Статья
1619 17 августа 2011 16:18

Авиапром расправляет крылья

Авиасалон МАКС – 2001, который традиционно проходит в подмосковном Жуковском, не обошелся без приятных сюрпризов. 

Прототип самолета пятого поколения впервые продемонстрировал свои возможности в небе Жуковского. 

Как сообщает «Интерфакс», самолет совершил пятиминутный демонстрационный полет, во время которого несколько раз обогнул летную зону авиасалона. 

До сегодняшнего дня ни в воздухе, ни на земле этот самолет не демонстрировался. 

В летной программе также приняли участие группировки вертолетов семейства Ми, Ка, истребители Су-35, Су-32, МиГ различных модификаций. Образцовые полеты продемонстрировали экипажи самолетов RRG-100 и Ту-204СМ и Бе-200ЧС. 

Завершило летную программу выступление прославленные пилотажных группировок «Русские Витязи» и «Стрижи». 

За летной программой с трибун наблюдали премьер-министр Владимир Путин, а также вице-премьер Сергей Иванов, главком ВВС Александр Зелин, глава МЧС России Сергей Шойгу, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и другие. 

На авиасалоне МАКС-2011 выступил премьер России Владимир Путин, речь которого можно назвать программной для отечественного авиапрома. 

«Конечно, нам  нужен мощный интеллектуальный  технологический центр. Вы знаете, мы приняли решение здесь, в Жуковском, создать национальный центр авиастроения, в который  войдут ведущие научные центры, КБ, институты и опытные заводы», - цитируют СМИ премьер-министра. 

По его словам, «на базе центра по сути будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома». 

«Как мы рассчитываем, исследовательский, производственный кластер мирового уровня должен здесь  возникнуть с необходимой социальной, транспортной инфраструктурой», - добавил  Путин. 

Скромные шаги в этом направлении уже сделаны: дорога построена, два моста - это  начало», - подчеркнул он. 

В заключение он выразил надежду, что «к следующему авиасалону МАКС-2013 здесь появится здание новой штаб-квартиры российской объединенной авиастроительной корпорации, а также другие объекты национального центра авиастроения». 

По мнению эксперта, реализовать поставленные задачи отечественному авиапрому, несмотря на существующие проблемы, вполне по силам. 

Так, военный обозреватель Илья Крамник в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что  российская авиация сейчас в том состоянии, когда других планов, кроме амбициозных, быть не может, потому что только они могут помочь возрождению промышленности в относительно короткий срок. «Эти планы, о которых сегодня шла речь, - реальны при наличии политической воли и денег», - считает эксперт, отметив, что уже есть и политическая воля и у кампаний, в принципе, есть необходимые средства. 

Крамник не идеализирует ситуацию. Он подчеркнул, что сейчас отечественный авиапром в кризисе. Однако по его словам, есть проекты, которые реализуются: эксплуатируется Ан-148, и «Сухой Суперджет 100», разрабатывается иркутский   МС-21. «Надо полагать, что в гражданской авиации в будущем какой-нибудь из проектов все-таки, как говорится,  выстрелит», - отметил Крамник. 

Военный эксперт Владислав Шурыгин считает, что, учитывая состояние сегодняшней российской авиации и состояние мировой авиации, будет очень сложно создать кластер мирового уровня. 

 При этом он в беседе с «АК» подчеркнул, что заявление премьера  не может не радовать. 

«Конечно, это вдохновляет, и мы будем пытаться вернуть себе прежние позиции, но нужно понимать, что в этом случае манна с небес сыпаться не будет, - сказал он, подчеркнув, что нужно  выработать стратегию по восстановлению позиций российкого авиапрома. 

Стоит отметить, что Путин также счел целесообразным создать в Жуковском и музей «Истории авиации». 

Кроме того, Путин  заявил, что Россия вышла на четвертое  место по уровню ежегодных расходов на освоение космоса. 

«За 2009-2011 годы только в рамках развития авиапрома государство  выделило на эти программы более 270 миллиардов рублей. А по уровню ежегодных  расходов на освоение космоса Россия вышла на четвертое место в мире по абсолютным объемам вложения средств», - сказал Путин. 

Он заявил, что «государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому авиакосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет». 

