Статья
3465 28 марта 2012 22:05

Банк развития БРИКС

В Нью-Дели проходит заключительная фаза саммита стран-участниц БРИКС. В фокусе внимания - мировая экономика и политика.

Так, в своем выступлении президент России Дмитрий Медведев отметил, что потенциал стран-участниц БРИКС должен быть более активно использован в процессе реформы мировой финансово-экономической системы.

По его словам, страны БРИКС недовольны тем, что реформирование финансово-экономической системы мира не учитывает их роль в глобальной экономике.

«Считаю, что залогом успеха проекта БРИКС может быть общность наших коренных интересов. Все мы заинтересованы в реформировании устаревшей финансово-экономической системы мира. Сейчас такое реформирование идет, но сегодня мы выразили недовольство тем, какими темпами это осуществляется, что отражено в проекте нашего заявления», - цитирует «Интерфакс» Медведева.

Российский президент выступил за скорейшее реформирование МВФ.

«Это реформирование нужно довести до конца и сделать это так, как мы договаривались в рамках "двадцатки" - не откладывая это на потом, потому что проблемы в международных финансах не закончились», -  сказал он. 

Медведев также выразил надежду, что  формат БРИКС превратится во влиятельную силу в международных делах. «БРИКС стал форматом, прочно установившимся на международной арене», - сказал российский президент, подчеркнув, что у БРИКС хороший потенциал и перспективы развития.

По словам главы российского государства, БРИКС в перспективе может стать одним из ключевых элементов системы глобального управления. 

«В перспективе наша организация может стать одним из ключевых элементов системы глобального управления. 

Россия считает, что БРИКС следует позиционировать как новую модель отношений, которая строится вне устоявшихся стереотипов и конструкций "моста" или "посредника"», - сказал Медведев.

На полях саммита страны БРИКС пришли к соглашению о создании общего банка развития. 

«Было принято решение о создании банка развития БРИКС. Мы указали министрам финансов на необходимость рассмотреть это предложение и предоставить доклад на следующем саммите», - заявил премьер-министр Индии Манмохана Сингх

Сегодня также было подписано соглашение об облегчении кредитования в национальных валютах. Церемония подписания состоялась по окончании саммита в присутствии лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

По словам Манмохана Сингха, это соглашение  будет стимулировать развитие сотрудничества между странами, предоставляя кредиты в национальных валютах. 

На саммите обсуждалась не только экономическая тематика. Лидеры стран-участниц БРИКС рассмотрели ситуацию на Ближнем Востоке и сошлись во мнении, что сирийскую и иранскую проблемы можно решить только путем диалога.

По словам премьер-министра Индии, лидеры БРИКС также согласились с тем, что «международное сообщество должно продолжать свою деятельность в Афганистане, а также договорились об интенсивной программе консультаций и сотрудничества в приоритетных областях сотрудничества».

Это, как отметил Сингх, отражено в Делийской декларации.

Также стало известно, что страны БРИКС готовы оказать гуманитарную помощь населению Сирии.

«Была выдвинута инициатива оказания коллективной гуманитарной помощи стран БРИКС сирийскому народу», - сказал  Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Дели.

«Мы такую помощь уже предоставляем», - подчеркнул глава российского государства.

Медведев  также заявил о поддержке Индии, Бразилии и ЮАР как сильных кандидатов на вступление в состав Совета Безопасности ООН.

«Россия поддерживает Индию, Бразилию и ЮАР как сильных кандидатов на вступление в состав Совета Безопасности (ООН)», - сказал Медведев.

По словам российского  президента, одним из приоритетов БРИКС должно быть предотвращение использования ООН для попыток смещения неугодных режимов.

Он отметил, что одним из приоритетов БРИКС на ближайшие годы в международной сфере должна являться поддержка Совета Безопасности ООН в вопросах поддержания мира и безопасности, а также предотвращение использования ООН «для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывание односторонних форматов решения конфликтных ситуаций».

БРИКС - группа из пяти быстроразвивающихся государств, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка.

