуация в еврозоне будет успешно разрешена, заявил, что необходимо бороться с протекционизмом в мировой торговле, а также сокращать влияние государства на экономику. Кроме того, Медведев поблагодарил Барака Обаму за содействие в решении о принятии России в ВТО. Кроме того, лидеры РФ и США договорились подготовить общий ответ на позицию Ирана с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по развитию своей ядерной программы.
Заявленная повестка дня саммита АТЭС, в общем-то, не свидетельствует о возможности принятия каких-то прорывных решений. Мне кажется, что резонансные решения вряд ли будут выработаны, особенно с учетом того, что даже Европа сейчас никак не может договориться по животрепещущим финансовым вопросам. Я думаю, что на саммите будут некие декларации о развитии партнерства, углублении сотрудничества, о неких послаблениях в таможенном и экономическом режиме. Но не более того. На мой взгляд, что какие-то прорывные решения вряд ли будут озвучены.
Мне кажется, самым интересным была встреча Обамы и Медведева на полях саммита. Хотя, в настоящий момент, конечно, после 24 сентября в глазах западной общественности Медведев, что называется, несколько потерял в весе в виду того, что переходит на пост премьера. Но, тем не менее, я думаю, что ввиду сохранения тандема Медведев действовал от лица тандема.
Более того, как мне кажется, в этой ситуации встреча Обамы и Медведева, может быть, чисто по личным причинам, представляется более компромиссной и менее жесткой. Другое дело, что если бы на месте Медведева был Владимир Путин, там, возможно, был бы обмен такими жесткими репликами. Здесь был достаточно конструктивный разговор, особенно с учетом того, что в отношении России сняли все препоны по вступлению в ВТО. Единственное, конечно, Москву беспокоят уже другие три буквы, а именно ПРО. Здесь как раз Медведев попытался внести ясность, правда, в мягкой форме, что Россия обеспокоена данным развертыванием противоракетной обороны. Я не исключаю, что он может быть даже довести до Обамы возможные контругрозы. По крайней мере, обозначить это, в достаточно мягкой и деликатной форме. Потому что Россия само собой не может не отреагировать на ПРО и не хотела бы конфронтации с Вашингтоном.
Что касается АТЭС, мне кажется, у Москвы сейчас явно прослеживается тренд развития отношений с Востоком в противовес несколько буксирующим отношением с Западом. В этом плане диверсификация внешней политики, внешнеэкономической деятельности России вполне логична и позволяет ей играть, что называется, по двум направлениям, и добиваться результатов и там, и там.
Россия и США и не могли договориться по ПРО. США продолжают стратегию окружения России своими военными базами и своими системами противоракетной обороны, надеясь ослабить российский ядерный потенциал, который, в общем-то, является единственной в данный момент гарантией России от нападения извне. Россия на подобную систему никогда не согласится. Сама перезагрузка, в общем-то, была попыткой США с помощью ласковой риторики заставить Россию принять эту крайне неприятную для нашей страны стратегию США - стратегию окружения России. И, соответственно, со стороны России это была попытка с помощью опять-таки риторики заставить американцев отказаться от подобных планов. Но риторические ходы очень слабо действуют. Плюс политический процесс в Америке не стоит на месте. Сейчас совершенно явный крен идет в сторону республиканцев.
В конгрессе, в палате представителей, республиканцев твердое большинство. И скорее всего, даже если президент Обама добьется переизбрания на новый срок, республиканцы получат контроль над второй палатой конгресса, над сенатом, на предстоящих выборах. Поэтому естественно, скорее всего, отношения двух стран будут обостряться, даже если кресло в белом доме сохранит Барак Обама.
Что касается АТЭС, подобные декларации об открытой экономике и борьбе с протекционизмом, конечно, будут воплощаться в реальную жизнь. Просто по той простой причине, что для США крайне важен Тихоокеанский регион. Центр экономической активности мира практически перемещается, если уже не переместился, в Азию. И для США как для тихоокеанской державы очень важно это направление. И еще более важно сохранение доминирования на тихоокеанском пространстве, поскольку здесь есть крупный, экономически мощный противник - Китай. И соответственно те меры, которые предпринимают США сейчас в этом регионе, направлены против Китая.
Думаю, что США, конечно, будут и дальше пытаться ограничить китайское влияние, связывая союзами и свободными экономическими зонами близлежащие к нему государства.
Роль России в АТЭС не очень велика. Предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке, скорее всего, может быть всего лишь неким символом престижа и обозначения присутствия России в данном регионе. Россия совершенно явно утрачивает позиции в этом регионе. И саммит во Владивостоке просто может продемонстрировать, что Россия хоть что-то значит в делах Юго-восточной Азии и Тихоокеанского региона.