«Несмотря на известные трудности и в мировой, и в нашей экономике в период ее спада, в период кризиса мы не сократили ни одной авиакосмической программы. Все финансировались ритмично и в полном объеме», - отметил Путин. 

Он подчеркнул, что «Россия вновь возвращается и к программам исследования планет солнечной системы». 

Экспертное сообщество выражает уверенность, у космической отрасли России есть достаточно неплохие перспективы,  если будет нормальное финансирование. 

«Традиционно космическая техника является и надеждой и передовой нашей авиакосмической отрасли. У нас есть много наработок и при желании мы можем очень серьезно продвинуться в области космических исследований. Здесь можно вспомнить запущенный недавно новейший  телескоп, который по своим возможностям уже давно превзошел находящийся на орбите Хаббл», - сказал Шурыгин «Актуальным комментариям». 

Стоит отметить, что в рамках авиасалона МАКС-2011 было подписано ряд контрактов. 

Так, «Вертолеты России» и «Газпромавиа» подписали на МАКС-2011 соглашение о поставке вертолетов. 

«Поставки будут осуществлены в течение четырех лет, начиная с 2012 года», - сказал представитель холдинга «Вертолеты России». 

Также компания «Гражданские самолеты Сухого» и «Газпромкомплектация» заключили  договор на поставку 10 самолетов «Сухой Суперджет 100/95LR» для авиапредприятия «Газпромавиа», сообщает корреспондент "Интерфакса-АВН" из Жуковского. 

«Сделка оценивается в 323 млн долларов в текущих каталожных цена», - сообщил «Интерфаксу» представитель ГСС. 

Поставка лайнеров запланирована на период с 2013 по 2015 год. 

По информации компании, подписи под документом поставили президент ГСС Владимир Присяжнюк и первый заместитель гендиректора компании «Газпром Комплектация» Валерий Канюка. 

Как писали «Актуальные комментарии», накануне председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что российский авиапром получит средства, которые помогут этой отрасли стать лидером инновационного роста. 

Отечественным авиационным предприятиям для этого  необходима государственная поддержка, отметил спикер. «Уверяю: она будет  обеспечена. Только за три года, начиная  с 2009-го, в отрасль вкладывается около 270 миллиардов рублей», - сказал Грызлов. 

Напомним, президент России Дмитрий Медведев направил приветствие  участникам и гостям 10-го международного авиационно-космического салона МАКС-2011. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. 

«В этом году МАКС вновь познакомит представителей профессионального сообщества и  многочисленных посетителей с лучшими достижениями отечественных и зарубежных конструкторских бюро», - говорится, в частности, в приветствии главы  государства. 

Медведев также выразил надежду, что «насыщенная деловая программа выставки будет  способствовать обмену передовым опытом, расширению международного сотрудничества и продвижению отечественной высокотехнологичной продукции на внешних рынках». 

В работе авиасалона, который открылся 16 августа,  принимают  участие 842 компании из 40 стран, что  на 14% больше, чем в авиасалоне 2009 года (в авиасалоне МАКС-2009 участвовало 735 компаний из 34 стран). Российскими  и зарубежными компаниями будет  представлен 241 летательный аппарат, из которых 91 поднимется в небо. 

Посетители открывшегося авиасалона смогут, в частности, увидеть российские истребители Су-35, МиГ-35, Су-30МК2, учебно-боевой самолет Як-130, фронтовые истребители МиГ-29СМТ, МиГ-35Д, бомбардировщик Су-32. Средства ПВО будут представлены: ЗРК «Бук-М2Э», «Печора-2М», ЗРС «Антей-2500», С-400 и  «Тор-М2Э», ЗСУ-23-4М4 «Шилка», ПЗРК «Игла-С» и комплект аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» для ПЗРК типа «Игла». Вертолетная тематика будет  представлена вертолетами Ка-52А  и Ми-28НЭ, военно-транспортным Ми-171Ш, транспортным Ми-26Т и другими. 

Также посетители салона смогут увидеть в небе Жуковского и на статической стоянке пассажирские самолеты «Сухой Суперджет 100». 