Другие новости по теме

 

Комментарии экспертов

Сейчас ситуация достаточно парадоксальная: мы видим как старые международные институты и организации теряют в весе или даже рассыпаются, а новые пока не созданы.

Мир становится другим. Мы видим, в каком тяжелейшем состоянии находится Европейский Союз, как непросто дается Соединенным Штатам сохранение своего доминирования.  В тяжелейшем состоянии находятся  международные структуры - то же ВТО, куда мы так долго стремились, переживает не лучшие времена. Получается, что есть возможность для возникновения каких-то новых центров политического и экономического  роста. Но пока каких-то судьбоносных прорывов здесь не происходит. 

Мы понимаем, что очищается место для новой реальности. Но пока этой новой реальности не возникает. И проект БРИКС  пока еще находится в полувиртуальном состоянии.

Мы же понимает, что идея БРИКС  была интеллектуальной идеей. Выступили политические и экономические консультанты, которые назвали четыре потенциально наиболее быстрорастущих экономик будущего. Четырем потенциально растущим экономикам будущего это понравилось, и они объединились в организацию. Потом к ним стали добавляться новые. Но пока БРИКС является интеллектуальной аббревиатурой, а реальной структурой мы пока не можем ее назвать. 

Возьмите список этих стран: Бразилия, Китай, Индия, ЮАР и Россия. В реальности общего у них, мягко говоря, очень мало. Более того, если вы почитаете, что в Индии пишут по поводу Китая, который считают главной угрозой, то надо задуматься, как может страна, которая считает другую прямой военной угрозой, быть с ней в каком-то реальном союзе. 

Да и наше отношение к Китаю пересказывать тоже не надо. Оно, мягко говоря, неоднозначное. Далеко не все в России в восторге от появления у нас на Востоке такого  экономического и политического гиганта. 

А Бразилия - это вообще другой континент и во многом для нас загадочный. Разве что каждый скажет, что это страна, где много диких обезьян. Я, конечно, утрирую, но это не снимает  вопроса  -  что у нас может быть в реальности общего с Бразилией, какие могут быть проекты совместные финансироваться? Мы слишком далеко находимся.  Посмотрите на товарооборот России и Бразилии. Вряд ли он вырастет в ближайшее время. У нас там даже с Америкой тяжело даются  торговые отношении, в силу просто географической удаленности. 

Поэтому получается, что мы пока можем только выстраивать двусторонние отношения. А как только мы попадаем с Китаем в одну структуру, начинаются выяснения -  кто главнее. Это мы уже по ШОС проходили. Еще года три назад все говорили о перспективах ШОС. Россия и Китай так и не смогли выяснить, кто там главный. В результате, естественно, ШОС начал сдуваться, потому что не могут  две страны пока найти общего языка в рамках глобальных структур. Вот это и проблема. И она остается и в рамках БРИКС.

Пока этот саммит не приблизил нас к пониманию того, что из БРИКС действительно получится полноценная реальная структура, где пять входящих в нее стран, действительно, будут помогать друг другу, обогащать друг друга, подставлять плечо. 

Мне кажется, что стратегия БРИКС должна быть похожа на некую консолидацию стран, которые находятся в фазе так называемых развивающихся рынков, в фазе растущих экономик, к которым относятся Бразилия, Индия, Китай, Россия и Южная Африка. Вот эта стратегия на их консолидацию – очень правильный выбор. 

Дело в том, что в постсоветском мире появились новые тенденции. Одна из них – самая главная и самая опасная – это тенденция создания монополярного мира, что в принципе невозможно, поскольку мир полярен. Всегда существуют два полюса, и представить, что кто-то один может командовать миром – это злая, вредная и очень опасная утопия. 

Но если это так, то стоит вопрос: а кто может выступить альтернативным полюсом, кто может уравновесить эту очень опасную тенденцию к созданию некой доминирующей и пытающейся все контролировать в мире силы?