Перспектив договориться по ПРО на саммите АТЭС практически не было. И до выборов вряд ли какие-то подвижки в этом направлении появятся. Сейчас по этой теме какие-то ритуальные обмены колкостями. Политэлита в ожидании смены администрации в России, и выборов в США. Поэтому, я думаю, что в ближайший год ничего нового между странами происходить не будет.
Но это вовсе не означает, что «перезагрузка» закончилась. Интерес к процессу и у России, и США есть. Только надо менять саму психологию, господствующую в отношениях, когда обе стороны относятся друг к другу с изрядным недоверием. Это происходит со времен Советского Союза, и выстроить доверительные отношения быстро не получается. И, естественно, результаты такие, какие мы их видим.
Сейчас трудно сказать – закончилась «перезагрузка» или нет. Это будет зависеть от того, как себя поведет следующая администрация США.
Тем не менее, в интересы обеих стран входит недопущение распространения ядерного оружия, борьба с терроризмом, наркотрафиком, пиратством. Это все темы, по которым возможно реальное сотрудничество России и США. Я думаю, что оно будет в таком виде продолжаться и дальше.
АТЭС – это форум, инвестиционная площадка, которая очень мало к чему обязывает ее участников. Тем не менее, в этом форуме есть своя концепция. Она похожа на идеологию большей части других экономических организаций региональных и глобальных. Это идеология зоны свободной торговли. Поэтому и на нынешнем саммите АТЭС одна из основных тем - либерализация торговых и инвестиционных режимов.
В качестве традиционных лоббистов идеологии свободной торговли опять выступают, прежде всего, Китай и Соединенные Штаты. Хотя они делают разные акценты в своих требованиях, но эта идеология объективно соответствует их интересам. Сегодня даже в большей степени интересам Китая, как, прежде всего, одного из основных экспортеров промышленной продукции.
И сегодня именно Китай добивается всяческой либерализации внешней торговли. Соединенные Штаты зачастую выступают объектом его критики по этому поводу. В частности, недавно было решено ввести какие-то дискриминационные меры против китайских товаров из-за ослабленного курса юаня, потому что Китай не идет навстречу.
Но есть одна проблема. Она связана с тем, что в ситуации кризиса, торговый протекционизм, который проклинается всегда на таких саммитах и оказывается главным жупелом, является абсолютной неизбежностью. И нарастание протекционистских мер крайне вредно. И отсюда, мне кажется, и такая настойчивость Китая в продавливании повестки либерализации торговых режимов.
Разумеется, это будет протекционизм не в масштабе отдельных государств, а достаточно крупных союзов, либо достаточно крупных государств. Я думаю, что первым кандидатом на усиление протекционистских режимов является Европа. Это могло быть одним из стимулов для поиска новой модели роста, вывода экономики из кризиса, возможность немножко оградиться от товаров, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Об этом говорят последнее время европейские экономисты и политики – реиндустриализация тех секторов, которые в свое время были отданы на аутсорсинг в Восточную Азию.
Предлагается реинудстриализация, конечно же, на основе достаточно высоких технологий, а не просто простого ручного труда. Но, тем не менее, речь идет именно об отвоевании европейцами своего собственного рынка. Аналогичная повестка дня, актуальная для США. Об этом очень много говорил Обама, но он мало сделал в этом направлении.
Поэтому есть и главное противоречие во всех подобных саммитах до текущего момента – это противоречие между декларативной идеологией свободной торговли, лоббистами которой выступают некоторые страны-лидеры, и проклятие протекционизма, и, с другой стороны, всеобщая увлеченность протекционизмом и его неизбежность. Мне это представляется главной интригой саммита.
С точки зрения России важным пунктом повестки саммита является выработка повестки на следующий год, когда Россия будет председательствовать, и когда саммит будет проходить во Владивостоке. То есть, обсуждение того, чему будет посвящен следующий год, может для России внести какие-то темы, в которых она не будет на обочине. Сейчас во всех этих дискуссиях о глобальных торговых режимах, во всех этих косвенных торговых войнах глобальных Россия стоит на обочине. Она является в этом отношении маргинальной экономической силой. Когда отношения выясняют между собой США и Китай, она может стоять в сторонке, чему есть и свои плюсы. Но в данном случае такие плюсы вынужденные, потому что они связаны со слабостью экономики. Поэтому Россия постарается найти какие-то пункты повестки дня, в которых она может быть полноценным, интересным партнером по переговорам. Наверное, одним из таких пунктов повестки дня могло быть развитие новых транспортных коридоров между Восточной Азией и Европой. Здесь Россия имеет естественные конкурентные преимущества, которые давно пора переводить в масштабные инвестиционные проекты.