В летной программе  впервые публике будет представлен  российский истребитель пятого поколения - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Возможно, в авиасалоне примет участие и второй опытный истребитель пятого поколения, но он будет представлен  уже на закрытой статической экспозиции и посетители не смогут посмотреть на него вблизи. 

В то же время как в небе, так и на статической стоянке авиасалона, можно будет увидеть самые большие пассажирские авиалайнеры в мире Airbus А-380 и Boeing 787 Dreamliner. 

После четырехлетнего перерыва в авиасалоне примут участие самолеты ВВС США: военно-транспортный С-5А, штурмовики А-10, самолет радиолокационного  обнаружения Р-3, бомбардировщик В-52, истребители F-16 и F-15. 

Ракетно-космическая тематика будет представлена моделями и макетами десяти ракетных двигателей. Кроме того, будет представлено свыше полутора десятков космических аппаратов, практически все ракеты-носители, в том числе и перспективные: «Ангара-1.2», «Ангара-3», «Ангара-5», «Ангара-5П». 

Кроме того, в павильоне Роскосмоса будут выставлены макеты многоразовых ракет космического назначения МРКН-1, -2, -3, -4 и -5, ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для космодрома Восточный, пилотируемого транспортного космического корабля нового поколения, стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре и макет космического аппарата «Фобос-Грунт». 

В рамках летной программы авиасалона в небо Жуковского свое мастерство продемонстрируют пять отечественных пилотажных групп: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Русь», «Первый полет»; а также  пилотажная группа из Латвии, самолеты США и Франции. 

«В день открытия салона "Русские витязи" и "Стрижи" во время полета группой состоящей  из пяти самолетов Су-27 и четырех  МиГ-29, ее называют, "Кубинский бриллиант", впервые продемонстрируют "бочку" одновременно составом всей группы», - сообщил официальный представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик. 

По его словам, «Русские витязи» представят на авиасалоне свои фирменные фигуры высшего пилотажа: встречная и синхронная «бочки», проход на малой высоте, петля с  переворотом. В программу пилотажной группы впервые включен роспуск  «Тюльпан», который будет эффектно завершаться фигурой «Колокол». 

Новинкой в  групповых полетах «Стрижей»  станет разнообразие пилотажных порядков: «Ромб», «Колонна», «Плотный ромб», «Крест», «Пирамида». После долгого перерыва «Стрижи» выполнят групповой высший пилотаж не только четырьмя, но и  шестью самолетами, рассказал Дрик. 

Организаторы авиасалона ожидают массового наплыва  посетителей - более 600 тысяч человек. При этом в дни публичного посещения - субботу и воскресенье - ожидается  до 180 тысяч гостей.

 

Комментарии экспертов

Проводить авиасалоны, подобные МАКС, конечно, надо. Это важно хотя бы для того, чтобы наш авиапромышленный комплекс держался в тонусе, чтобы наши специалисты могли общаться с зарубежными коллегами и таким образом поддерживать свой профессиональный уровень.

Да, кризис в нашей авиационной промышленности продолжается, его никто не отменял. Гражданское авиастроение практически вымерло. Военное - еще держится, но понятно, что если не будет никаких изменений, то Россия утратит позиции и на этом рынке.

Поэтому, конечно надо принимать усилия по восстановлению не только военного, но и гражданского авиастроения, иначе мы профукаем и то, что есть. По этому, на мой взгляд, сейчас нужно не возлагать особые надежды на будущее, а хотя бы удержать те позиции, которые есть.

На протяжении последних 20 лет никаких серьезных реформ в авиастроении не проводились. В это же время и государство не выделяло особых денег на развитие этой отрасли промышленности. Поэтому, конечно, она зачахла, утратила свои технологии, кадры и сильно ослабила свои позиции как на мировом, так и на отечественном рынке.

Думаю, что этой отрасли больше чем другим нужна поддержка государства. Но эта помощь должна выражаться не просто в тупом выделении финансов ( деньги, как показывает практика, просто будут проедены или разворованы), а в создании условий для авиапромышленного комплекса. Практически во всем мире, по крайней мере, в Европе и США, авиапромышленный комплекс тесно связан с государством, которое старается его поддерживать и развивать, но не прямыми субсидиями, а налаживанием правильной работы бизнеса. Нам также следует выработать тонкую и сложную модель взаимодействия государства и бизнеса, которая позволит не загубить окончательно наше авиастроение.