И вот опыт по развитию за двадцать последних лет показывает, что ни одна из крупных стран, многочисленных, с развивающейся экономикой, будь то одна Индия или один Китай, одна Бразилия, Россия или Южная Африка - не в состоянии представить из себя вот такой альтернативный полюс, к которому бы притягивались экономические ресурсы, который бы оказывал достаточно серьезное политическое влияние. И тогда стало понятно (мне кажется, что президент Медведев на саммите БРИКС четко эту мысль сформулировал), что только блок этих государств, только совместная их деятельность, опирающаяся, между прочим, на членство России и Китая в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, может создать реальный противовес и таким образом сбалансировать эту опасную тенденцию и привести мир к новому порядку в двадцать первом веке. 

Уже очень скоро может случиться так, что экономический вес этой большой пятерки БРИКС будет равен экономическому весу стран Запада – США и Европейскому союзу. Это значит, что в мире начнутся процессы, я бы сказал, такого серьезного перераспределения инвестиционных, финансовых потоков, а учитывая, что как раз в странах БРИКС сосредоточены, по сути дела, колоссальные ресурсно-природные запасы, то у этих экономик отличная возможность для роста на собственной основе. 

Поэтому с этой точки зрения, конечно, такое более плотное сотрудничество и объединение в организацию, которая преследует совместные интересы, перспективны для каждой из этих пяти стран. И на основе именно экономического могущества эта новая большая пятерка в конце концов может сформулировать новую повестку на политической арене. 

В частности, одним из итогов саммита стала коллективная сбалансированная позиция по Сирии, потому что там явно развивался сценарий по очень угрожающему пути, напоминавшему Ливию, но именно благодаря стойкости, поддержке Бразилии, Индии и Южной Африки, эта ситуация по Сирии более-менее уравновесилась, и теперь такой прямой угрозы разгрома этой страны по ливийскому сценарию вроде бы уже нет. 

Это первый шаг, который наводит на мысль, что да, действительно, новая организация - БРИКС -  может сказать веское слово не только в качестве нового автора в глобальном рынке, но и очень серьезного субъекта в мировой политике. 

БРИКС в настоящее время является таким несколько зависшим международным межнациональным образованием. Организация заявила о себе сначала очень громко, с тех пор вроде бы серьезных интеграционных процессов в рамках данного образования не намечается. Да и центром международного влияния объединение также пока не стало. 

Более того, наблюдаются определенные центробежные тенденции. В частности, это касается Бразилии и Индии. В настоящий момент Соединенные Штаты Америки и Запад в целом ведут достаточно активную работу по некой дестабилизации работы БРИКС, стремятся перетянуть на свою сторону Индию и Бразилию. И в настоящий момент эти страны являются слабыми звеньями в рамках этого партнерства.

Поэтому здесь требуется определенная актуализация деятельности этого образования. Конечно, инициативы российской стороны и некоторые объективные причины, связанные с неустойчивостью на валютных рынках, побуждают эти страны идти на объективную консолидацию, по крайней мере, выработку совместных решений по валютному направлению. Другое дело, что для превращения этого образования в новый  международный центр тяжести требуется более  интенсивное сотрудничество государств. 

Необходимо создание каких-то наднациональных органов, скажем, координирующих,  или, по крайней мере, наднациональных дискуссионных площадок. Пока мы этого не видим. БРИКС пока еще является достаточно рыхлой структурой, которая пока не выполняет возложенную на нее миссию некоего альтернативного центра влияния в мире. 

Сейчас важно понять, насколько продуктивными окажутся меры по модернизации этой организации. 

По крайней мере, первые шаги сделаны и их следует приветствовать. Другое дело, что надо создавать не только структуры экономического плана, как, например, совместный банк развития  БРИКС.  

Россия конечно будет стараться придать импульс деятельности этой организации. Другое дело, что в рамках БРИКС мы можем выступать в качестве формального лидера, но неформальным лидером все-таки будет Китай. Это обусловлено экономикой Китая,  у которого мощная экономика, которая является в настоящий момент второй по силе стране мира после Соединенных Штатов Америки.  

Вопрос о влиянии БРИКС на мировые  экономические процессы, скорее, относится к гипотетическому будущему. Позиция этой организации определяется практически только сейчас. Ясно, конечно, что, учитывая и новую роль и Бразилии, и, в первую очередь, Китая, у этой организацией явно просматривается будущее. Другое дело, что может быть по мере развития этой организации, по мере ее роста и укрепления, она будет испытывать кризис. БРИКС, конечно, организация усиливающаяся, но вместе со своим усилением она содержит в себе основания для последующего кризиса. 

Что касается влияния БРИКС на ситуацию на Ближнем Востоке, то Россия, Китай и  другие страны этой организации не заинтересованы в том, чтобы определенные идеологические мотивы послужили основанием для перераспределения сил на Ближнем Востоке. 

Потенциал у этой организации существует. Если Обама удержится, сохранит свои позиции, то есть шанс, что какого-то серьезного силового перераспределения не будет. Судя по всему, его позиция не конъюнктурна, он действительно человек, пытающийся избегать глобальных конфликтов. Ему удалось бы избежать серьезного вовлечения в ливийскую ситуацию, если бы сопротивление в Совбезе России и Китая было бы более серьезным. Но с Ливией более сложная ситуация. Что касается Сирии – консолидированная позиция России и Америки, судя о всему, даст свои результаты. Не думаю, что в течение этого года найдутся какие-то силы, которые будут заинтересованы в силовом развитии событий. 

Роль России в БРИКС не доминирующая и не образующая. Россия в БРИКС -  наиболее активный дипломат. Она чувствует за собой мягкую поддержку БРИКС. Россия   пытается выступать в своих дипломатических усилиях не только от собственного имени, но и от имени  БРИКС, имея за собой ее вот такую мягкую поддержку. Это эффективно и, возможно, действительно, имеет определенный смысл. По крайней мере, в нынешней конфигурации, при администрации Барака Обамы это имеет смысл. Некий его мягкий экстремизм  - очень удобный контекст для усилий России по укреплению БРИКС.  Есть такое представление, что за новыми азиатскими тиграми мировое будущее. 

Влияние стран группы БРИКС на мировую экономическую и политическую ситуацию будет возрастать. По-видимому, в течении весьма обозримого будущего наши страны смогут войти  в число государств, которые определяют мировую повестку дня не только в экономике и политике, но и в более широком смысле этого слова. Я бы сказал, в общекультурном контексте.

Пока еще многими людьми даже такая страна как Китай воспринимается как некая окраина мира. А между тем,  скорее всего, в течении 15-20 лет Китай станет локомотивом не только в мировой экономике, но и науки, искусства и многого чего другого. В результате мировая повестка дня будет в значительной степени определяться не только в Западной  Европе, Америке и Японии, как сейчас, но и в тех странах, которые сейчас вошли в группу БРИКС.

У России в этом контексте есть уникальный шанс вместе с этими бурно развивающими странами также не потерять своего важнейшего места в мире.  Кроме того важно учитывать, что население этих стран будет сильно увеличиваться. И это тоже является очень важным фактором, хотя бы потому что, эти страны станут помимо прочего еще и крупнейшими потребителями в том числе и высокотехнологичной продукции, что очень важно. Так что сложно переоценить  влияние этих стран. 

Что касается российско-китайских переговоров, то очевидно, что история их переплелась, и соседние страны просто обречены на постоянные взаимоконтакты. У нас есть серьезная возможность для взаимовыгодного использования наших ресурсов. Речь идет не только о природных ресурсах (нефть, газ, лес и т.д), но и об инфраструктурных, а также  интеллектуальных, человеческих. 

У меня вызывает волнение то, что довольно большое количество наших ученых переезжает на работу уже не в Америку и  Европу, а в Китай. Думаю, что для нас очень важно было бы таким образом структурировать отношения между Россией и Китаем, чтобы нашим ученым было бы выгоднее работать в России, но, скажем, для китайских потребителей. Что касается политического влияния, то, очевидно, что влияние наших стран, которые представляют БРИКС, будет со временем расти.  

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".