Учитывая состояние сегодняшней российской авиации и состояние мировой авиации будет очень сложно создать кластер мирового уровня.  На самом деле вложить деньги и создать саму инфраструктуру не очень сложно, но сделать ее работающей и приносящей прибыль - крайне сложно. Дело в том, что сегодняшний авиапром характеризует некий переходный период.  То есть, прошло техническое перевооружение, в масштабах всего мира перешли на новый формат самолетов как пассажирских,  транспортных и гражданских. 

И это поколение самолетов, которое сейчас производится, во многом поделено между основными производителями, такими как Boeing и Airbus. И такая тенденция будет продолжаться как минимум 10-15 лет, прежде чем возникнет что-то следующее. И эти 10-15 лет внедриться на рынок с чем-то концептуально новым в том классе, который уже сейчас функционирует, практически невозможно, потому что рынок очень четко поделен и очень четко структурирован. Контракты заключены во многих случаях на 5-6 лет вперед, а в некоторых и на десятилетия. Так что очень сложно будет возвращать утраченные позиции. Здесь нужно очень четко рассчитывать точки приложения, то есть во что мы хотим войти, с чем, то есть следует выработать  стратегию. 

Так что заявление премьера, конечно, не может не радовать. Конечно, это вдохновляет, и мы будем пытаться вернуть себе прежние позиции, но нужно понимать, что в этом случае манна с небес сыпаться не будет. Но на самом деле это - очень кропотливый процесс. Повторюсь, мы должны решить несколько концептуальных проблем, которые другие страны уже решили. Мы должны, во-первых, выпускать новые двигатели, которые мы можем вывести на рынок и на которых действительно можно создавать самолеты, высокотехнологичные, высокоэкономичные. Во-вторых, необходимы новые концепции, которые действительно заинтересуют людей.  В третьих, мы должны создавать новые материалы. Современные самолеты - это прежде всего новые материалы: сверхлегкие и сверхмощные сплавы.  

Надо понимать, что современная авиация - это пучок технологий и освоение их позволит действительно наполнить такой кластер чем-то реальным. Если мы в этих технологиях не сможем добиться прогресса, то можем оказаться в ситуации людей, которые построили в пустыне дворец, но в него почему-то никто не едет. 

Безусловно, озвученные премьером планы по созданию кластера мирового уровня в Жуковском можно  назвать амбициозными. Однако российская авиация сейчас в том состоянии, когда других планов, кроме амбициозных, быть не может, потому что только они могут помочь возрождению промышленности в относительно короткий срок. И эти планы, о которых сегодня шла речь, - реальны при наличии политической воли и денег. 

Политическая  воля, как я понимаю, есть. Финансы  у авиакомпаний и военных тоже, в общем-то, есть. Поэтому надеемся на то, что эти планы будут реализованы. 

Безусловно, сейчас отечественный авиапром в кризисе, но у нас есть проекты, которые реализуются. Уже эксплуатируется Ан-148, и «Сухой Суперджет 100». 

Разрабатывается иркутский  МС-21. Надо полагать, что в гражданской авиации в будущем какой-нибудь из проектов все-таки, как говорится, выстрелит.  

У нас конкурентов  не так много, есть гиганты – Boeing и и Airbus, то есть США и единая Европа. До них нам, конечно, пока далеко, а соревноваться за долю рынка гражданских самолетов с Бразилией, например, мы пока можем. А потенциал у нас выше. И в перспективе, если реально нужно будет что-то доказать, то можем приблизиться по доле продаж к ведущим компаниям и встать в один порядок с Boeing и Airbus. Это возможно, но требует продолжительной работы. 

Чтобы ответить на вопрос, в каком состоянии находится наша авиационная гражданская промышленность, нужно смотреть сколько самолетов в год мы выпускаем, а их не более 10 единиц для внутреннего потребления. И у нас здесь очень тревожная складывается ситуация – мы видим почти еженедельно что-то где-то падает, совершает аварийные посадки, и так далее. И когда смотришь на самолеты - то их средний возраст - 50-40 лет, то есть это все что было сделано еще в советское время, и все что еще пока может подняться в воздух. Так что у нас есть огромный внутренний рынок для авиапрома. Но с другой стороны, разрушенная авиационная промышленность не позволяет этот рынок заполнить, и поэтому наши авиакомпании в основном добивают старые советские самолеты и закупают потрепанные зарубежные, ситуация катастрофическая.

Что же касается авиасалона МАКС, и новинок, которые на нем представлены, то, к примеру, «Superjet 100», собранный на 90% из западных агрегатов - это больше «Боинг», чем, действительно, российский самолет. Опять же, ТУ-204, ТУ-304 уже многократно показанные, но не пользующиеся спросом на внутреннем рынке, вот что мы покажем, новизны там не будет. Мы продемонстрируем, по сути дела, процесс уничтожения нашей авиастроительной гражданской промышленности. Несколько лучше ситуация обстоит в военной авиации, но и здесь тоже самое – без общего гражданского авиастроения, военная отрасль не может выглядеть мощно и сильно. Они взаимосвязаны, и поэтому мы в очередной раз будем демонстрировать истребитель пятого поколения. Но задать бы вопрос: а предыдущий МиГ-29СНТ, который на салонах и на МАКСе, в частности, демонстрируется, но в производство не идет, вот я опасаюсь, это же будет и с новым истребителем пятого поколения. На МАКСе происходит нечто, скорее, показное, чем реальная забота о развитии отечественной авистроительной отрасли.

Когда мы говорим о российской авиапромышленности, я предпочел бы делить ее на две составляющие, это военная составляющая – боевая авиация, военнотранспортная авиация и гражданская авиация. Можно сказать, что благодаря длинным зарубежным контрактам, с  Индией и другими странами у нас военная авиация находится в очень неплохом состоянии. Здесь можно говорить о компании «Сухой» и компании «МиГ», которая тоже находилась долгое время в кризисе, но сейчас вышла на приличные позиции благодаря индийским и не толькоиндийским контрактам.

Опять же боевые вертолеты – этот сегмент, здесь в принципе все в порядке, учитывая что внутренние заказы для наших вооруженных сил очень большие, порядка тысячи вертолетов до 2020-го года должны получить для перевооружения наши военные силы, поэтому вертолетная промышленность в военном плане загружена, да и в гражданском плане тоже. Вертолеты сейчас очень востребованы, российские вертолеты в частности, поэтому в вертолетном сегменте вопросов нет, в боевой авиации тоже.

В гражданской авиации - намного сложнее, мы утратили позиции, во многом, те, которые в советские времена занимали, но однако с выходом на рынок компании «Сухой» и ее самолета «Суперджет-100» ситуация начала несколько меняться. Не все, конечно, хорошо, но в целом самолет, про который говорили, что он не полетит и сертификацию не пройдет, он и полетел, и прошел сертификацию, и уже закуплены первые экземпляры, и он естественно будет представлен на рынке, на авиасалоне. Но в целом по гражданской авиации проблем очень много.

Что же касается сегодняшнего статуса авиасалона МАКС, то, во-первых, авиасалоны проводят не так много стран мира, это свидетельствует о том, что это очень престижно. Во-вторых, определенный импульс строительству они, без сомнения, дают, потому что те же промышленники, производители, разработчики должны представить что-то новое каждый раз, поэтому должны работать для того, чтобы хоть что-то выпустить особенное, не выходить каждый год со старыми изделиями, поэтому на МАКСе всегда много новинок.

Возьмем тот же истребитель пятого поколения, который впервые будет публике показан. По вертолетной тематике очень много новинок представляется, особенно по коммерческим вертолетам, а у нас эта тематика была долгое время заполнена исключительно машинами западного и американского производства. Сейчас сразу несколько машин выставляется на авиасалоне нашего производства, коммерческих вертолетов легких и достаточно приличного уровня. Поэтому если брать по сегментам, то боевая авиация и вертолеты - здесь у нас все очень неплохо, гражданская авиация - проблем очень много. Но ежегодный авиасалон показывает, что эти проблемы стараются решать, ищут подходы, люди работают, и это главное. Люди работают, развивают отрасль, несмотря на то, что она не в лучшем состоянии, но она окончательно не утрачена нами, я имею ввиду гражданское авиастроение.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".